Цель: закрепление знаний об однородных членах предложения.
Задачи:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас внеурочное занятие.
- Но перед началом нашего занятия, давайте посмотрим, готовы ли мы. Давайте уберем все ненужное.
- А теперь, посмотрите на соседа по парте и улыбнитесь, повернитесь ко мне, я улыбнусь вам, а вы мне. Молодцы, я рада видеть ваши улыбки.
- Ребята, посмотрите на слайд. Перед вами предложение: "Сестра хорошо танцует и поет".
- Прочитайте его, попробуйте доказать, что это высказывание является предложением. (это предложение, т.к. можно определить грамматическую основу)
- Правильно, в предложении имеется грамматическая основа.
- Определите подлежащее и сказуемое. (подлежащее – сестра, сказуемое – танцует, поет)
- Все верно, чем необычно это предложение? (Здесь несколько сказуемых)
- А как называются такие члены предложения? (однородными)
- А попробуйте доказать, что это именно однородные члены предложения. (Они отвечают на один вопрос и выражены одной часть речи)
- Хорошо, а как вы думаете, чему будет посвящаться наше сегодняшнее занятие? (однородным членам предложения)
- А эта тема вам уже знакома или она для вас новая? (знакома)
- Значит, что мы будем делать? (закреплять тему "Однородные члены предложения")
- Молодцы, все верно!
- Нам с вами предстоит серьезно поработать, вы будете разделены на команды по рядам. 1 ряд - первая команда, 2 ряд- вторая команда, 3 ряд – третья команда.
- Сегодня мы с вами проведем игру, которая называется "В мире однородных членов предложения".
- Но какая игра обходится без определенных правил?
Правила игры
- А какие правила вы знаете при работе в команде? (ответы учащихся)
- Отлично, вы назвали множество правил. Теперь мы можем начинать.
- И начнет игру у нас первая команда. Выбирайте свое задание.
I уровень
1. Соотнеси члены предложения и примеры
Ответ:
2. Соотнесите схемы и предложения.
Ответ: 1-Б, 2-В, 3-А.
3. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
а) Под солнечными лучами запели и забурлили ручейки.
б) Солнце выглянуло из-за туч, но скоро исчезло.
в) Свежий ветер пахнет полынью васильками и мятой.
Ответ: Свежий ветер пахнет полынью, васильками и мятой.
4. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
Ранней весной расцветают подснежники медуница мать-и-мачеха.
Вдоль забора папа посадил малину, а не цветы.
Добрая старушка угощала детей пирогами да ватрушками.
Ответ: Ранней весной расцветают подснежники, медуница, мать-и-мачеха.
II уровень
Расставь запятые.
а) Птички порхают поют гнезда теплые вьют.
Ответ: Птички порхают, поют, гнезда теплые вьют.
б) Лисица любит кур гусей уток.
Ответ: Лисица любит кур, гусей, уток.
в) Подула зима холодом сорвала листья с деревьев и разметала их по дороге.
Ответ: Подула зима холодом, сорвала листья с деревьев и разметала их по дороге.
г) Однажды лебедь рак да щука везти с поклажей воз взялись.
Ответ: Однажды лебедь, рак да щука везти с поклажей воз взялись.
- Вот мы и прошли 2 уровня. Чтобы продолжать нашу игру так же уверенно, нашим глазам нужно чуть отдохнуть.
- Зажмурьте глаза на 3 секунды, откройте. Повторим это еще 2 раза. Теперь давайте быстро поморгаем на протяжении 5 секунд, остановитесь.
- А сейчас, постарайтесь зрительно нарисовать круг. Молодцы!
III уровень
Закончи предложение.
а)
Ответ: Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое. Они составляют грамматическую основу предложения. Второстепенные члены предложения поясняют главные или другие второстепенные члены предложения.
б)
Ответ: Дополнение отвечает на вопросы кого? чего? чему? что? кем? чем? о ком? о чем? и может быть выражено именем существительным или местоимением в косвенном падеже. Подчеркивается пунктиром.
в)
Ответ: Определение отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает чаще всего признак предмета. Подчеркивается волнистой линией.
г)
Ответ: Обстоятельство отвечает на вопросы где? откуда? когда? как? И обозначает место, время, способ действия. Оно выражается наречием или именем существительным в косвенном падеже и подчеркивается пунктиром с точками.
- Ребята, вы все огромные молодцы.
- А пока наши жюри подводят итоги, давайте просмотрим маленький видеоролик, но будьте очень внимательны!
- Ребята, скажите, а что вам больше всего запомнилось? Напоминаю, что ответы принимаются по поднятой руке. Спасибо за ваши ответы, вы были очень внимательны.
- Жюри уже подвели итоги. Давайте их узнаем. В нашей игре первое место заняла 1 команда. Давайте поаплодируем.
- За вашу активность на уроке, вам сейчас раздадут правила, которыми вы сможете воспользоваться на уроках русского языка.
- А пока помощники раздают материал, давайте с вами сыграем в последнюю игру.
- Поднимите ваши пальчики вверх, если сегодня вы смогли с легкостью решить задания и узнали что-то новое для себя. А пальчики вниз показывают те, у кого возникали трудности.
- Спасибо за занятие!