Конспект урока русского языка 4 класс "Изложение текста "Воробей"

Цель урока: изложение подробного текста.

Задачи:

  • систематизировать знание алгоритма написания изложения;
  • развитие умения работать с текстом: подбирать заголовок, составлять план, выделять ключевые слова каждой части, письменно пересказывать текст с опорой на план;
  • воспитывать самостоятельность, умение четко выражать свои мысли в устной и письменной форме.

Основные понятия: изложение, текст-повествование, тема текста, главная мысль текста, план.

Оборудование: учебник, ПК, проектор, презентация, раздаточный материал.

Ход урока

Мотивирование к учебной деятельности

- Добрый день, ребята!
- Сегодня наш урок я начну с цитаты Ивана Сергеевича Тургенева: "Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь".
- Смысл этой цитаты будет сопровождать нас на протяжении всего нашего урока и вернемся мы к ней в конце урока.

- И. Тургенев родился в Орле в 1818 г. Тургеневы переехали в Москву, был зачислен Московского университета. Вскоре он уехал в Италию, поселился в Риме, путешествует по Швейцарии.

- Тургенев глубоко любил свою родину, свой народ, его культуру его язык. Несмотря на длительное пребывание за границей и отличное знание нескольких языков, он за всю свою жизнь не написал ни одного произведения на каком-либо другом языке кроме своего родного.

Это говорит о безграничной любви к своей Родине. Иван Сергеевич написал много произведений. Самые известные: "Муму", "Бирюк", "В дороге", "Собака" и др.
- Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением Ивана Тургенева. А вот как она называется, скажите вы мне…

Постановка учебной задачи

- В жизни нам часто приходится много рассказывать о том, что мы видели, читали, слышали, о разных событиях, случаях, которые с нами случались.
- Об одном и том же можно рассказывать и кратко, и подробно. Все зависит от условий нашего общения.
- На каких уроках ученику требуется умение пересказывать? (На уроке литературного чтения, окружающего мира, ОРКСЭ, на математике при решении задачи)

- А всегда ли мы используем устный пересказ? (ответы учащихся)
- А какой пересказ мы с вами еще используем и на каких уроках? (Мы используем письменный пересказ на уроках русского языка)

- Давайте проверим, насколько вы умеете различать где устный, а где письменный пересказ.

  • Ответы на вопросы в конце учебника.
  • Запиши вывод в тетрадь.
  • Изложение.
  • Условие задачи оформи таблицей или схемой.
  • Оформи проект на листе формата А4.
  • Нарисуй словесный портрет главного героя.

- Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться? Сформулируйте цель урока. (Будем учиться писать изложение)
- Умение подробно излагать, необходимо каждому. Мы будем учиться писать подробные изложения.
- Запишите число классная работа и вид работы. (Слайд: тема, цель)

- Какие виды изложений есть? (Краткое, выборочное, подробное, творческое)
- Сегодня мы с вами будем учиться писать подробное изложение. Это самый распространенный вид пересказа, когда текст нужно изложить максимально точно и близко к оригиналу.

- Что же необходимо для написания подробного изложения? (правила подробного письменного пересказа)
- Ознакомимся с памяткой написания подробного изложения. У вас на столах есть "Памятка". Прочитайте.

Памятка "Как подготовиться к изложению"

  1. Прочитай текст. Выясни значение непонятных слов, словосочетаний.
  2. Определи тему и основную мысль текста. Обрати внимание на то, как автор их раскрывает.
  3. Составь план. Выпиши ключевые слова.
  4. Найди слова с орфограммами. Объясни их правописание. Обрати внимание на построение и оформление предложений, постановку знаков препинания.
  5. Еще раз прочитай текст. Мысленно перескажи его. Начинай писать изложение текста по плану.
  6. Проверь написанное изложение.

Конструирование текста

- Ну что ж зная памятку, приступим к работе.
- Но прежде выполним упражнение на сосредоточенность "Ладошка, ребро, кулачок"
- Сядьте правильно, приготовьтесь слушать и следить за текстом. Это первый пункт нашего алгоритма. (Учитель читает)

Я возвращался с охоты. Собака бежала впереди. Вдруг она уменьшила шаги и стала красться.

На аллее я увидал воробышка. Молодой воробей выпал из гнезда. Он не умел летать и сидел неподвижно.

Собака, раскрыв пасть, медленно приближалась к птенцу. Вдруг с дерева камнем упал перед собакой старый воробей. Он с жалким писком прыгнул к зубастой пасти, громко пищал и дрожал от страха. Воробей заслонял собою воробышка.

Воробей жертвовал собою! Он героически спасал свое детище! Собака остановилась и отступила.

- Вы прослушали текст. Определите вид этого текста.
- Определим тему текста и главную мысль и озаглавим текст. (текст повествование, потому что в нем рассказывается о собаке и воробья)

- Тема текста. (Как воробей, рискуя жизнью, спас своего птенца)
- Основная мысль текста. (Любовь сильнее смерти и страха)
- Название. (Воробей)

- Переходим к следующему пункту. Сколько частей имеет текст? (4)
- Как вы определили? (по количеству абзацев)
- Прочитайте первую часть. Назовите основную мысль этой части. (Основная мысль: собака почуяла дичь)

- Как мы можем озаглавить эту часть? (Собака почуяла дичь)
- Составим план. (На доске: Собака почуяла дичь)
- Подчеркните опорные слова к этой части. (Возвращался, бежала, уменьшила шаги, стала красться, зачуяв дичь)

- Прочитайте вторую часть и определите главную мысль. (Воробышек выпал из гнезда)
- Озаглавьте вторую часть. (Птенец на аллее)
- Подчеркните опорные слова. (Увидал, выпал, не умел летать, сидел неподвижно)

- Переходим к третьей части. Назовите основную мысль. (Старый воробей заслонил собой воробышка)
- Дайте название. (На доске: Появление защитника)
- Каковы опорные слова? (Раскрыв пасть, медленно приближалась, камнем упал, с жалким писком прыгнул, громко пищал, дрожал, заслонял собою)

- Прочитайте последнюю часть текста и назовите основную мысль и опорные слова. (Основная мысль: Любовь сильнее смерти. Опорные слова: Жертвовал собою, героически спасал, остановилась и отступила)
На доске: Любовь сильнее смерти.
- Да старый воробей поступил очень мужественно, потому что очень любил своего малыша.
- Подчеркнем опорные слова.

Анализ лексического значения текста

- Мы составили с вами план и опорные слова.
- Какие незнакомые слова и выражения вам встретились? (Слайд)

  • Красться – Перемещаться, пробираться тайком, скрытно, стараясь быть незамеченным.
  • Камнем упал - упал с быстротой и тяжестью падающего камня.
  • С жалким писком – очень тонкий крик, звук, вызывающий жалость.
  • Жертвовать- подвергать опасности; рисковать ради чего-нибудь или кого - нибудь.
  • Героически спасал – поступок требующий смелости, бескорыстия.
  • Детище - ребенок (устаревшее).

(Учитель с помощью учащихся объясняет слова и выражения)

Орфографическая подготовка

- Запомните написание слов: охота, собака, впереди, вдруг, воробей, громко, героически, неподвижно. (слайд)

Повторное чтение текста и иллюстрацией

В последний раз перед записью прочитаем текст и проиллюстрируем с помощью картинок, на доске и вы у себя на столе в парах.

Самостоятельная запись текста

- Уберите карточки с текстом. Приступаем к написанию текста.
- Когда напишите, чем закончите работу? (Проверим получился ли текст)
- Что будете проверять? (орфограммы)
- Что вам поможет? (Словари, опорные слова, вспомнить правила)

Самопроверка написанного

Учащиеся проверяют работу пользуясь памяткой.

Итог урока. Рефлексия

- Ребята, у кого есть желание прочитать свой текст?
- А мы послушаем и дадим свои комментарии.
- Сегодня на уроке вы научились:

  1. Составлять план.
  2. Излагать содержание текста по плану.
  3. Формулировать свои мыли.
  4. Удерживать логику повествования.

- С каким из этих пунктов вы справили. (отвечают на вопросы учителя)
- Какой вызывал затруднение.
- А какой был самый простой.

- И в конце нашего урока я вновь хочу вернуться к нашей цитате.
- Сегодня мы наглядно увидели, что Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
- Я желаю вам чтобы вами всегда двигала только любовь и ваша жизнь будет прекрасной.

Оценки за урок.
- Спасибо за урок!

Размер:
39.32 Kb
Скачали:
26