Цели урока:
Опорные понятия, термины: морфемика, морфема, лексическое и грамматическое значение.
Инструментарий учителя: учебник, тетради.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Оргмомент |
Приветствует учеников, собирает тетради с домашней работой. - Ребята, подготовьтесь, пожалуйста, к уроку. Проверьте, все ли лежит на парте: дневник, пенал, учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка. Записываем число, классная работа. |
Слушают учителя. |
Актуализация знаний и умений |
- Итак, ребята, какой раздел русского языка мы с вами недавно изучили? - Что изучает лексикология? |
Отвечают на вопросы: - Лексикология. - Слова и их значения. |
Объяснение нового материала
Первичное закрепление
Физкультминутка
Дальнейшая работа |
- Все на свете состоит из чего-то: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капелек. Из чего же строятся слова? Они сделаны из своего "строительного материала". "Строительные блоки" для слов называются морфемами. Их четыре: - Вот как они выглядят. (вешаю на доску рисунок) - Как вы как они называются? приставка, корень, суффикс и окончание. – морфемы. - Чего не хватает на доске - А раздел науки о языке, который изучает морфемы, называется Морфемика. - Итак, назовем тему урока. - Морфемика – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. - Откроем учебник на стр 4 и читаем правило - О чем будем говорить на уроке? Что будем узнавать? Узнаем, что такое…. - Морфема. Научимся…- выделять морфемы в словах; - понимать роль морфем в образовании слов и форм слова. - Переходим непосредственно к нашей работе. - Помогите мне из заданных морфем составить слова. -ый-, -здоров-, -к-, -прыж-, -и-, -беж-, пере-, -к-, -а- (здоровый, прыжки, перебежка) - Сейчас будем учится разделять слова на морфемы, правильно обозначать их соответствующими знаками. - Тоесть делать морфемный разбор. А мы такой разбор знаем как разбор слова по составу. - У каждого разбора существует свой алгоритм или по другому порядок разбора - У каждого из вас на столе лежит план морфемного разбора слова. - Попробуем сделать? - Для этого запишем такие слова: уборка, хлебный, украсят, принесли, заколка. -Теперь слушайте меня внимательно! Делаем разбор слов с комментарием по очереди - А алгоритм нам в этом помогает. - Молодцы вы не плохо справились с заданием - Ну что устали? Давайте отдохнем , вставайте, пожалуйста! - Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете. Сад, лес, лесной, садовый, садовник, лесник, лесочек, садик, залесье, садочек, посадка, лесовик, перелесок. - Теперь посмотри на упражнение 376. Замечаете, что первые слова мы уже сделали - Делаете остальные самостоятельно. Потом проведем проверку - Поменялись тетрадями. Взяли в руки карандаши. Смотрим на доску проверяем и ставим оценку - Некоторые слова состоят только из одного корня. Приведите примеры. - Значит корень? - Возьмем слово гора. Прибавим суффикс -н- Получится новое слово с несколько другим лексическим значением. горный. - Теперь прибавим приставку под-. Получаем слово подгорный. И слово приобретет новое лексическое значение. Какое значение имеет приставка НА? (означает нахождение предмета поверх чего-то) - Итак, какие морфемы придают слову новые значения? - А имеет ли какое-то новое значение окончание? Сравним слова: стол, стола, столу, столом… - Образует ли окончание новые слова? Итак какой вывод делаем: Все части слова имеют определенное значение. Приставка, корень, суффикс служат для образования слов, а окончание - для изменения формы слова. - Молодцы! Прослушайте стихотворение С. Погорельского. Проплясали по снегам Снежные метели. Снегири снеговикам Песня просвистели. У заснеженной реки, В снежном переулке Звонко носятся снежки, Режут снег снегурки. - Разделите страничку в тетради на два столбика. Называем один столбик Однокоренные слова, другой-форма слова. - Теперь, я читаю еще раз, а вы заполняйте наши столбики - Проверяем. |
- Приставка, корень, суффикс и окончание Корень слова – главная, значимая часть, Родственные связи Корню дарит власть. Выясни умело линию родства Однокоренные подбери слова. «Приставка» У Корня в недругах, представь-ка, Есть дама гордая –Приставка. А злит она его одним: Стоит лишь только перед ним. «Суффикс» За корнем суффикс обогрел местечко, Не словом угодил, а лишь словечком. Река большая превратилась в речку, Лес –в лесника, а печь –всего лишь в печку.
«Окончание и основа» Та часть слова, что изменяется, Окончанием называется. Остальную же часть слова Именуем мы основой.
Ребята составляют слова: здоровый, прыжки, перебежка.
Ребята рассматривают план морфемного разбора.
Дети отвечают (Комментированное письмо) Дети делают морфемный разбор. Ребята выполняют упражнение 376. Выполняют взаимную проверку
- Дом, стол, рука. - Корень - значимая часть слова.
- Значит, суффикс тоже значимая часть слова.
Значит, и приставка –значимая часть слова. Приставка, корень, суффикс.
Нет, оно образует формы одного и того же слова. При этом не меняется его лексическое значение.
Выборочное письмо; 1 столбик: снег, снежные, снегири, снеговиком, заснеженной, снежки, снегурки. 2 столбик: снег, снегом |
|
- Давайте проверим, умеете ли вы выделять в слове морфемы. Отгадайте шарады. В списке вы мой обнаружите корень, Суффикс – в собрании встретите вскоре, В слове рассказ вы приставку найдете, В целом – по мне на уроки пойдете. (расписание) Корень мой находится в цене, В очерке найди приставку мне, Суффикс мой в тетрадке все встречали, Вся же – в дневнике я и в журнале. (оценка) |
Выполняют задание, отвечают на вопрос. |
Подведение итогов |
- Над какой темой мы сегодня работали на уроке? - Какая цель была поставлена на уроке? - Что такое морфема? - Что изучает морфемика? - Для чего служит каждая морфема? - Чем отличаются формы слова от однокоренных? Оформите свои знания в виде схемы |
Отвечают на вопросы. |
Рефлексия |
Закончите предложение: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я приобрел… я научился… у меня получилось … |
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы. |
Домашнее задание |
Теперь открываем учебники стр 6 упр. 378 |
Записывают задание в дневник. Подают дневники для оценки учителю. |