Задачи:
- Здравствуйте ребята. Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи.
- Начинаем урок русского языка.
- Прочитайте пословицу про себя: Ученье свет, а неученье тьма.
- Прочитайте вслух, объясните ее смысл.
- Если будет человек учиться всегда, для него будут легкие пути, а если человек не будет учиться то, ему тяжело будет в дальнейшей жизни.
- Сегодня мы с вами выполним большую работу.
- Чтобы продолжить наш урок предлагаю составить план урока у доски в правильной последовательности.
- Какой пункт будем первым? (ответы учащихся)
- Ребята посмотрите на слайд, что вы видите? (слово)
- Что можно составить из слова? (словосочетание)
- Какие виды текстов вы знаете? (Описание, рассуждение, повествование)
- На какие вопросы отвечает текст-описание? (какой? какая? какие?)
- На какие вопросы отвечает текст-рассуждение? (почему?)
- А текст-повествование? (что делает?)
- Какие знаки препинания встречаются в тексте? (Точка, запятая, восклицательный и вопросительный знаки, точка с запятой, тире, двоеточие)
- Где мы можем встретить текст? (В книгах и учебниках)
- Предположите, а мы сегодня будем работать с текстом?
- Верно, предлагаю вам открыть тему урока.
- Посмотрите на слайд, представлена анаграмма, попробуйте ее расшифровать: ТИЗТЛТОТТЖТЕТНТИЕ
- Какое слово у вас получилось? (Изложение)
- Сформулируйте тему урока?
- Давайте поставим цели урока. (на слайде слова-подсказки)
- Вспомнить … (что такое изложение)
- Учиться составить … (план)
- Написать … (текст изложения грамотно)
- Какая будет главная цель урока? (написать собственное изложение)
Знакомство с текстом
- Вспомните, что такое изложение? (Это письменный пересказ текста)
- А вы уже писали изложение? (да)
- Найдите на столах текст.
Текст для написания изложения
У меня в деревне, в моем деревянном доме у большого леса жили со мной домашний баран, заяц и пес. Они так ко мне привыкли, что не отходили от меня.
Я уходил недалеко от дома к реке, лесу и писал красками с натуры* природу. Мой пес Феб нес во рту складной большой зонт. Заяц прыгал около, а баран шел за мною в стороне.
Когда я писал с натуры, заяц не отходил от меня. Он боялся, должно быть, что его поймают и съедят. Феб спал на травке около или бегал у речки и вспугивал уток.
Заяц сидел около меня и все водил ушами и слушал. Но ему надоедало, что я сижу и пишу.
Он вдруг начинал стучать по мне лапами и довольно больно. Так он приглашал меня гулять.
Слово "гулять" знали Феб, заяц и баран. Они любили гулять со мною и гуляли со мной повсюду.
(По К. Коровину)
- Сколько абзацев имеет текст? (5)
- Есть ли название? Какое? (прогулка)
- Что значит это слово? Что такое прогулка?
- На слайде представлены словосочетания, которые могут нам встретиться. (под боком, писать с натуры), в паре обсудите значение каждого словосочетания.
- Поверьте по слайду, у всех ли получились подобные значения? (В словаре три значения слова натура)
- Наш текст называется прогулка, предположите о чем он может быть?
- Давайте прочитаем и узнаем верны ли были ваши предположения, а для этого перейдем к след. пункту плана. Какому?
Восприятие текста
- С какой целью нам нужно каждому про себя прочитать текст? (Чтение текста про себя)
- Давайте прочитаем текст вслух.
- Верны ли были наши предположения?
- Вспомните, что такое тема текста. О чем текст? (О домашних животных и о художнике)
- Как название текста связано с его содержанием?
- Подходит ли название к тексту?
Анализ текста
- Сколько героев встретили в тексте? Назовите их. (4: заяц, художник, баран, медведь)
- Расскажите о первом герое. Что он делал? (Заяц трусливый, боялся оставаться один)
- Что рисовал художник? Где он жил? (дети отвечают по тексту)
- Сколько у него было домашних животных?
- Как помогал пес хозяину?
- Чем он занимался на прогулке с художником?
- Какого следующего героя рассмотрим?
- Как вел себя заяц с художником?
- Чего боялся заяц?
- Какой герой остался?
- Что сказано о нем?
- Кто из трех животных верно служит своему хозяину?
- Кто воспринимает хозяина как защитника?
- Докажите свой ответ с помощью текста.
- Вспомните, что такое главная мысль текста?
- Назовите главную мысль текста?
- Найдите в первом абзаце основную мысль.
- Найдите в последнем абзаце основную мысль.
- Что хотел сказать автор этими предложениями?
Индивидуальное задание
- Попрошу одного ученика выполнить индивидуальную работу у компьютера.
- Давайте прикрепим слова-помощники, чтобы не забывать о характеристике героев.
- У кого из вас есть домашние животные?
- Как вы с ними проводите время?
- Попробуйте придумать свое название для этого текста, которое соответствует его теме.
- Какой пункт плана мы завершили?
- Какой будет следующий?
Составление плана
- Что такое план? (Краткая запись содержания текста)
- Сколько пунктов плана будет в данном тексте? (5)
- Ребята, с какой целью мы с вами собираемся составлять план? (знать последовательность пересказа)
- Для достижения целей нам нужно еще немного потрудиться, поэтому продолжаем работу. (Один ученик выходит к доске, остальные записываем у себя в тетради)
- Прочитайте 1 абзац. О чем там говорится? Как назовем данную часть? Запишите первый пункт плана.
- Приступим ко 2 абзацу. Прочитайте его. О чем говорится в этом абзаце? Как назовем 2 часть? Напишите 2 пункт плана.
- Прочитайте 3 абзац. Как мы его назовем? Напишите 3 пункт плана.
- Прочитайте 4 абзац. Как можно его озаглавить?
- Напишите 4 пункт плана.
- Прочитайте 5 абзац. Как его мы озаглавим?Напишите 5 пункт плана.
- Какой пункт плана завершили?
- Какой будет следующий?
Примерный план:
- К какому пункту план мы приступаем?
Устный пересказ текста
- С какой целью мы сейчас пересказывали текст?
- Посмотрите на план. Попробуйте пересказать текст друг другу.
- Кто попробует пересказать первых два пункта плана?
- Кто попробует пересказать оставшиеся пункты?
- Кто попробует пересказать текст целиком.
Пример текста
У художника в деревне жили домашние животные. Они привыкли к нему, ходили за ним везде. Художник уходил рисовать природу. Пес нес большой зонт. Заяц прыгал около него. Баран шел следом.
Художник рисовал. Заяц не отходил от него. Он боялся, что его съедят, Пес бегал у речки.
Зайцу надоело ждать художника. Начал стучать по нему лапами. Так он приглашал его гулять.
Слово "гулять" знали все животные. Феб , баран, заяц любили гулять везде с ним.
- А для того чтобы приступить к написанию изложения предлагаю трем ученикам пересказать текст. Пересказываем по плану.
- А теперь перескажите данный текст своему соседу по парте по очереди. (2 минуты на работу)
- В тексте встречаются трудные слова, над которыми мы с вами сейчас поработаем.
Орфографическая работа
- С какой целью мы проводим орфографическую работу? (Запомнить орфограмму)
- Восстановите данные слова. (2 категории – которые можно проверить, и которые нельзя проверить)
Д..р..вне, скл..дной, ж..ли, пр..глашал.
- Найдите ошибки в слова и исправьте их: Шол, у речке, довольна, лапоми, съядят.
– Проверка слов будет на слайде.
- Возьмите, пожалуйста, листы, которые я вам раздала.
- Сейчас мы с вами приступим к написанию изложения.
- Запишите число, слово "Изложение" по середине, и приступайте к написанию изложения. Запишите заголовок текста.
- На доске есть слова-помощники, и карточки с характеристикой героев, которыми вы можете воспользоваться, а также вам может помочь в написании изложения план.
- К какому пункту плана мы с вами приступаем?
Написание изложения (25 минут)
- Вспомните тему урока? (изложение)
- На сегодняшнем уроке мы с вами достигли цели? (да)
- Для достижении нашей цели что мы с вами делали? (Составляли план, писали изложение, читали текст)
- О чем был текст? (О домашних животных)
- Назовите автора текста? (К. Коровин)
- Назовите основную мысль.
- Вспомните пословицу, как вы думаете мы с вами стали светлее и умнее?
- На доске выберите подходящий для себя знак "луч", "тучка".
- Ребята всем спасибо за урок все у нас молодцы.
Домашнее задание
- Откройте дневники запишите и запишите домашнее задание: отредактировать изложение, записать в тетрадь.