УМК: "Перспектива".
Цель урока: углубить знания детей о словах, близких по значению - синонимах.
Предполагаемые результаты:
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
- Ребята, какие термины в нашей научной копилке? (Омонимы, многозначные слова)
- Выскажите свое мнение - в каком отрывке омонимы, в каком многозначные слова. Докажите.
На слайде текст:
Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей Норки:
- Где вы были?
- У Лисички!
- Что вы ели там?
- Лисички!
Странные вещи в природе бывают.
Ножки у стула,но стул не шагает.
Часто часы бьют,но мы не слыхали,
Чтобы кого-то они обижали,
"Слон затрубил", - говорят,
Интересно!
Что-то слона я не вижу в оркестре?
На карточках предлагается текст. Дети читают и делают вывод, что текст неинтересен, поскольку часто повторяются одни и те же слова.
Вывод: надо узнать, какие слова могут помочь сделать текст интересным.
- Эти слова будут по значению разные или одинаковые? (одинковые)
- Почему? (Нам не нужно менять содержание текста)
Работа по учебнику, стр. 26, упр. 35.
- Такие слова называются синонимы. Рассмотрим их в речи.
Физминутка
Игра "Аукцион"
- Назовите синонимы к слову "идти". (Шагать, маршировать, двигаться)
- Чем отличаются слова? (Оттенками значения)
Работа по учебнику стр. 26-27, упр. 36.
- Герои, сопровождающие нас по учебнику, Аня и Ваня, тоже решили подобрать синонимы. Посмотрим, что у них получилось.
- Какие из слов показалось вам незнакомым? (горница)
- Где мы можем узнать значение этого слова? (в словаре)
- Верно, но для синонимов тоже создали словарь. (Работа со школьным словариком синонимов)
У вас на столах карточки, на которых записаны слова в два столбика. Соедините слова из правого и левого столбика.
Буря лекарь
Аромат швырять
Врач запах
Бросать чародей
Ветер ураган
Воин вихрь
Волшебник ратник
Работа с карточками, взаимопроверка. Обсуждение.
- Каким новым термином пополнилась наша научная копилка? (синонимы)
- Какие слова называют синонимами? (Слова близкие по значению)
- Какое задание показалось самым легким на уроке? Почему?
- Что было трудным, почему?