Конструкт урока русского языка в 3 классе по теме "Омонимы"

Урок построен в технологии проблемно-диалогического обучения, основанной на системно-деятельностном подходе.

Преподавание русского языка ведется по учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого "Русский язык", УМК "Школа России". В соответствии с программой изучается раздел: "Слово в языке и речи". Урок "Омонимы" является 3-м уроком в данной теме.

Цель: формирование ценностного отношения к русскому языку на основе понимания роли омонимов в родном языке.

Планируемые результаты обучения:

  • проводить классификацию по заданному основанию;
  • формулировать цель урока с помощью заданного целевого действия;
  • находить нужную информацию в тексте (словарь, специально подготовленный текст);
  • познакомить с понятием "омонимы".

В соответствии с технологией формирования УУД, формирование такого регулятивного УУД как постановка цели урока ведется поэтапно. На данном уроке при формулировке цели использовался прием "формулирование цели с опорой на целевое действие".

При отборе методов, приемов и содержания урока учитывались следующие дидактические принципы современной педагогики и психологии:

принцип деятельности (учащиеся получают знание не в готовом виде, а в процессе практической групповой работы);

принцип непрерывности (данный урок является частью раздела "Слово в языке и речи");

принцип "минимакса" (минимум – понимать роль омонимов в русском языке, максимум – знать признаки омонимов и уметь их отличать от синонимов, антонимов и многозначных слов).

Материалы: карточки, текст "Омонимы", карточки со словами, презентация.

Ход урока

I. Постановка проблемы

Цель этапа: актуализация знаний, необходимых для постановки проблемы. создание ситуации "выполнимое – невыполнимое действие" и формулирование проблемы урока и цели урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Над каким разделом мы работаем на уроках русского языка?

- С какими понятиями познакомились ранее?

- «Слово в языке и речи»

- Антонимы, синонимы, однозначные и многозначные слова (и другие).

Учитель вывешивает на доску карточки с понятиями (синонимы, антонимы, многозначные слова), также помещены в отдельный столбик слова: горячий-холодный, лист, колокольчик, черный-белый, лук, грусть-печаль, иголки, день-ночь, неприятель-враг, храбрый – трусливый. (напечатаны на листах разным цветом)

- Прочитайте слова на доске.

- Какое задание можно выполнить с этими словами?

- Что значит классифицировать?

- Классифицировать, то есть разделить на классы – группы.

- Какие правила классификации нужно помнить? (устно)

Правила классификации

1. Наличие нескольких групп.

2. Слова в группах объединены общим признаком.

3. У каждой группы есть название.

4. Все элементы (слова) должны относится к какой-либо группе.

- Что вам нужно будет сделать?

Представители от каждой группы берут по 2 карточки со словами, группы обсуждают и вывешивают карточку в нужный столбик.

- Проверим, как вы справились с заданием.

Пример ответа: слова «горячий - холодный» - антонимы, так как имеют противоположное лексическое значение. Слово «лист» многозначное, так как имеет несколько лексических значений, похожих друг на друга.

- Оцените свою работу. (после выполнения каждой группы)

- Итак, последняя группа представьте свои результаты.

У последней группы слово «лук» – омоним. Далее ситуация может развиваться в двух направлениях.

1. Дети ошибочно отнесут его в группу синонимов, антонимов или многозначных слов.

2. Дети не отнесут слово «лук» ни в одну из групп.

Вариант 1. Докажите, что слово «лук» относится к …..  (синонимам, антонимам, …)

Вариант 2. Почему слово «лук»нельзя отнести ни в одну группу? Чем интересно это слово?

- Какая возникала проблема?

- Получилось ли у нас выполнить классификацию?

Проблема: не знаем, как называются слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют совершенно разные лексические значения.

- Сформулируем цель урока, опираясь на слово-целевое действие.

На доске: Цель: узнать …

- Распределить, разделить. 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся  пытаются доказать.

 

 

-У него разные лексические значения, обозначает разные предметы

 

 

- Не знаем, как называются слова, как слово «лук».

 

 

 

 

 

Формулируют цель урока

Результат этапа: обучающиеся вспомнили особенности синонимов, антонимов, многозначных слов. При выполнении классификации обучающиеся столкнулись с проблемой, что слово "лук" нельзя отнести ни в одну из групп. Сформулирована цель урока.

II. Поиск решения

Цель этапа: открыть новое знание.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Чтобы достичь цели урока вы будете работать в группах: 1, 2, 3 и 4 группы -практики, 5 группа - теоретики.

- Чем занимаются практики?

- Какую роль выполняют теоретики?

- Прочитайте план работы в группе.

У каждой группы на карточках план:

1 группа.

- Найти слово в толковом словаре С.И. Ожегова слово «коса».

- Определить количество значений слова (что обозначает слово).

- Нарисовать предмет, который это слово обозначает.

2 группа. Слово «ключ».

3 группа. Слово «кисть».

4 группа. Слово «киви».

- Практики, с каким источником информации вы будете работать?

- Как будете искать нужное слово?

5 группа, а с какими источниками информации будете работать вы?

На карточке: В русском языке существует множество слов, которые одинаково звучат, но имеют совершенно разное лексическое значение. Они называются «омонимы».

В толковом словаре омонимы пишутся в отдельных словарных статьях под разными цифрами.

- Изучают информацию 

 

 

- С толковым словарем С.И. Ожегова

 

- По первой букве

- С текстом

Результат этапа: в ходе групповой работы группа "теоретики" нашли информацию об омонимах, группы практиков нашли примеры омонимов в словаре.

III. Выражение решения

Цель этапа: "открыть" знания о словах, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют совершенно разное лексическое значение.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Каждая группа практиков рассказывает о своих результатах по плану, опираясь на картинку. (весят картинку на свободное место)

Мы работали со словом …

В словаре мы нашли слово …, которое обозначает …

В словаре мы нашли слово …, которое обозначает …

После защиты 4-х групп.

- Вы узнали, как называются слова, с которыми вы работали?

- Тогда спросим у теоретиков.

- Примеры каких слов вы подобрали?

- Скажите, как же называются такие слова?

- Чем они похожи?

- Чем отличаются?

- Какую группу слов можем добавить в нашу таблицу?

- К какой группе относится слово «лук»? Докажите.

- Теперь мы выполнили классификацию?

- Нет

 

- Называют слова

- Омонимы

 

- Произношением и написанием

- Лексическим значением

- Омонимы

 

- К группе «омонимы». Для доказательства дети находят в словаре и зачитывают значения слова «лук».

- Да

- Где можно узнать, верны ли наши предположения?

- Ознакомьтесь с правилом на с. 45-ой учебника.

- Чем наше правило похоже на то, которое мы прочитали в учебнике?

- А чем отличается?

- В учебнике 

Изучают правило. 

- Омонимы одинаковы по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению

- В правиле не сказано, что в толковом словаре значения находятся в отдельных словарных статьях.

Результат этапа: обучающиеся представили результаты работы и выразили новое знание в виде правила.

IV. Реализация продукта

Цель этапа: использование нового знания для выполнения задания.

Деятельность учителя

Деятельность учащихя

- Составьте схему или рисунок, которые отражали бы суть понятия «омоним». Выберите вариант работы: индивидуально, в паре, в группе.

Выполняют задание

- Представьте свои работы.

 

Результат этапа: обучающиеся применили свои знания в процессе выполнения заданий творческого характера.

V. Рефлексия. Итог

Цель этапа: получение обратной связи и акцентирование внимания обучающихся на значении изучения данной темы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Итак, с какими словами познакомились на уроке?

- Можем ли сказать, что мы достигли цели урока?

- Зачем изучать эту тему? 

- С какими словами можно спутать омонимы?

- Где проверить?

- Оцените свою работу на уроке с помощью цветов: зелёный – узнал новое, достиг цели урока, могу объяснить новый материал. Желтый – недостаточно усвоил новый материал, есть трудности в объяснении. Красный – не усвоил материал, не могу объяснить.

- Мы познакомились со словами «омонимами»

- Считаем да, так как узнали, как называются слова, которые одинаково звучат и пишутся, но обозначают совершенно разное.

-Чтобы понимать значение слов и правильно употреблять их в речи.

- С многозначными словами. 

- В толковом словаре С.И. Ожегова 

Оценивают работу

Результат этапа: формирование представлений о значимости изучения данной темы.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!