Конспект урока русского языка 4 класс "Личные местоимения 1, 2, 3 лица. Роль местоимения в речи"

Цели урока:

  • способствовать формированию понятия о функциях местоимениях в речи, ее роли в предложении;
  • показать отличие местоимений от других частей речи и ее своеобразие.

Образовательные ресурсы: меловая доска, учебник, раздаточный материал (листочки с заданиями).

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Организационный момент 

- Здравствуйте,  ребята. Меня зовут …, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Актуализация знаний

- Запишите число, классная работа.

- Я буду говорить слова, в вы должны из записать в 2 столбика по видам орфограмм.

(Работа у доски).

Редкос..ный, с...есть,с...узить, трос..никовый, ужас..ный, , с...ехать, грус..ный, телес..ный, с...ездить,об..учить, вкус..ный, гиган..ский, об...ехать, прекрас..ный, ненас..ный, об...явить.

- Какое правило помогло правильно написать слова в первом столбике? А какое во втором?

- Далее синтаксический разбор предложения:

В синем небе светит яркое солнышко.4  (Работа у доски).

Сообщение темы и целей урока

- Тему урока вы узнаете, когда запишем слова (Работа у доски).

Агроном, шоссе, класс, самолет, легко, овощи, килограмм, вместе, вагон, впереди, везде.

- Подчеркните последние буквы.

- Так какую тему мы будем повторять? «Местоимение»

- Открываем с. 52, прочитайте тему урока. (Роль местоимений в речи)

- Сегодня мы познакомимся с личными местоимениями, научимся отличить местоимение от других частей речи и узнаем о роли местоимений в речи. 

Первичное усвоение новых знаний

- Где мы можем узнать информацию о личных местоимениях?

- Прочитайте правило. (читает 1 ученик)

- Теперь прочитайте правило вслух вместе со мной.

- Назовите личные местоимения?

- Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя?

- Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать?

- Если необходимо обратиться к собеседнику (собеседникам), какие местоимения нужно употребить?

- Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим?
- Если это группа лиц?

- Все названные местоимения называются личными. Как вы думаете, почему?

(Работа в парах).

- У вас на столе карточки.

- Прочтите текст.

- Этот текст красивый?

- Чтобы текст стал красивым, вам надо заменить повторы слов личными местоимениями. Вместо какой части речи употребили местоимения?

- Запишите исправленные предложения.  Подчеркните местоимения.

Кот был красив. Кот был яркий, как огонь, очень рыжий, даже оранжевый. У кота было белое брюшко. Кот крался за синичкой. Синичка, ничего не подозревая, скакала на ступеньке. Синичке было весело в тот весенний денек. Синичка радостно тренькала. Кот напрягся для прыжка, Кот прыгнул, кот промахнулся.

- Проверка. Кто прочитает получившейся текст.

Кот был красив. Он был яркий, как огонь, очень рыжий, даже оранжевый. У кота было белое брюшко. Он крался за синичкой. Она, ничего не подозревая, скакала на ступеньке. Синичке было весело в тот весенний денек. Она радостно тренькала. Кот напрягся для прыжка. Он прыгнул, он промахнулся.

- Как нужно подчеркивать местоимения?

- Почему?,

-Откройте упр. 111.

- Прочитайте его.

- Когда в разговорной речи вы употребляете личное местоимение ВЫ, а когда – ты?

- Обратите внимание на то, что обращаясь к старшим по возрасту и по положению, а также к незнакомым людям, принято употреблять в речи личное местоимение ВЫ.

- Спишите последнее предложение. Подчеркните главные члены.

- Какой частью речи выражено подлежащее.

-Какой можно сделать  вывод: Местоимения в речи могут заменять повторяющиеся слова. Местоимение не называет  предмет, а указывают на него. Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов.

- Откройте страницу 54. Вверху расположена таблица. Ознакомьтесь с ней самостоятельно.

- Расскажите по таблице грамматические признаки местоимений.

- Какие личные местоимения и в каком числе изменяются по родам?

- Какие местоимения относятся к 1 лицу? Запишите в тетрадь.

- Какие относятся ко 2? Запишите.

- К 3 лицу? Запишите.

Физкультминутка

Ну давайте братцы вместе наклоняться.

Влево вправо, влево вправо,

Начинаем всё сначала.

Влево вправо.
Покачаем головой, раз другой, раз другой.
Раз присели, два присели
Мы ещё не всё успели.

Тихо сели, очень дружно
Нам ещё работать нужно.

Ребята, мы с вами отдохнули, набрались сил и можем продолжить работу.

Первичная проверка понимания

- Теперь потренируемся в определении лица местоимений. Выпишите местоимения из упр. 113. Укажите лицо и число.

Самостоятельная работа

 - У вас на столе лежат листочки с текстом. Прочитайте его.

- Спишите вставляя вместо точек  подходящие местоимение. Определите лицо  личных местоимений.

Прооверка

Знаете ли вы, что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. Они очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. Они придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. Он полезный и приятный на вкус.

- Сегодня я приготовила для вас интересные загадки про местоимения.

1. Какие два местоимения мешают движению на дорогам?

2. Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе овощ.

3. Первый слог – личное местоимение, второй и третий – то же, что ненастье. Вместе означают – мелкая клевета или клеветник.

Отгадайте "Что могут местоимения"

1. Какие три местоимения самые чистые?

2. Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным?

3. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево?

2. Какое местоимение превращается в союз, если прочитать его наоборот.

Домашнее задание

Выучить правила на стр. 52. Выполнить упражнение № 114, 116. стр. 55.

Обобщение и подведение итогов урока.

Рефлексия

- Что такое личные местоимения?

- Какие местоимения относятся к 1 лицу, 2 лицу, 3 лицу?

- Если наш урок был познавательным и интересным, поднимите правую руку.

- Если в вашей тетради работа выполнена аккуратно, нет исправлений, поднимите левую руку, хлопните и скажите: «Молодец!»

-  Поднимите руку те, у кого были ошибки! Очень хорошо, что вы смогли увидеть и исправить ошибки! Значит, нам есть над чем поработать на следующем уроке.

Размер:
26.7 Kb
Скачали:
12