Цель урока: сформировать знания о правописании -тся и -ться в возвратных глаголах.
Планируемые результаты:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Орг. момент
|
- Здравствуйте, ребята. Садитесь - Мы у вами уже виделись, напоминаю, меня зовут Людмила Андреевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. - Давайте договоримся на уроке соблюдать правила поведения, отвечать только по поднятой руке, не перебивать друг друга, не выкрикивать и если на уроке появятся вопросы - спрашивать. - Проверим готовность к уроку. Сегодня на уроке вам понадобится учебник, тетрадь и пенал. - Продолжите, пожалуйста, фразу, как вы считаете, зачем нам изучать русский язык: «Если я буду хорошо знать русский язык, то смогу…» - Конечно, я согласна с вашим мнением, русский язык необходим нам, чтобы читать, общаться, хорошо учиться, получать достойное образование. |
- Здравствуйте.
- Лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать. |
Актуализация знаний |
- Какую часть речи мы изучаем? (глагол) - Что называется глаголом? - Отлично, а на какие вопросы отвечает глагол? - Что такое неопределённая форма глагола? (это начальная форма глагола. Неизменяемая форма глагола, она не указывает ни на время, ни на число глагола) -На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? (отвечают на вопросы что делать? или что сделать?) -Что такое возвратные глаголы? И на какие вопросы отвечают возвратные глаголы в неопределенной форме? (что делать, что сделать?) -Приведите примеры возвратных глаголов. (учиться, купаться) |
- Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета - Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? Что делал? Что сделал? Что будет делать? - Неизменяемая форма глагола, она не указывает ни на время, ни на число глагола. - Глаголы с суффиксом -ся называются возвратными. |
Выход на тему и задачи урока
|
- Мы уже много знаем о глаголе. Но, как вы думаете, всё ли мы знаем об этой части речи? - Сегодня мы продолжим изучение глаголов. О каких глаголах будем говорить сегодня, вы узнаете чуть позже. - Прочитайте пословицу на слайде: Тот труда не бои(т…ся), кто умеет труди (т…ся). - Что вы бы вставили на место пропуска в первом слове? - Что вы бы вставили на месте пропуска во втором слове? - Мнения разделились. Задание было одно, а вы его выполнили по-разному. Почему так вышло? Чего мы ещё не знаем? (Мы ещё не знаем, когда в глаголах, оканчивающихся на -ТСЯ (-ТЬСЯ), нужно писать мягкий знак, а когда - нет. - Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? - Тема урока «Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах». - А сейчас посмотрите на слайд, для того, чтобы определить задачи урока, нам необходимо из предложенных предложений выбрать те, которые соответсвуют нашей теме урока. - Итак, какие задачи нам подходят? - Отлично, сегодня на уроке мы познакомимся с правилом правописания –тся и -ться в возвратных глаголах, научимся определять, где возвратных глаголах пишется -тся, а где -ться. |
- Нет. - Мы ещё не знаем, когда в глаголах, оканчивающихся на -ТСЯ (-ТЬСЯ), нужно писать мягкий знак, а когда - нет. - Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах) |
Открытие новых знаний |
- Ребята, посмотрите на слайд, вы видите предложения, в которых выделены слова. - Какой частью речи являются выделенные слова ? - На какой вопрос отвечает глагол купаться? - На какой вопрос отвечает слово научиться? - На какой вопрос отвечает глагол приближается? - На какой вопрос отвечает глагол отправляются? - Что вы заметили? (в каких-то словах пишется Ь, в каких-то не пишется) - На какие впросы отвечают глаголы, где перед суффиксом СЯ пишется Ь? - На какие вопрсы отвечают глаголы где мягкий знак перед суффиксом СЯ не пишется? - Значит, какой можем сделать вывод? Когда в возвратных глаголах пишется Ь перед суффиксом СЯ, а когда не пишется? - Хорошо, а теперь давайте узнаем, правильный ли мы сделали вывод. Откройте учебник на стр. 104. Прочитаем правило в красной рамочке. - Миша, прочитай, пожалуйста для всего класса внятно и выразительно, а остальные ребята внимательно слушают. - Значит, мы правильно сделали вывод или нет? Мягкий знак пишется тогда, когда глагол отвечает на вопросы что делать и что сделать? |
- Глаголы - Что делать? …
- Мягкий знак пишется тогда, когда глагол отвечает на вопросы что делать и что сделать? |
Воспроизведение знаний
|
- Продолжаем работу. Прочитайте пословицу ещё раз: Тот труда не бои(т…ся), кто умеет труди (т…ся). - Не боится - на какой вопрос отвечает данный глагол? - Значит, нужно ли поставить мягкий знак? - На какой вопрос отвечает глагол трудиться? - Значит, пишется ли тут мягкий знак? - Давайте проверим (проверка по слайду) - Откройте тетради, запишите число (20 апреля), «Классная работа». Спишите пословицу в тетрадь. Подчеркните изученную сегодня на уроке орфограмму. - А теперь давайте проверим, как вы запомнили правило. Закройте учебник и расскажите друг другу в парах, когда в возвратных глаголах пишется мягкий знак, а когда – нет - Ребята, что мы сегодня изучили? - Где нам это знание пригодится? - Как вы думаете, что будем делать дальше? |
- Что делает? - Нет, т.к отвечает на вопрос что делает? - Что делать? - Правлписание тся и ться в возвратных глаголах. |
Закрепление нового знания |
Задание 1 - Ребята, закройте учебники. Сейчас поиграем в игру, которая называется «да или нет». Если я буду говорить правду, то вы соглашаетесь со мной и хором отчвечаете «Да». Если вы не согласны, то вы хором отвечаете «Нет». Всё ли понятно? 1. Глаголы с суффиксом -ова называются возвратными? ( нет) 2. Возвратными называются глаголы с суффиксом -ся? (да) 3. Возвратные глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? или что делает? (нет) 4. Возвратные глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? (да) 5. Если возвратный глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то в нём перед суффиксом -ся пишется мягкий знак (ь)? (да) 6. Если возвратный глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то в нём перед суффиксом -ся не пишется мягкий знак (ь)? (нет) 7. Если глагол отвечает на вопрос что делает? или что делают?, то в нём не пишется мягкий знак (ь)? (да) Задание 2 - Ребята сейчас поработаем по вариантам. Первый вариант вы, второй вариант вы. У вас на парте есть листочки, на них вы будете записывать ответы. На задание выделяю 2 минуты.Те, кто закончит раньше, поднимите глазки и сядьте красиво. Выпишите из пословиц выделенные глаголы : 1 вариант – те, в которых пишется ь знак; Трус своей тени боится. (что делает?) - Давайте проверим, правильно ли вы выписали слова. 1 вариант слова- бояться, не учиться, браться. 2 вариант- боится, валится,познаются Задание 3 - Сейчас я раздам карточки каждому из вас. Необходимо заменить выделенные слова-антонимами и записать получившийся текст. Полученные слова-антонимы не должны повторяться в тексте. - Что такое антоним? (противоположное по смыслу слово, например высокий-низкий) «Если будешь часто грустить и плакать, жизнь станет печальной. Кто постоянно хмурится, приносит другим частичку холода» - Все закончили? Теперь поменяйтесь карточками с соседом по парте, те у кого нет пары, поменйтесть с тем у кого нет пары. Все поменялись? - Проверьте правильно ли вы выполнил задние ваш сосед. Над словами пишем плюс, если слова правильно подобраны и минус, если неправильно. Если слово написано с ошибкой, то тоже ставим минус. «Если будешь часто улыбаться и смеяться, жизнь станет радостной. Кто постоянно веселится, приносит другим частичку тепла» - Отлично, поменяйтесь обратно, ребята поднимите руку у кого нет ощибок. Замечательно, большинство справились без ошибок. |
Выполняют задания. |
Рефлексия. Подведение итогов |
- Какие задачи мы ставили на урок? Достигли их? - Наш урок подходит к концу, даввайте узнаем как прошла ваша работа на уроке с помощью фразеологизмов. - До свидания! |
Отвечают на вопросы. |