Урок русского языка в 5 классе "Состав слова"

Тема урока: Упражнения на закрепление корня, приставки, суффикса, окончания.

Цели:

  • закрепить навыки морфемного разбора, умения находить морфемы, определять их значение;
  • развивать навыки работы с текстами;
  • формировать навыки самоанализа и самоконтроля.

Планируемые образовательные результаты: учащиеся научатся применять полученные знания и умения на практике.

Ход урока

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу.
- Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, надеюсь, что и сегодняшний урок принесет нам радость.

- Пусть ваши сердца раскроются навстречу знаниям, так же как этот прекрасный цветок.
- Нам с вами предстоит интересная серьезная работа. Будьте внимательными, на мои вопросы поднимайте руки, я жду от вас полных ответов.

Сообщение темы. Постановка цели урока

- А сейчас мы решим с вами кроссворд, и вы узнаете тему нашего урока.

  • Учебное помещение для занятий. (Класс)
  • Верхняя женская или мужская одежда. (Пальто)
  • Корм для лошади. (Овес)
  • Защитник Отечества. (Солдат)
  • Лиственное дерево с белым стволом. (Береза)
  • Красна девица, сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)

Кроссворд

- Прочитайте получившееся слово.
- Верно! Состав (чего?) … слова.
- Это слово имеет несколько значений, назовите их. (состав поезда, офицерский состав…)

- Тема нашего урока - Состав слова.
- Мы будем образовывать новые слова. Как вы думаете, зачем нужно образовывать новые слова? (Для того, чтобы наша речь была красивой, многообразной, грамотной)

- А помогут нам повторить тему герои сказки "Белоснежка и семь гномов".
- Они недавно побывали в стране Русского языка и подружились с частями речи.

- С какими же частями речи они подружились? (Приставка, корень, суффикс, окончание)
- Ребята, для вас гномы подготовили задание, надо ответить быстро, четко и постараться безошибочно.

Вопросы:

  1. Из каких частей состоит слово? (Из корня, основы, приставки, суффикса и окончания)
  2. Какая часть самая главная? Почему? (Корень – это обязательная часть слова)
  3. Что такое корень слова? (Корень – это общая (одинаковая) часть однокоренных слов)
  4. Как определить в слове корень? (Нужно подобрать несколько родственных слов, найти у них общую часть. Она и будет корнем)
  5. Что такое окончание? (Окончание – это изменяемая часть слова)
  6. Как найти окончание в слове? (Необходимо изменить слово. Часть, которая изменяется и будет окончанием)
  7. Для чего служит окончание? (Окончание служит для связи слов в предложении)
  8. В каждом ли слове есть окончание? (Нет. Не в каждом. Ее нет, например, в словах кот, человек)
  9. Что такое основа слова? (Основа – это все слово без окончания)
  10. Что такое приставка? (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)
  11. Что такое суффикс? (Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)
  12. В какой последовательности выполняется разбор слова по составу. (Окончание, основа, корень, суффикс, приставка)

Словарная работа

  1. Составьте новые слова со словом СТРОИТЬ, при помощи приставок.
  2. Составьте слова с суффиксом –к–.

Работа с деформированными предложениями текста

- Прочитайте предложения и проследите, как изменяется слово БЕРЕЗА.
- Молодцы. Вы не только знаете хорошо теорию, но и умеете применять свои знания на практике.
- Но прежде чем мы будем работать дальше, давайте немного отдохнем.'

Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка.
Повернулись, ну-ка, ну-ка,
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать и читать
И совсем не унывать.

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Хоть зарядка коротка
Отдохнули мы слегка.

Работа с учебником
Стр. 37, упр. 93.
Самостоятельная работа в тетради. Работа с таблицей.

Инсценировка стихотворения "Состав слова"

Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!

На конце любого слова
Окончанье ищет Вова.
Изменяемая часть
С другим словом держит связь.

Окончанье он найдет,
Его в рамочку возьмет.
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она,

И при помощи приставки
Образуются слова.
После корня он стоит,
Перед окончанием,

Его если заменить,
Другое слово можно получить.
Обозначают уголком,
Называют - суффиксом.

Домашнее задание

Карточка № 1

Выпиши слова:
С суффиксом –ик– Домик, дворик, гномик, крикнуть.

Карточка № 2

Выпиши слова:
С суффиксом –ок– Дворник, прыжок, локоток, кружок, цветок, сапожок.
С приставкой –за– Пробег, забег, зашел, залетел, вылез, залез.

Карточка № 3

Выпиши слова:
С суффиксом –к– Ягодка, былинка, ветка, морозец, зарядка.
С корнем –ход– Проход, выход, заход, набег, переход.

Итог урока. Рефлексия

- Что значит разобрать слово по составу? (выделить окончание, основу, корень, приставку, суффикс)
- Какое задание больше всего понравилось на уроке?
- С каким настроением уходим с урока?

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!