Конспект урока русского языка 5 класс "Правописание гласных и согласных в значимых частях слова"

Цели урока:

  • актуализировать знания о значимых частях слова, их роли;
  • развивать умение распознавать однокоренные слова и значимые части в слове.

Задачи:

  • Вспомнить способы проверки корневых орфограмм.
  • Вспомнить значимые части слова.
  • Узнать новые слова с удвоенной согласной и их лексическое значение.

Планируемые результаты: закрепить знания о орфограммах в корне слова.

Оборудование: УМК "Школа России" учебник Русский язык 5 класс, презентация, наглядность.

Ход урока

Орг. момент

- Здравствуйте, меня зовут Анастасия Александровна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.
- Перед тем, как сесть за свои рабочие места, повесьте ваши сумки и рюкзаки на крючки или спинку стула приведите свое рабочее в порядок.

Актуализация знаний

- Ребята, какие значимые части слова вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание)
- Верно. Я предлагаю вам разобрать слова по составу, чтобы вспомнить все значимые части слова, как они выделяются на письме и как их определить. (Бессердечный, дубок, указка, поход)

Разбор слов по составуРазбор слов по составу

- Какие орфограммы в корне вы знаете?
- Правильно, молодцы. А что нужно сделать, чтобы правильно обозначить букву в корне?

Минутка чистописания

- Отройте учебники на стр. 60. Прочитайте слова, которые выделены курсивом.
- Верно. Как мы можем проверить правописание данных слов?
- Правильно, вокзал, пассажир и пассажирский - это словарные слова, их написание можно проверить только по орфографическому словарю.

- Откройте тетради, запишите число и классная работа. Сегодня 7 октября.
- Запишите словарные слова в тетрадь, подчеркните непроверяемые гласные в корне. Они выделены зеленым цветом у вас в учебнике.
- Поставьте ударение во всех словах и подчеркните удвоенную "с" в словах пассажир и пассажирский.

Формулировка темы урока

- Чтобы определить тему урока, нужно поставить слова в правильном порядке: "гласных и согласных, корне, слова, Правописание, в". (Правописание гласных и согласных в корне слова)
- Верно, молодцы!

Постановка цели и задач

- Вам уже знакома эта тема, верно? Вы знакомились с ней на прошлых уроках.
- Значит какой будет цель урока? (Вспомнить и закрепить правописании гласных и согласных в словах)
- Если вы уже знаете тему, знаете правила, знаете орфограммы.
- Что мы должны сделать? Верно! (вывешиваю цель на доску)

- А чтобы нам с вами достигнуть цели, нужно выполнить план. Кто прочитает пункты плана? (вывешиваю план)
- Верно, мы к нему еще вернемся в конце урока.

Практическая деятельность

Ребята, отгадайте загадку. Слушайте внимательно!

Он на вокзалах есть всегда,
К нему подходят поезда,
Двойное р содержит он
И называется ... (перрон)

- Обратите внимание на упр. 97. Прочитайте как пишется слово "перрон". Обратите внимание, что в слове удвоенная "р".
- Ребята, что такое вокзал? Что это за место? (Место куда приезжают поезда)
- Прочитайте задание под 3 точкой в номер 97. Давайте составим предложения с словами вокзал, пассажиры, пассажирский, перрон, экспресс.

- Перед тем как продолжить работу, я предлагаю вам немного отдохнуть.

Физкультминутка

- Встаем из-за своих рабочих мест так, чтобы не мешать друг другу. Повторяем за мальчиком на видео. (видеофизминутка)

- При выполнении следующего задания мы узнаем новые слова с удвоенной согласной, познакомимся с лексическим значением этих слов, а также повторим алфавит.

Упражнение 98

Прочитайте, объясните лексическое значение данных слов.

Коллектив, колледж, программа, территория, телеграмма, бассейн, терраса, антенна, аппетит.

- Что нужно сделать в этом номере? Кто прочитает под точкой что написано?
- Что такое лексическое значение? (Обсуждаем каждое слово и записываем его в тетрадь)

- В задании сказано, что нужно поставить слова в алфавитном порядке. Какое слово запишем первым? (антенна)
- Что такое антенна?

Антенна – это устройство, предназначенное для излучения или приема радиоволн. Их устанавливают на крышах домов, чтобы перехватывать сигнал, чтобы вы смогли смотреть телевизор или сидеть в интернете и т.п.

- Следующее слово аппетит, что значит это слово?
Аппетит – это ощущение, связанное с потребностью в пище, т.е. это желание кушать.

- Что такое бассейн?
Бассейн – это искусственный водоем, место где плавают

- Колледж – что значит это слово?
Колледж - это учебное заведение, такое же как школа. После того, как вы окончите школу – вы можете пойти в колледж, чтобы получить какую-нибудь профессию.

- Как вы думаете, что такое коллектив?
- Вас можно назвать коллективом?

Коллектив – это группа людей, которые объединяются для какого-то дела

- Программа – что это?
Программа - это какая-то определенная последовательность действий - план.

- Телеграмма – что это?
Телеграмма – это письмо.

- Терраса – что это такое?
Терраса – это пристройка к дому — открытая или застекленная площадка с крышей. Как большой балкон, люди выходят на террасу, чтобы любоваться видами.

- И последнее слово которое у нас осталось территория.
Территория – это часть суши с определенными границами.

Осуществление контроля

- Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним какая была тема урока? (Правописание согласных и гласных в корне слова)
- Вернемся к нашему плану. Посмотрим выполнили мы его или нет. (да)
- Вспомнили правила правописания гласных и согласных в корне слова? (ответы учащихся)

- Назовите мне корневые орфограммы
- Молодцы. Что такое лексическое значение?

- Какие значимые части слова вы знаете? (Суффикс, корень, приставка, окончание)
- Правильно. Мы с вами выполнили все пункты плана. А значит достигли цель!

Подведение итогов. Рефлексия

- Ребята, где у вас возникли трудности? В каком упражнении? Почему?
- Вам понравился урок?
- Всем спасибо за урок!
- Мне очень понравилось с вами работать. До свидания!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!