Цель урока: расширить сведения учащихся об изученной морфеме (приставке).
Задачи:
- Всем, всем, добрый день!
- Я рада, что вы все готовы к уроку, у всех прекрасное настроение. У нас сегодня небольшой праздник: урок-открытие, урок-исследование по теме "Приставки-труженицы".
- Вас ждут интересные задания, эксперименты, находки.
- Итак, урок начался. Успехов вам!
I этап. Из чего строятся слова?
Все на свете состоит из чего-то: лес из деревьев, облака из множества капелек. Вещества состоят из более мелких частиц.
- А слова сделаны из своего "строительного материала".
- Строительные блоки для слов называются морфемами. Их четыре: приставка, корень, суффикс и окончание.
Теоретическая разминка
Закончи предложение:
- корень - это главная значимая … в которой заключено общее
часть слова… лексическое значение всех однокоренных слов.
- суффикс - это значимая часть … которая находится после корня
слова… и обычно служит для образования слов.
- окончание - это значимая часть … которая образует формы слова.
слова…
- приставка – это значимая часть … которая находится перед корнем
слова… и служит для образования слов.
- основа - это часть слова … … изменяемого слова без
окончания
Работа в постоянных парах, ответ на экране, итоги отмечают в оценочных листах.
Игра "Составь слово"
Образец: предутренний
поговорить
слагаемое предполагала
решать
писал
собирала
Игру проводят ассистенты в четверках, заполняют контрольные листы.
- Итак, тема нашего урока будет звучать так…
- Сегодня мы расширим наше представление о приставках. Тему урока мы специально назвали "Приставки-труженицы".
Задание: определить цели урока. (слово учащимся)
II этап. Поговорим о всех приставках сразу
1. Лингвистический эксперимент.
а) Предложить словесный и художественный эпиграфы к теме урока.
- слово авторам,
- оценка работ учащимися.
б) Игра с приставками
- Представьте себе, что вы сидите перед телевизором.
- Представили!
- Я вам скажу "В". Что вы сделаете?
- Включим телевизор.
- А если я скажу: "Пере!"
- Переключим на другую программу.
- А если я скажу: "Вы!"
- Значит, надо выключить.
в) Много ли на свете приставок
- Многие русские приставки вам хорошо известны. Каждый день вы их слышите, произносите, читаете. Сколько же их?
- Вспомните как можно больше, запишите и пересчитайте.
Оценки заносят ассистенты в контрольный лист.
Для разных приставок – разные законы.
Приставки, которые всегда пишутся одинаково (I группа)
а) Сколько их?
Вывод: большинство приставок подчиняются главному правилу, только нужно научиться быстро "узнавать в лицо", чтобы не спутать с другими.
б) Рассуждение по алгоритму.
в) Секрет безошибочного письма.
- Раз все приставки первой группы пишутся одинаково, то и секрет их правильного написания не сложен.
- Хорошее знакомство с ними спасет вас от ошибок.
- Дерзайте! Успехов вам!
Коварная приставка с-
Задача: выделить приставку.
Ключ: в русском языке есть приставка с, а буква з входит в корень.
Сбиться, здоровье, сжечь, сбор,здание, сделать, сгоряча, сорняк, сорт, сбегать, здравствуй.
Вывод: как бы звонко не звучала с- перед звонкими согласными, она приставка I группы, следовательно, всегда пишется одинаково.
Слова "здесь, здоровье, здание" не относятся к данному правилу.
III. этап. Игры с приставками (практическое занятие)
Приставка или нет?
Задача: выделить приставки в словах.
Ключ: все приставки - носители смысла.
Сотрудник, соловей, соединение.
Подписать, порох, подправить.
Предвидеть, предсказать, предмет.
Добраться, домашний, доверить
Ответ проверяется по слайду, результаты вносятся в оценочный лист.
Прятки с приставками в середине слова.
Задача: Найти приставки в середине слова
Ключ: "склеенные слова".
Путешественник, громоотвод,
пятилетка, водопроводчик,
газопровод, нефтеналивной
Куда еще могут спрятаться приставки?
Задача: выделить приставки, посчитать, сколько их.
Ключ: найти слова без приставок, затем с 2, 2, 3 приставками
Готовить, преподать, подготовить.
водить, переподготовить,производить, принести, непроизносимый.
IV этап. Проверь себя
Тест
1. Укажите слова с приставками:
а) унести;
б) подосиновик;
в) ураган;
г) подорожник.
2. Найти слова с приставкой с-
а) смолкнуть;
б) смешной;
в) смелый;
г) сматывать.
3. Какие морфемы образуют новые слова:
а) корень;
б) окончание;
в) приставка;
г) суффикс.
4. Найдите лишнее слово:
а) перелесок;
б) отъезд;
в) выход;
г) лесок.
5. Найдите ошибки в словах, подтвердите примерами:
а) от+ъ+…
б) об+ъ+…
в) про+ъ+…
г) на+ъ+…
Учащиеся заполняют оценочные листы. Ассистенты на контрольных листах определяют поурочный балл.
Вопросы учащимся:
- Кто получил сегодня "5", "4", "3"?
- Какие задания вызывали у вас затруднения?
- Что сегодня вам особенно понравилось?
- Какой талисман настроения вы выбираете? Почему?
Домашнее задание
Придумай задание по данному рисунку.