Цели урока:
Образовательные ресурсы: меловая доска, учебник, раздаточный материал (листочки с заданиями).
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Организационный момент |
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут …, сегодня я проведу у вас урок русского языка. |
Актуализация знаний |
- Запишите число, классная работа. - Я буду говорить слова, в вы должны из записать в 2 столбика по видам орфограмм. (Работа у доски). Редкос..ный, с...есть,с...узить, трос..никовый, ужас..ный, , с...ехать, грус..ный, телес..ный, с...ездить,об..учить, вкус..ный, гиган..ский, об...ехать, прекрас..ный, ненас..ный, об...явить. - Какое правило помогло правильно написать слова в первом столбике? А какое во втором? - Далее синтаксический разбор предложения: В синем небе светит яркое солнышко.4 (Работа у доски). |
Сообщение темы и целей урока |
- Тему урока вы узнаете, когда запишем слова (Работа у доски). Агроном, шоссе, класс, самолет, легко, овощи, килограмм, вместе, вагон, впереди, везде. - Подчеркните последние буквы. - Так какую тему мы будем повторять? «Местоимение» - Открываем с. 52, прочитайте тему урока. (Роль местоимений в речи) - Сегодня мы познакомимся с личными местоимениями, научимся отличить местоимение от других частей речи и узнаем о роли местоимений в речи. |
Первичное усвоение новых знаний |
- Где мы можем узнать информацию о личных местоимениях? - Прочитайте правило. (читает 1 ученик) - Теперь прочитайте правило вслух вместе со мной. - Назовите личные местоимения? - Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя? - Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать? - Если необходимо обратиться к собеседнику (собеседникам), какие местоимения нужно употребить? - Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим? - Все названные местоимения называются личными. Как вы думаете, почему? (Работа в парах). - У вас на столе карточки. - Прочтите текст. - Этот текст красивый? - Чтобы текст стал красивым, вам надо заменить повторы слов личными местоимениями. Вместо какой части речи употребили местоимения? - Запишите исправленные предложения. Подчеркните местоимения. Кот был красив. Кот был яркий, как огонь, очень рыжий, даже оранжевый. У кота было белое брюшко. Кот крался за синичкой. Синичка, ничего не подозревая, скакала на ступеньке. Синичке было весело в тот весенний денек. Синичка радостно тренькала. Кот напрягся для прыжка, Кот прыгнул, кот промахнулся. - Проверка. Кто прочитает получившейся текст. Кот был красив. Он был яркий, как огонь, очень рыжий, даже оранжевый. У кота было белое брюшко. Он крался за синичкой. Она, ничего не подозревая, скакала на ступеньке. Синичке было весело в тот весенний денек. Она радостно тренькала. Кот напрягся для прыжка. Он прыгнул, он промахнулся. - Как нужно подчеркивать местоимения? - Почему?, -Откройте упр. 111. - Прочитайте его. - Когда в разговорной речи вы употребляете личное местоимение ВЫ, а когда – ты? - Обратите внимание на то, что обращаясь к старшим по возрасту и по положению, а также к незнакомым людям, принято употреблять в речи личное местоимение ВЫ. - Спишите последнее предложение. Подчеркните главные члены. - Какой частью речи выражено подлежащее. -Какой можно сделать вывод: Местоимения в речи могут заменять повторяющиеся слова. Местоимение не называет предмет, а указывают на него. Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов. - Откройте страницу 54. Вверху расположена таблица. Ознакомьтесь с ней самостоятельно. - Расскажите по таблице грамматические признаки местоимений. - Какие личные местоимения и в каком числе изменяются по родам? - Какие местоимения относятся к 1 лицу? Запишите в тетрадь. - Какие относятся ко 2? Запишите. - К 3 лицу? Запишите. |
Физкультминутка |
Ну давайте братцы вместе наклоняться. Влево вправо, влево вправо, Начинаем всё сначала. Влево вправо. Тихо сели, очень дружно Ребята, мы с вами отдохнули, набрались сил и можем продолжить работу. |
Первичная проверка понимания |
- Теперь потренируемся в определении лица местоимений. Выпишите местоимения из упр. 113. Укажите лицо и число. Самостоятельная работа - У вас на столе лежат листочки с текстом. Прочитайте его. - Спишите вставляя вместо точек подходящие местоимение. Определите лицо личных местоимений. Прооверка Знаете ли вы, что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. Они очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. Они придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. Он полезный и приятный на вкус. - Сегодня я приготовила для вас интересные загадки про местоимения. 1. Какие два местоимения мешают движению на дорогам? 2. Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе овощ. 3. Первый слог – личное местоимение, второй и третий – то же, что ненастье. Вместе означают – мелкая клевета или клеветник. Отгадайте "Что могут местоимения" 1. Какие три местоимения самые чистые? 2. Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным? 3. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? 2. Какое местоимение превращается в союз, если прочитать его наоборот. |
Домашнее задание |
Выучить правила на стр. 52. Выполнить упражнение № 114, 116. стр. 55. |
Обобщение и подведение итогов урока. Рефлексия |
- Что такое личные местоимения? - Какие местоимения относятся к 1 лицу, 2 лицу, 3 лицу? - Если наш урок был познавательным и интересным, поднимите правую руку. - Если в вашей тетради работа выполнена аккуратно, нет исправлений, поднимите левую руку, хлопните и скажите: «Молодец!» - Поднимите руку те, у кого были ошибки! Очень хорошо, что вы смогли увидеть и исправить ошибки! Значит, нам есть над чем поработать на следующем уроке. |