Цель: выявить особенности характера героя, авторской позиции, совершенствовать навыки анализа текста художественного произведения.
Задачи:
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим работу над произведением И.С. Тургенева "Муму".
- Посмотрите, пожалуйста, на слайд и ответьте на вопрос. Кто изображен на нем? (Герасим)
- Опираясь на изображение, скажите, какой Герасим?
- Достаточно ли этих сведений, чтобы сложилось целостное представление о герое? (ответы учащихся)
- На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать персонажа?
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Какая тема урока?
- К чему придем в конце урока?
- Так как сам герой о себе ничего сказать не сможет, мы с вами сегодня поработаем в роли исследователей…
- Опираясь на текст произведения мы попробуем с вами поближе познакомиться с Герасимом, а поможет нам в этом паспорт литературного героя. (листочки у каждого)
- Посмотрите внимательно на листочки перед собой. Какую графу мы уже можем заполнить? (имя)
- Иван Сергеевич Тургенев не случайно дал своему герою имя Герасим. Почему? Ответить на этот вопрос нам поможет (имя ученика) своим сообщением.
Имя "Герасим" переводится с греческого языка как "почтенный, уважаемый". Происхождение: имя Герасим пришло в Россию из Византии вместе с христианством. Покровитель имени - преподобный Герасим Вологодский родился в Киеве, в 1147 году построил церковь во имя Святой Троицы и монастырь в лесу, в полуверсте от реки Вологды.
В имени Герасим довольно хорошо сочетаются добродушие, твердость. Человек с этим именем обладает очень чувствительной натурой. Добрый и отзывчивый, он помогает всем, кто к нему обращается, но нередко сам становится жертвой своей доброты.
Это человек неконфликтный, в обществе он держится довольно уравновешенно, однако в некоторых, довольно редких случаях, все же может и вспылить. При этом остановить его бывает очень тяжело. Он трудолюбив.
Судьба не делает Герасиму подарков. Все, что у него есть, добыто упорным трудом, но он не заостряет особого внимания на том, как тяжело ему дается кусок хлеба. Женится поздно, осторожно выбирает подругу жизни. Семья у Герасима крепкая, дружная. Дети растут в атмосфере покоя и дружелюбия, много знают, всем интересуются.
- Есть ли сходство с литературным героем?
- Точно ответить на этот вопрос мы сможем после заполнения паспорта героя.
Попутно проводится словарная работа: слова и их лексические значения записаны на доске: Почтенный – внушающий почтение, заслуживающий его. Уважаемый - уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств.
- На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что у некоторых героев этого произведения есть реальные прототипы.
- Кто является прототипом Герасима?
- Продолжаем с вами заполнение паспорта.
- Как описывает автор Герасима? Чтобы ответить на этот вопрос, откройте в учебнике стр. 166.
- Найдите, как героя описывает автор. (зачитываем)
И.С. Тургенев пишет: " Из числа всей челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения… Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок".
- Вывод: Герасим богатырь, замечательное лицо, глухонемой, серьезный, строгий.
Попутно объясняем слово "замечательный" - исключительный по своим достоинствам. Лишенный способности говорить вследствие врожденной или приобретенной глухоты.
12 вершков - 1 метр 95,5 сантиметра.
- А теперь поработаем в группах, чтобы мы с вами могли сделать как можно больше работы. (раздать задания для групп)
1 группа: Отношение к труду (стр. 166-167)
И.С. Тургенев пишет: "Одаренный необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли
- Либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик..."
"Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; в полчаса все у него было готово". И надо сказать усердно выполнял свою обязанность…"
Вывод: Герасим сильный, ловкий, умелый, трудолюбивый, неутомимый, славный, выполняющий свой долг – крепостную повинность.
Попутно объясняем слова: "неистомная" - неутомимая, "славный" - очень хороший.
2 группа: Мир вещей. Интерьер каморки (стр. 168)
"...он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее — не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук;
в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика — стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили".
Вывод: нелюдимый, все делает основательно.
Чурбак - обрубок дерева, короткое бревно.
Пуд - устаревшая единица измерения массы русской системы мер (1 пуд = 16 кг)
Дюжий - крепкий.
3 группа: Отношение к дворне (челяди) (стр. 168)
"Со всей челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских – они его побаивались, - а в коротких: он считал их за своих".
Вывод: одинокий, сильный, был в коротких отношениях с челядью.
4 группа: Отношение окружающих к Герасиму (стр. 168)
"Он однажды ночью…"
Вывод: Все в околотке стали уважать его после того, как Герасим расправился с ворами, незнакомые люди отмахивались и кричали на него.
"Челядь" - дворовые слуги помещика.
- Давайте теперь поработаем вместе. Откройте стр. 167, 2 и 3 абзац. Прочитайте их, пожалуйста.
"Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле...
Переселенный в город, он не понимал, что с ним такое деется, – скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, – взяли, поставили на вагон железной дороги – и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат – бог весть!
Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; в полчаса все у него было готово, и он опять то останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения, то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь…"
- Какую особенность вы заметили? Какой художественный прием использует автор?
- Правильно, изображая Герасима, Тургенев использует сравнение. Что такое сравнение?
Сравнение - это художественный прием, при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим
- Давайте запишем с кем и с чем сравнивает Тургенев Герасима. (дерево на плодородной земле, молодой, здоровый бык, пойманный зверь)
- Для чего автор использует сравнения. Автор использует сравнения для того, чтобы показать свое отношение к герою.
Взаимоотношения с барыней (вместе) (стр. 172)
"Герасим побаивался барыню и надеялся на ее милость. Барыня жаловала его как верного и сильного сторожа, ему все сходило с рук".
Взаимоотношения с Татьяной
1 группа: стр. 170 (3 абзац)
2 группа: стр. 171-172
3 группа: стр. 178
4 группа: стр. 179
Вывод: полюбил Татьяну (делал ей подарки, оказывал знаки внимания, защищал ее), хотел на ней жениться. Татьяна побаивалась его. Не могла противиться воле барыни и вышла замуж за Капитона.
- Пережив разочарование в любви, Герасим переключает свое внимание и заботу на другого персонажа.
Взаимоотношения с Муму (стр. 179-181, 184)
- Он спасает от смерти маленького щенка, и принимает решение забрать его домой.
"…Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей…".
- Дворник отдает животному всю свою нерастраченную любовь и ласку. В благодарность, Муму очень привязывается к Герасиму и постоянно проявляет преданность к хозяину.
- Муму была умным животным, никогда не лаяла без причины и не представляла опасности для людей. Собака с радостью принимала ласку окружающих, однако среди всех выделяла одного Герасима.
Общие выводы
- Какое впечатление сложилось у вас о Герасиме?
- Каким человеком он был?
Герасим подобен русскому былинному богатырю. Природа одарила его красотой,здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить ему речь и слух. Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. А вот работа в огороде – с метлой и бочкой – кажется ему нелепой, но он упорно выполняет порученное дело. Во всем Герасим любит порядок, аккуратность.
- Как автор относится к своему герою?
Автор восхищается монолитной фигурой крестьянского богатыря, показывает, как крепко связан он с родной землей и своей нелегкой работой. Писатель не равнодушно фиксирует происходящее. Он горячо сочувствует Герасиму, и это выявляется как в прямых оценках, так и в сравнениях, которые раскрывают отношение писателя к происходящему.
Тургенев подчеркивает близость Герасима к земле, к природе, а потому и сравнивает его с деревом, растущим на плодородной земле, с молодым, здоровым быком; с пойманным зверем, который потерял самое дорогое – свободу.
- Какие качества вам близки?
- Какие выводы вы сделали для себя?
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу "П" - "плюс"- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу "М" - "минус"- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной. В графу "И" - "интересно"- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Вывод: Разве человек, являющийся частью такого прекрасного мира, может быть чьей-то собственностью, слепым орудием зла в чужих руках. И Герасим своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался.
- Так давай те ответим на главный вопрос: Почему Герасим сразу не забрал Муму и не ушел вместе с ней? (Потому что он дал слово барыне, она была для него превыше всего, и чувство долга, не позволило ему совершить обман)
Вывод: Всем ходом повествования Тургенев доказывает, что в судьбе Герасима виновата не столько барыня, сколько существующий строй, основанный на зависимости одного человека от другого, т.е. крепостное право.
Домашнее задание
Нарисовать портрет Герасима.