Урок русского языка в 5 классе "Приставки-труженицы"

Цель урока: расширить сведения учащихся об изученной морфеме (приставке).

Задачи:

  • совершенствовать познания учащихся о морфемном разборе слов с учетом его значения и образования;
  • научить обоснованно выделять морфемы, осознавать взаимосвязь языковых явлений;
  • формировать навыки устной монологической речи научного стиля.

Ход урока

Оргмомент

- Всем, всем, добрый день!
- Я рада, что вы все готовы к уроку, у всех прекрасное настроение. У нас сегодня небольшой праздник: урок-открытие, урок-исследование по теме "Приставки-труженицы".

- Вас ждут интересные задания, эксперименты, находки.
- Итак, урок начался. Успехов вам!

Активизация знаний

I этап. Из чего строятся слова?

Все на свете состоит из чего-то: лес из деревьев, облака из множества капелек. Вещества состоят из более мелких частиц.
- А слова сделаны из своего "строительного материала".
- Строительные блоки для слов называются морфемами. Их четыре: приставка, корень, суффикс и окончание.

Теоретическая разминка

Закончи предложение:

- корень - это главная значимая           … в которой заключено общее
часть слова…                                  лексическое значение всех однокоренных слов.

- суффикс - это значимая часть            … которая находится после корня
слова…                                          и обычно служит для образования слов.

- окончание - это значимая часть          … которая образует формы слова.
слова…

- приставка – это значимая часть           … которая находится перед корнем
слова…                                          и служит для образования слов.

- основа - это часть слова … … изменяемого слова без
окончания

Работа в постоянных парах, ответ на экране, итоги отмечают в оценочных листах.

Игра "Составь слово"

Образец: предутренний
поговорить
слагаемое               предполагала
решать
писал
собирала

Игру проводят ассистенты в четверках, заполняют контрольные листы.

Определение темы и цели урока

- Итак, тема нашего урока будет звучать так…
- Сегодня мы расширим наше представление о приставках. Тему урока мы специально назвали "Приставки-труженицы".
Задание: определить цели урока. (слово учащимся)

Новый материал

II этап. Поговорим о всех приставках сразу

1. Лингвистический эксперимент.
а) Предложить словесный и художественный эпиграфы к теме урока.
- слово авторам,
- оценка работ учащимися.

б) Игра с приставками

- Представьте себе, что вы сидите перед телевизором.
- Представили!
- Я вам скажу "В". Что вы сделаете?

- Включим телевизор.
- А если я скажу: "Пере!"
- Переключим на другую программу.

- А если я скажу: "Вы!"
- Значит, надо выключить.

Приставки имеют смыслПриставки имеют смысл

в) Много ли на свете приставок

- Многие русские приставки вам хорошо известны. Каждый день вы их слышите, произносите, читаете. Сколько же их?
- Вспомните как можно больше, запишите и пересчитайте.

  • более 40 - превосходно ("5");
  • более 30 - хорошо ("4");
  • меньше 30 -не огорчайтесь, еще разовьете свою память.

Оценки заносят ассистенты в контрольный лист.

Для разных приставок – разные законы.

  1. 1.-приставки всегда пишутся одинаково,
  2. приставки на з-, с-,
  3. приставки при- пре-

Приставки, которые всегда пишутся одинаково (I группа)
а) Сколько их?

Приставки пишутсяч всегда одинаковоПриставки пишутсяч всегда одинаково

Вывод: большинство приставок подчиняются главному правилу, только нужно научиться быстро "узнавать в лицо", чтобы не спутать с другими.

б) Рассуждение по алгоритму.

Алгоритм: к какому типу относится приставка?Алгоритм: к какому типу относится приставка?

в) Секрет безошибочного письма.

- Раз все приставки первой группы пишутся одинаково, то и секрет их правильного написания не сложен.
- Хорошее знакомство с ними спасет вас от ошибок.
- Дерзайте! Успехов вам!

Коварная приставка с-

Задача: выделить приставку.
Ключ: в русском языке есть приставка с, а буква з входит в корень.

Сбиться, здоровье, сжечь, сбор,здание, сделать, сгоряча, сорняк, сорт, сбегать, здравствуй.

Вывод: как бы звонко не звучала с- перед звонкими согласными, она приставка I группы, следовательно, всегда пишется одинаково.

Слова "здесь, здоровье, здание" не относятся к данному правилу.

III. этап. Игры с приставками (практическое занятие)

Приставка или нет?

Задача: выделить приставки в словах.
Ключ: все приставки - носители смысла.

Сотрудник, соловей, соединение.
Подписать, порох, подправить.
Предвидеть, предсказать, предмет.
Добраться, домашний, доверить

Ответ проверяется по слайду, результаты вносятся в оценочный лист.

Прятки с приставками в середине слова.

Задача: Найти приставки в середине слова
Ключ: "склеенные слова".

Путешественник, громоотвод,
пятилетка, водопроводчик,
газопровод, нефтеналивной

Куда еще могут спрятаться приставки?

Задача: выделить приставки, посчитать, сколько их.
Ключ: найти слова без приставок, затем с 2, 2, 3 приставками

Готовить, преподать, подготовить.
водить, переподготовить,производить, принести, непроизносимый.

IV этап. Проверь себя

Тест

1. Укажите слова с приставками:
а) унести;
б) подосиновик;
в) ураган;
г) подорожник.

2. Найти слова с приставкой с-
а) смолкнуть;
б) смешной;
в) смелый;
г) сматывать.

3. Какие морфемы образуют новые слова:
а) корень;
б) окончание;
в) приставка;
г) суффикс.

4. Найдите лишнее слово:
а) перелесок;
б) отъезд;
в) выход;
г) лесок.

5. Найдите ошибки в словах, подтвердите примерами:
а) от+ъ+…
б) об+ъ+…
в) про+ъ+…
г) на+ъ+…

Заключительный этап

Учащиеся заполняют оценочные листы. Ассистенты на контрольных листах определяют поурочный балл.

Рефлексивно-оценочный этап

Вопросы учащимся:
- Кто получил сегодня "5", "4", "3"?
- Какие задания вызывали у вас затруднения?

- Что сегодня вам особенно понравилось?
- Какой талисман настроения вы выбираете? Почему?

Домашнее задание

Придумай задание по данному рисунку.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!