Цель урока: познакомить с трудными случаями образования форм глаголов.
Планируемые результаты:
Оборудование: слайд для этапа самоопределения, карточки для проверки знаний.
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал
Так что время не теряем
И работать начинаем.
- Прочитайте, о чем вы должны помнить, работая на уроке.
Мы уже многое знаем.
Мы должны показать все наши знания.
У нас у каждого свое мнение и его нужно озвучить.
Мы имеем право на ошибку.
- Прочитайте девиз урока:
"Учись, смекай, активным будь
И к знаниям откроешь путь!
Обратите внимание!
Слова: Убедить, дудеть, галдеть, очутиться, ощутить,будить, просить, резать, махать, пахать, выпустить, платить, жечь,кушать, кладу, положить - обозначают действие предметов и отвечают на вопросы: что сделать? что делать?
Значит, эти слова - глаголы.
Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать?
Например:
Чистописание
- Слово глагол начинается на букву Г. Пропишите букву г, обозначающую согласный звук [г] и буквосочетания га, кг, гн, гс, уг.
- Составьте предложение с одним из глаголов, которые были представлены Вам на первом слайде, еще эти глаголы есть у Вас в карточке посмотрите.
Я мечтаю победить в конкурсе.
- Давайте запишем это предложение и подчеркнем глагол.
Беседа
- Прочитайте глаголы в неопределенной форме. Образуйте форму 1-го лица единственного числа. Чтобы правильно выполнить это задание, что нужно сделать? (подставить местоимения первого лица ед.ч и мн. ч.: я, мы)
- Составьте предложения со словами "класть", "положить", употребляя их в разных формах.
Я кладу … Мы кладем … Она кладет … Ты кладешь … Я положу … Мы отложили … Куда ты положил … ?
- В чем трудность употребления этих глаголов? (формы глаголов используются с вставкой местоимений 1, 2 или 3-го лица)
- Послушайте стихотворение.
Еду ни ло́жить, ни ложи́ть,
Да и накласть нельзя.
А можно класть и положить,
Запомните, друзья.
(Е. Интякова)
- Сегодня на уроке мы продолжим учиться образовывать разные формы глаголов в трудных случаях.
- Откройте тетради и запишите сегодня у нас: 4 декабря. Классная работа
- Тема нашего урока: Образование формы глагола. (Трудно ли образовывать формы глагола?)
- Прочитайте Интересный вопрос на с. 60.
- Познакомимся с формами этих глаголов.
Рубрика "Важная информация"
- Что вы узнали об особенностях употребления этих глаголов? (что эти глаголы имеют одинаковое значение, но слово есть модно употребить в любой ситуации, а вот с употреблением слова кушать, есть серьезные ограничения)
- Приведите примеры, когда можно употребить глагол "кушать" .
- Хорошо. Предлагаю Вам посмотреть ералаш обратить внимание какие глаголы были употреблены в ералаше не правильно и подумайте, как можно было правильно сказать.
Дети смотрят ералаш, ответы детей.
- Молодцы! Справились с заданием. Переходим с Вами на страницу 61 упр. 5.
Коллективная работа
- Прочитайте задание. Из какого произведения первый отрывок? (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)
- Выберите объяснение употребления глагола "кушать". (Можно употребить глагол "кушать", если предлагают попробовать угощение)
- Из какого произведения второй отрывок? (Муха-Цокотуха)
- Как вы здесь объясните употребление этого глагола? (вежливое предложение попробовать угощение)
Самостоятельная работа
Один ученик предлагает вариант решения, класс оценивает.
Обычно я хожу есть в столовую, но сегодня есть совсем не хотелось.
- Ребята давайте немножко отдохнем и выполним физминутку. Сейчас я буду произносить предложения, если в предложении глагол употребляется правильно, вы будете приседать, если не правильно, то будете прыгать.
- Всем понятно, что нужно будет делать?
- Итак слушайте внимательно.
Чтение цепочкой. Учитель задает вопросы на понимание прочитанного.
- Как образуются формы глагола "класть"? (Эти формы образуются без приставок)
- Как образуются формы глагола с корнем -лож-? (Только с приставками)
- Прочитайте опорную таблицу в рубрике "Говори правильно" на с. 62.
Работа в парах. Самопроверка по образцу на доске
Ответ: кладет, положил, класть, положить, положил, не клади, положить, класть.
Самостоятельное чтение
- Почему в этом фразеологическом обороте форма слова "класть" употребляется неправильно (с приставкой)?
- Что означает этот фразеологический оборот? (это устойчивое выражение буквально значит "усердно работать, старательно, без устали", при этом не делая долгих перерывов на отдых)
Как всегда, в этом исконно русском фразеологизме присутствует переосмысление прямого значения слов, его составляющих. Руки на самом деле не кладут никуда, а они все время двигаются, находятся постоянно в работ.
Слово "покладать" - устаревшее. Сейчас - это единственное слово с приставкой, образованное от глагола класть, мы используем его только в составе этого выражения.
- Прочитайте информацию в следующей таблице в рубрике "Говори правильно" на с. 62.
- Ответьте на Интересный вопрос на с. 63. (Съезжай с горки)
Работа по карточкам (Самостоятельное выполнение)
От глаголов, данных в скобках, образуйте нужную форму.
Я пока не хочу ______ (есть, кушать).
Не ______ (ездить, ехать) сегодня в супермаркет.
Водители, ______(объехать) место аварии.
Сыночек, ______ (есть, кушать) манную кашку.
На обед папа приходит ______(есть, кушать) домой.
Учитель ______ (класть, положить) тетради в сумку.
Мама ______ (класть, положить) мне яблоки.
Ответ: Есть, не езди - не едь, объезжайте, кушай, есть, положил, положила.
- Оцените свою работу с помощью слайда на доске. У всех правильно?
- О каких трудных случаях употребления глаголов вы узнали?
- Что у вас вызвало интерес?
- О каких фактах вы не знали?
- Какими знаниями вы поделитесь дома?
Домашнее задание
Выполнить упр. 8 (с. 63)