Цель урока: изложение подробного текста.
Задачи:
Основные понятия: изложение, текст-повествование, тема текста, главная мысль текста, план.
Оборудование: учебник, ПК, проектор, презентация, раздаточный материал.
- Добрый день, ребята!
- Сегодня наш урок я начну с цитаты Ивана Сергеевича Тургенева: "Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь".
- Смысл этой цитаты будет сопровождать нас на протяжении всего нашего урока и вернемся мы к ней в конце урока.
- И. Тургенев родился в Орле в 1818 г. Тургеневы переехали в Москву, был зачислен Московского университета. Вскоре он уехал в Италию, поселился в Риме, путешествует по Швейцарии.
- Тургенев глубоко любил свою родину, свой народ, его культуру его язык. Несмотря на длительное пребывание за границей и отличное знание нескольких языков, он за всю свою жизнь не написал ни одного произведения на каком-либо другом языке кроме своего родного.
Это говорит о безграничной любви к своей Родине. Иван Сергеевич написал много произведений. Самые известные: "Муму", "Бирюк", "В дороге", "Собака" и др.
- Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением Ивана Тургенева. А вот как она называется, скажите вы мне…
- В жизни нам часто приходится много рассказывать о том, что мы видели, читали, слышали, о разных событиях, случаях, которые с нами случались.
- Об одном и том же можно рассказывать и кратко, и подробно. Все зависит от условий нашего общения.
- На каких уроках ученику требуется умение пересказывать? (На уроке литературного чтения, окружающего мира, ОРКСЭ, на математике при решении задачи)
- А всегда ли мы используем устный пересказ? (ответы учащихся)
- А какой пересказ мы с вами еще используем и на каких уроках? (Мы используем письменный пересказ на уроках русского языка)
- Давайте проверим, насколько вы умеете различать где устный, а где письменный пересказ.
- Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться? Сформулируйте цель урока. (Будем учиться писать изложение)
- Умение подробно излагать, необходимо каждому. Мы будем учиться писать подробные изложения.
- Запишите число классная работа и вид работы. (Слайд: тема, цель)
- Какие виды изложений есть? (Краткое, выборочное, подробное, творческое)
- Сегодня мы с вами будем учиться писать подробное изложение. Это самый распространенный вид пересказа, когда текст нужно изложить максимально точно и близко к оригиналу.
- Что же необходимо для написания подробного изложения? (правила подробного письменного пересказа)
- Ознакомимся с памяткой написания подробного изложения. У вас на столах есть "Памятка". Прочитайте.
- Ну что ж зная памятку, приступим к работе.
- Но прежде выполним упражнение на сосредоточенность "Ладошка, ребро, кулачок"
- Сядьте правильно, приготовьтесь слушать и следить за текстом. Это первый пункт нашего алгоритма. (Учитель читает)
Я возвращался с охоты. Собака бежала впереди. Вдруг она уменьшила шаги и стала красться.
На аллее я увидал воробышка. Молодой воробей выпал из гнезда. Он не умел летать и сидел неподвижно.
Собака, раскрыв пасть, медленно приближалась к птенцу. Вдруг с дерева камнем упал перед собакой старый воробей. Он с жалким писком прыгнул к зубастой пасти, громко пищал и дрожал от страха. Воробей заслонял собою воробышка.
Воробей жертвовал собою! Он героически спасал свое детище! Собака остановилась и отступила.
- Вы прослушали текст. Определите вид этого текста.
- Определим тему текста и главную мысль и озаглавим текст. (текст повествование, потому что в нем рассказывается о собаке и воробья)
- Тема текста. (Как воробей, рискуя жизнью, спас своего птенца)
- Основная мысль текста. (Любовь сильнее смерти и страха)
- Название. (Воробей)
- Переходим к следующему пункту. Сколько частей имеет текст? (4)
- Как вы определили? (по количеству абзацев)
- Прочитайте первую часть. Назовите основную мысль этой части. (Основная мысль: собака почуяла дичь)
- Как мы можем озаглавить эту часть? (Собака почуяла дичь)
- Составим план. (На доске: Собака почуяла дичь)
- Подчеркните опорные слова к этой части. (Возвращался, бежала, уменьшила шаги, стала красться, зачуяв дичь)
- Прочитайте вторую часть и определите главную мысль. (Воробышек выпал из гнезда)
- Озаглавьте вторую часть. (Птенец на аллее)
- Подчеркните опорные слова. (Увидал, выпал, не умел летать, сидел неподвижно)
- Переходим к третьей части. Назовите основную мысль. (Старый воробей заслонил собой воробышка)
- Дайте название. (На доске: Появление защитника)
- Каковы опорные слова? (Раскрыв пасть, медленно приближалась, камнем упал, с жалким писком прыгнул, громко пищал, дрожал, заслонял собою)
- Прочитайте последнюю часть текста и назовите основную мысль и опорные слова. (Основная мысль: Любовь сильнее смерти. Опорные слова: Жертвовал собою, героически спасал, остановилась и отступила)
На доске: Любовь сильнее смерти.
- Да старый воробей поступил очень мужественно, потому что очень любил своего малыша.
- Подчеркнем опорные слова.
- Мы составили с вами план и опорные слова.
- Какие незнакомые слова и выражения вам встретились? (Слайд)
(Учитель с помощью учащихся объясняет слова и выражения)
- Запомните написание слов: охота, собака, впереди, вдруг, воробей, громко, героически, неподвижно. (слайд)
Повторное чтение текста и иллюстрацией
В последний раз перед записью прочитаем текст и проиллюстрируем с помощью картинок, на доске и вы у себя на столе в парах.
Самостоятельная запись текста
- Уберите карточки с текстом. Приступаем к написанию текста.
- Когда напишите, чем закончите работу? (Проверим получился ли текст)
- Что будете проверять? (орфограммы)
- Что вам поможет? (Словари, опорные слова, вспомнить правила)
Самопроверка написанного
Учащиеся проверяют работу пользуясь памяткой.
- Ребята, у кого есть желание прочитать свой текст?
- А мы послушаем и дадим свои комментарии.
- Сегодня на уроке вы научились:
- С каким из этих пунктов вы справили. (отвечают на вопросы учителя)
- Какой вызывал затруднение.
- А какой был самый простой.
- И в конце нашего урока я вновь хочу вернуться к нашей цитате.
- Сегодня мы наглядно увидели, что Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
- Я желаю вам чтобы вами всегда двигала только любовь и ваша жизнь будет прекрасной.
Оценки за урок.
- Спасибо за урок!