Цель урока: обобщение знаний учащихся 4 класса о личных местоимениях.
Задачи:
Есть на Земле огромный дом под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром и лес, морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы, веселый звон ручья,
Живешь в том доме светлом ты и все твои друзья.
- Как называется наша Родина? (Россия)
- Какие символы России вы знаете? (герб, гимн, флаг)
- У каждой станы есть свой символ и среди деревьев. В этих символах отразилась душа народа, его история, традиции.
- Какое дерево мы считаем символом России? (Береза)
- Найдите в толковых словарях лексическое значение слова "береза".
- Какая орфограмма в слове береза?
- Правописание этого слова вы уже изучили, хочу поделиться подсказкой для тех, кто еще затрудняется в его написании. Предлагаю подсказку: слово-образ для запоминания: дерево - береза.
- В слове-образе дерево буква, которая является сомнительной в словарном слове "береза", находится под ударением. Поэтому, чтобы правильно написать словарное слово "береза", необходимо вспомнить слово-образ "дерево".
- Вспомним уроки развития речи.
- Прочитайте текст про березку и найдите речевые ошибки в построении предложений?
Выросла березка стройная и кудрявая. С каждым днем березка хорошела. Но пришли на опушку ребятишки. Подошли к березке, взмахнули топором. Дрогнула березка, и упали на землю прозрачные капельки. Приделали ребятишки к березке желобок, и полился прозрачный душистый сок.
Прошла весна, наступило лето, а березка стояла грустная. До осени было далеко, а на березке уже показались желтые листья.
- Какие речевые ошибки вы нашли? (в каждом предложении употребляется слово березка)
Синонимический ряд
- Назовите слова, из которых можно составить синонимический ряд к слову березка.
- Что такое синонимы?
Синонимический ряд - группа синонимов, состоящая из двух или нескольких слов
- Найдите слова, которыми можно заменить слово береза в тексте?
Березка – дерево – березонька – она
- Назовите лишнюю часть речи.
- Какая это часть речи?
- Что такое местоимение?
- Впишите вместо повторяющегося слова березка личные местоимения, подчеркните во втором предложении грамматическую основу.
- Вместо какой части речи записали личные местоимения? (Местоимения заменило имя существительное)
- Каким членом предложения могут быть личные местоимения?
Вывод: в предложении личные местоимения могут быть подлежащим.
- Прочитайте отредактированный текст и определите главную мысль.
Навредить природе очень легко и очень тяжело, а иногда и невозможно все исправить.
- Исходя из выполненного задания, предположите, о какой части речи будем обобщать знания?
- Сегодня урок обобщения по теме "Личные местоимения".
- Закройте глаза, поставьте личную цель. Чему я буду учиться на уроке.
- Кто хочет поделиться? (я буду учиться, я постараюсь, я ставлю цель)
- Цель: будем обобщать следующие знания о лич. местоимении: какую часть речи заменяют, каким членом предложения являются, как изменяются?
- Для чего нам нужны знания по этой теме?
- Наступила весна и на березке распускаются листья. (коллективная работа, одна ведущая пара у доски)
- Составим кластер. Он поможет систематизировать знания о местоимении.
- На ствол прикрепим часть речи, о которой будете обобщать знания. К стволу прикрепим ветви с ключевыми понятиями, затем листья, которые относятся к этим понятиям.
- Внимательно слушайте и анализируйте ответ ведущей пары.
- Назовите особенности изменения местоимения.
- Вот и украсили мы березку.
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать цветы, сады сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду
Мы березку посадили. (сгибание рук)
Мы водой ее полили. (наклоны)
И березка подросла, (встать на цыпочки)
К солнцу ветки подняла, (руки вверх)
А потом их наклонила (наклон)
И ребят благодарила. (поклоны головой, сесть)
- Вместе мы можем помочь природе. Вместе мы сила.
Я, ты, он, она,
Вместе - целая страна.
Вместе - дружная семья,
В слове "мы" - сто тысяч "я"
- Выпишите из текста личные местоимения и допишите местоимения, которых не хватает?
- Распределите личные местоимения в таблицу по лицам и числам.
- Проверим. Оценим работу соседа.
Работа в группах "Открой секрет березового листа"
- Листья березы – это поистине кладезь полезных веществ. В их составе обнаружены вещества, без которых невозможна нормальная работа сердечно - сосудистой системы. В березовых листьях содержатся вещества, улучшающие наше зрение.
- Сегодня листья хранят секрет по теме нашего урока.
- На листьях, которые лежат передо мной, написаны задания, которые вы будете выполнять в группах.
- У кого на индивидуальных листах зеленый лист – подойдите к 1-ой парте, желтый ко 2-ой, багровый к 3-ей парте.
- Повторим правила работы в группе.
- А работать вы будете под девизом:
Вместе не скучно.
Вместе не тесно.
Вместе легко,
И всегда интересно.
- Проверим, насколько качественно мы обобщили знания о личном местоимении, выполним тест
1. Найди лишнее:
а) я
б) ты
в) как
г) она
2. Найди признак личного местоимения:
а) Называет предмет.
б) Указывает на предмет, не называя его.
в) Указывает действие предмета.
г) Служит для связи слов в предложении.
3. Каким членом предложения является местоимение?
Он долго ходил около школы.
а) сказуемым;
б) подлежащим;
в) определением;
г) дополнением.
4. Сосчитай количество местоимений: как, без, он, у, я, ты, мы, до, вы, про, они.
а) 4
б) 5
в) 6
г) 7
- Проверим тест по ключу, оценим работу товарища.
- Объединим все выводы в одну схему. Составим понятийное колесо по теме личные местоимения. Закончите предложение.
Интересные факты
- Человек широко использует все части березы. Верхний слой березовой коры - береста использовалась людьми издавна. Из нее делали обувь, одежду, а также письменную бумагу - берестяные грамоты. Сегодня импровизированная береста послужит нам памяткой, которые я хочу вам подарить.
- Пока раздают памятки, посчитайте баллы и переведите их в оценки.
- О какой части речи обобщали знания? (личные местоимения)
- Достигли ли вы, поставленных в начале урока личных целей? (ответы учащихся)
- Чему вы еще учились?