Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Морфема - наименьшая значимая часть слова"

Цели урока:

  • знать содержание понятия "морфема", предмет изучения морфемики;
  • выделять в слове морфемы, понимать, что морфемы - значимые части слова;
  • извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

Опорные понятия, термины: морфемика, морфема, лексическое и грамматическое значение.

Инструментарий учителя: учебник, тетради.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оргмомент

Приветствует учеников, собирает тетради с домашней работой. 

- Ребята, подготовьтесь, пожалуйста, к уроку. Проверьте,  все ли лежит на парте: дневник, пенал, учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка.

Записываем число, классная работа.

Слушают учителя.

Актуализация знаний и умений

- Итак,  ребята, какой раздел русского языка мы с вами недавно изучили?

- Что изучает  лексикология?

Отвечают на вопросы:

- Лексикология.

- Слова и их значения.

Объяснение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

Дальнейшая работа

- Все на свете состоит из чего-то: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капелек. Из чего же строятся слова? Они сделаны из своего "строительного материала". "Строительные блоки" для слов называются морфемами. Их четыре:

- Вот как они выглядят. (вешаю на доску рисунок)

- Как вы как они называются?

приставка, корень, суффикс и окончание. – морфемы.

- Чего не хватает на доске

- А раздел науки о языке, который изучает морфемы, называется Морфемика.

- Итак, назовем тему урока.

- Морфемика – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов.

- Откроем учебник на стр 4 и читаем  правило

- О чем будем говорить на уроке? Что будем узнавать?

Узнаем, что такое…. - Морфема.

Научимся…- выделять морфемы в словах; - понимать роль морфем в образовании слов и форм слова.

- Переходим непосредственно к нашей работе.

- Помогите мне из заданных морфем составить слова.

-ый-, -здоров-, -к-, -прыж-, -и-, -беж-, пере-, -к-, -а- (здоровый, прыжки, перебежка) 

- Сейчас будем учится разделять слова на морфемы, правильно обозначать их соответствующими знаками. 

- Тоесть делать морфемный разбор. А мы такой разбор знаем как разбор слова по составу.

- У каждого разбора существует свой алгоритм или по другому порядок разбора

- У каждого из вас на столе лежит план морфемного разбора слова. 

- Попробуем сделать?

- Для этого запишем такие слова: уборка, хлебный, украсят, принесли, заколка.

-Теперь слушайте меня внимательно! Делаем разбор слов с комментарием по очереди

- А алгоритм нам в этом помогает.

 - Молодцы вы не плохо справились с заданием

- Ну что устали? Давайте отдохнем , вставайте, пожалуйста!

- Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.

Сад, лес, лесной, садовый, садовник, лесник, лесочек, садик, залесье, садочек, посадка, лесовик, перелесок.

- Теперь посмотри на упражнение 376. Замечаете, что первые слова мы уже сделали

- Делаете остальные самостоятельно. Потом проведем проверку

- Поменялись тетрадями. Взяли в руки карандаши. Смотрим на доску проверяем и ставим оценку

- Некоторые слова состоят только из одного корня. Приведите примеры.

- Значит корень?

- Возьмем слово гора. Прибавим суффикс -н- Получится новое слово с несколько другим лексическим значением. горный.

- Теперь прибавим приставку под-. Получаем слово подгорный.  И слово приобретет новое лексическое значение. Какое значение имеет приставка НА? (означает нахождение предмета поверх чего-то)

- Итак, какие морфемы придают слову новые значения?

- А имеет ли какое-то новое значение окончание? Сравним слова: стол, стола, столу, столом…

- Образует ли окончание новые слова?

Итак какой вывод делаем: Все части слова имеют определенное значение. Приставка, корень, суффикс служат для образования слов, а окончание - для изменения формы слова.

- Молодцы! Прослушайте  стихотворение  С. Погорельского.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песня просвистели.

У заснеженной реки,

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут снег снегурки.

- Разделите страничку в тетради на два столбика. Называем один столбик

Однокоренные слова, другой-форма слова.

- Теперь, я читаю еще раз, а вы заполняйте наши столбики

- Проверяем.

- Приставка, корень, суффикс и окончание

Корень слова – главная, значимая часть,

Родственные связи Корню дарит власть.

Выясни умело линию родства  

Однокоренные подбери слова.

«Приставка»

У Корня в недругах, представь-ка,

Есть дама гордая –Приставка.

А злит она его одним:

Стоит лишь только перед ним.

«Суффикс»

За корнем суффикс обогрел местечко,

Не словом угодил, а лишь словечком.

Река большая превратилась в речку,

Лес –в лесника, а печь –всего лишь в печку.

 

«Окончание и основа»

Та часть слова, что изменяется,

Окончанием называется.

Остальную же часть слова

Именуем мы основой.

 

Ребята составляют слова:

здоровый, прыжки, перебежка.

 

Ребята рассматривают план морфемного разбора.

 

Дети отвечают

(Комментированное письмо)

Дети делают морфемный разбор. 

Ребята выполняют упражнение 376.

Выполняют взаимную проверку

 

- Дом, стол, рука.

- Корень - значимая часть слова.

 

- Значит, суффикс тоже значимая часть слова.

 

Значит, и приставка –значимая часть слова.

Приставка, корень, суффикс.

 

Нет, оно образует формы одного и того же слова. При этом не меняется его лексическое значение.

 

Выборочное  письмо;

1 столбик: снег, снежные, снегири, снеговиком, заснеженной, снежки, снегурки.

2 столбик: снег, снегом

 

- Давайте проверим, умеете ли вы выделять в слове морфемы. Отгадайте шарады.

В списке вы мой обнаружите корень,

Суффикс – в собрании встретите вскоре,

В слове рассказ вы приставку найдете,

В целом – по мне на уроки пойдете.

(расписание)

Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале.

(оценка)

Выполняют задание, отвечают на вопрос.

Подведение итогов

- Над какой темой мы сегодня работали на уроке?

- Какая цель была поставлена на уроке?

- Что такое морфема?

- Что изучает морфемика?

- Для чего служит каждая морфема?

- Чем отличаются формы слова от однокоренных?

Оформите свои знания в виде схемы

Отвечают на вопросы.

Рефлексия

Закончите предложение:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы.

Домашнее задание

Теперь открываем учебники стр 6 упр. 378

Записывают задание в дневник. Подают дневники для оценки учителю.

Размер:
47.14 Kb
Скачали:
11