Конспект урока русского языка 4 класс "Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах"

Цель урока: сформировать знания о правописании -тся и -ться в возвратных глаголах.

Планируемые результаты:

  • знают, что такое глагол как часть речи;
  • знают и умеют применять правило правописания возвратных глаголов на -тся и –ться.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

 

 

 

- Здравствуйте, ребята. Садитесь

- Мы у вами уже виделись, напоминаю, меня зовут Людмила Андреевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Давайте договоримся на уроке соблюдать правила поведения, отвечать только по поднятой руке, не перебивать друг друга, не выкрикивать и если на уроке появятся вопросы - спрашивать.

- Проверим готовность к уроку. Сегодня на уроке вам понадобится учебник, тетрадь и пенал. 

- Продолжите, пожалуйста, фразу, как вы считаете, зачем нам изучать русский язык: «Если я буду хорошо знать русский язык, то смогу…»

- Конечно, я согласна с вашим мнением, русский язык необходим нам, чтобы читать, общаться, хорошо учиться, получать достойное образование.

- Здравствуйте.

 

- Лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать.

Актуализация знаний

- Какую часть речи мы изучаем? (глагол)

- Что называется глаголом?

- Отлично, а на какие вопросы отвечает глагол?

- Что такое неопределённая форма глагола? (это начальная форма глагола. Неизменяемая форма глагола, она не указывает ни на время, ни на число глагола)

 -На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? (отвечают на вопросы  что делать? или что сделать?)

-Что такое возвратные глаголы? И на какие вопросы отвечают возвратные глаголы в неопределенной форме? (что делать, что сделать?)

-Приведите примеры возвратных глаголов. (учиться, купаться) 

- Глагол – часть речи, 

которая обозначает 

действие предмета

- Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? Что делал? Что сделал? Что будет делать?

- Неизменяемая форма глагола, она не указывает ни на время, ни на число глагола.

- Глаголы с суффиксом -ся называются возвратными.

Выход на тему и задачи урока

 

- Мы уже много знаем о глаголе. Но, как вы думаете, всё ли мы знаем об этой части речи?

- Сегодня мы продолжим изучение глаголов. О каких глаголах будем говорить сегодня, вы узнаете чуть позже.

- Прочитайте пословицу на слайде:

Тот труда не бои(т…ся), кто умеет труди (т…ся).

- Что вы бы вставили на место пропуска в первом слове?

- Что вы бы вставили на месте пропуска во втором слове?

- Мнения разделились. Задание было одно, а вы его выполнили по-разному. Почему так вышло? Чего мы ещё не знаем? (Мы ещё не знаем, когда в глаголах, оканчивающихся на -ТСЯ (-ТЬСЯ), нужно писать мягкий знак, а когда - нет.

- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

- Тема урока «Правописание  -тся и  -ться в возвратных глаголах». 

- А сейчас посмотрите на слайд, для того, чтобы определить задачи урока, нам необходимо из предложенных предложений выбрать те, которые соответсвуют нашей теме урока.

- Итак, какие задачи нам подходят?

- Отлично, сегодня на уроке мы познакомимся с правилом правописания –тся и -ться в возвратных глаголах, научимся определять, где возвратных глаголах пишется -тся, а где -ться. 

- Нет.

- Мы ещё не знаем, когда в глаголах, оканчивающихся на -ТСЯ (-ТЬСЯ), нужно писать мягкий знак, а когда - нет.

- Правописание  -тся и  -ться в возвратных глаголах)

Открытие новых знаний

- Ребята, посмотрите на слайд, вы видите предложения, в которых выделены слова.

- Какой частью речи являются  выделенные слова ?

- На какой вопрос отвечает глагол купаться?

- На какой вопрос отвечает слово научиться?

- На какой вопрос отвечает глагол приближается?

- На какой вопрос отвечает глагол отправляются?

- Что вы заметили? (в каких-то словах пишется Ь, в каких-то не пишется)

- На какие впросы отвечают глаголы, где перед суффиксом СЯ пишется Ь?

- На какие вопрсы отвечают глаголы где мягкий знак перед суффиксом СЯ не пишется?

- Значит, какой можем сделать вывод? Когда в возвратных глаголах пишется Ь перед суффиксом СЯ, а когда не пишется?

- Хорошо, а теперь давайте узнаем, правильный ли мы сделали вывод. Откройте учебник на стр. 104. Прочитаем правило в красной рамочке.

- Миша, прочитай, пожалуйста для всего класса внятно и выразительно, а остальные ребята внимательно слушают.

- Значит, мы правильно сделали вывод или нет? Мягкий знак пишется тогда, когда глагол отвечает на вопросы что делать и что сделать?

- Глаголы

- Что делать? …

 

- Мягкий знак пишется тогда, когда глагол отвечает на вопросы что делать и что сделать?

Воспроизведение знаний

 

- Продолжаем работу. Прочитайте пословицу ещё раз:

Тот труда не бои(т…ся), кто умеет труди (т…ся).

- Не боится - на какой вопрос отвечает данный глагол?

- Значит, нужно ли поставить мягкий знак?

- На какой вопрос отвечает глагол трудиться?

- Значит, пишется ли тут мягкий знак?

- Давайте проверим (проверка по слайду)

- Откройте тетради, запишите число (20 апреля), «Классная работа». Спишите пословицу в тетрадь. Подчеркните изученную сегодня на уроке орфограмму.

- А теперь давайте проверим, как вы запомнили правило. Закройте учебник и расскажите друг другу в парах, когда в возвратных глаголах пишется мягкий знак, а когда – нет

- Ребята, что мы сегодня изучили?

- Где нам это знание пригодится?

- Как вы думаете, что будем делать дальше?

- Что делает?

- Нет, т.к отвечает на вопрос что делает?

- Что делать?

- Правлписание тся и ться в возвратных глаголах.

Закрепление нового знания

Задание 1

- Ребята, закройте учебники. Сейчас поиграем в игру, которая называется «да или нет». Если я буду говорить правду, то вы соглашаетесь со мной и хором отчвечаете «Да». Если вы не согласны, то вы хором отвечаете «Нет». Всё ли понятно?

1. Глаголы с суффиксом -ова называются возвратными? ( нет)

2. Возвратными называются глаголы с суффиксом -ся? (да)

3. Возвратные глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? или что делает? (нет)

4. Возвратные глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? (да)

5. Если возвратный глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то в нём перед суффиксом -ся пишется мягкий знак (ь)? (да)

6. Если возвратный глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то в нём перед суффиксом -ся не пишется мягкий знак (ь)? (нет)

7. Если глагол отвечает на вопрос что делает? или что делают?, то в нём не пишется мягкий знак (ь)? (да)

Задание 2

- Ребята сейчас поработаем по вариантам. Первый вариант вы, второй вариант вы. У вас на парте есть листочки, на них вы будете записывать ответы. На задание выделяю 2 минуты.Те, кто закончит раньше, поднимите глазки и сядьте красиво.
- Задания для каджого варианта.

Выпишите из пословиц выделенные глаголы :

1 вариант – те, в которых пишется ь знак;
2 вариант – те, в которых не пишется ь знак.

Трус своей тени боится.  (что делает?)
У него дело из рук валится.  (что делает?)
Друзья познаются в беде. (что делают?)
Несчастья бояться , так и счастья не видать.  (что делать?)
Не сдыдно не знать, стыдно не учиться. (что делать?)
За все браться ничего не сделать. (что делать?)

- Давайте проверим, правильно ли вы выписали слова. 1 вариант слова- бояться, не учиться, браться. 2 вариант- боится, валится,познаются

 Задание 3

- Сейчас я раздам карточки каждому из вас.

Необходимо заменить выделенные слова-антонимами и записать получившийся  текст. Полученные слова-антонимы не должны повторяться в тексте.

- Что такое антоним? (противоположное по смыслу слово, например высокий-низкий)

«Если будешь часто грустить и плакать, жизнь станет  печальной. Кто постоянно хмурится, приносит другим частичку холода»

- Все закончили? Теперь поменяйтесь карточками с соседом по парте, те у кого нет пары, поменйтесть с тем у кого нет пары. Все поменялись?

- Проверьте правильно ли вы выполнил задние ваш сосед. Над словами пишем плюс, если слова правильно подобраны и минус, если неправильно. Если слово написано с ошибкой, то тоже ставим минус.

«Если будешь часто улыбаться и смеяться, жизнь станет радостной. Кто постоянно веселится, приносит другим частичку тепла»

- Отлично, поменяйтесь обратно, ребята поднимите руку у кого нет ощибок. Замечательно, большинство справились без ошибок.

 

 

Выполняют задания.

Рефлексия. Подведение итогов

- Какие задачи мы ставили на урок? Достигли их?

- Наш урок подходит к концу, даввайте узнаем как прошла ваша работа на уроке с помощью фразеологизмов.

- До свидания!

Отвечают на вопросы.

Размер:
39.27 Kb
Скачали:
15