Внеурочное занятие по русскому языку 4 класс "Своя игра "В мире однородных членов предложения"

Цель: закрепление знаний об однородных членах предложения.

Задачи:

  • закрепить умение определять однородные члены предложения;
  • распознавать в предложении смысловые отрезки – однородные члены;
  • формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать.

Ход урока

Вступительный этап

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас внеурочное занятие.
- Но перед началом нашего занятия, давайте посмотрим, готовы ли мы. Давайте уберем все ненужное.
- А теперь, посмотрите на соседа по парте и улыбнитесь, повернитесь ко мне, я улыбнусь вам, а вы мне. Молодцы, я рада видеть ваши улыбки.

- Ребята, посмотрите на слайд. Перед вами предложение: "Сестра хорошо танцует и поет".
- Прочитайте его, попробуйте доказать, что это высказывание является предложением. (это предложение, т.к. можно определить грамматическую основу)
- Правильно, в предложении имеется грамматическая основа.

- Определите подлежащее и сказуемое. (подлежащее – сестра, сказуемое – танцует, поет)
- Все верно, чем необычно это предложение? (Здесь несколько сказуемых)
- А как называются такие члены предложения? (однородными)

- А попробуйте доказать, что это именно однородные члены предложения. (Они отвечают на один вопрос и выражены одной часть речи)
- Хорошо, а как вы думаете, чему будет посвящаться наше сегодняшнее занятие? (однородным членам предложения)
- А эта тема вам уже знакома или она для вас новая? (знакома)

- Значит, что мы будем делать? (закреплять тему "Однородные члены предложения")
- Молодцы, все верно!

Основной этап

- Нам с вами предстоит серьезно поработать, вы будете разделены на команды по рядам. 1 ряд - первая команда, 2 ряд- вторая команда, 3 ряд – третья команда.
- Сегодня мы с вами проведем игру, которая называется "В мире однородных членов предложения".
- Но какая игра обходится без определенных правил?

Правила игры

  • У вас будут уровни от просто к сложному, чем выше уровень, тем сложнее. Задания на уровнях вы выбираете сами. За каждое верное задание, вы получаете определенный балл.
  • Ваши баллы будут подчитывать помощники.
  • На обсуждение вопроса дается до 1 минуты.
  • Если команда не отвечает на вопрос, то ответ переходит следующей команде.
  • Ответы принимаются по поднятой руке
  • Когда другие отвечают, мы слушаем.

- А какие правила вы знаете при работе в команде? (ответы учащихся)
- Отлично, вы назвали множество правил. Теперь мы можем начинать.
- И начнет игру у нас первая команда. Выбирайте свое задание.

Своя игра "В мире однородных членов предложения"

I уровень

1. Соотнеси члены предложения и примеры

Соотнеси члены предложения и примерыСоотнеси члены предложения и примеры

Ответ:

  • Однородные подлежащие: В зале собрались учителя, воспитатели и школьники.
  • Однородные сказуемые: Мальчик хочет расспросить отца о космосе и узнать о нем многое.
  • Однородные второстепенные члены предложения: Я отдал кислую и горькую конфету.

2. Соотнесите схемы и предложения.

Соотнесите схемы и предложенияСоотнесите схемы и предложения

Ответ: 1-Б, 2-В, 3-А.

3. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

а) Под солнечными лучами запели и забурлили ручейки.

б) Солнце выглянуло из-за туч, но скоро исчезло.

в) Свежий ветер пахнет полынью васильками и мятой.

Ответ: Свежий ветер пахнет полынью, васильками и мятой.

4. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

Ранней весной расцветают подснежники медуница мать-и-мачеха.

Вдоль забора папа посадил малину, а не цветы.

Добрая старушка угощала детей пирогами да ватрушками.

Ответ: Ранней весной расцветают подснежники, медуница, мать-и-мачеха.

II уровень

Расставь запятые.

а) Птички порхают поют гнезда теплые вьют.
Ответ: Птички порхают, поют, гнезда теплые вьют.

б) Лисица любит кур гусей уток.

Ответ: Лисица любит кур, гусей, уток.

в) Подула зима холодом сорвала листья с деревьев и разметала их по дороге.

Ответ: Подула зима холодом, сорвала листья с деревьев и разметала их по дороге.

г) Однажды лебедь рак да щука везти с поклажей воз взялись.

Ответ: Однажды лебедь, рак да щука везти с поклажей воз взялись.

- Вот мы и прошли 2 уровня. Чтобы продолжать нашу игру так же уверенно, нашим глазам нужно чуть отдохнуть.
- Зажмурьте глаза на 3 секунды, откройте. Повторим это еще 2 раза. Теперь давайте быстро поморгаем на протяжении 5 секунд, остановитесь.
- А сейчас, постарайтесь зрительно нарисовать круг. Молодцы!

III уровень

Закончи предложение.

а)

  • Главные члены предложения – это...
  • Они составляют...
  • Второстепенные члены предложения поясняют...

Ответ: Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое. Они составляют грамматическую основу предложения. Второстепенные члены предложения поясняют главные или другие второстепенные члены предложения.

б)

  • Дополнение отвечает на вопросы ... и может быть выражено ... .
  • Дополнение подчеркивается...

Ответ: Дополнение отвечает на вопросы кого? чего? чему? что? кем? чем? о ком? о чем? и может быть выражено именем существительным или местоимением в косвенном падеже. Подчеркивается пунктиром.

в)

  • Определение отвечает на вопросы ... и обозначает чаще всего ...
  • Определение выражается именем ...
  • Подчеркивается ... линией.

Ответ: Определение отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает чаще всего признак предмета. Подчеркивается волнистой линией.

г)

  • Обстоятельство отвечает на вопросы ... и обозначает ...
  • Оно выражается ... и подчеркивается ...

Ответ: Обстоятельство отвечает на вопросы где? откуда? когда? как? И обозначает место, время, способ действия. Оно выражается наречием или именем существительным в косвенном падеже и подчеркивается пунктиром с точками.

- Ребята, вы все огромные молодцы.
- А пока наши жюри подводят итоги, давайте просмотрим маленький видеоролик, но будьте очень внимательны!
- Ребята, скажите, а что вам больше всего запомнилось? Напоминаю, что ответы принимаются по поднятой руке. Спасибо за ваши ответы, вы были очень внимательны.

Заключительный этап

- Жюри уже подвели итоги. Давайте их узнаем. В нашей игре первое место заняла 1 команда. Давайте поаплодируем.
- За вашу активность на уроке, вам сейчас раздадут правила, которыми вы сможете воспользоваться на уроках русского языка.
- А пока помощники раздают материал, давайте с вами сыграем в последнюю игру.

- Поднимите ваши пальчики вверх, если сегодня вы смогли с легкостью решить задания и узнали что-то новое для себя. А пальчики вниз показывают те, у кого возникали трудности.
- Спасибо за занятие!

Размер:
75.86 Kb
Скачали:
43