Урок построен в технологии проблемно-диалогического обучения, основанной на системно-деятельностном подходе.
Преподавание русского языка ведется по учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого "Русский язык", УМК "Школа России". В соответствии с программой изучается раздел: "Слово в языке и речи". Урок "Омонимы" является 3-м уроком в данной теме.
Цель: формирование ценностного отношения к русскому языку на основе понимания роли омонимов в родном языке.
Планируемые результаты обучения:
В соответствии с технологией формирования УУД, формирование такого регулятивного УУД как постановка цели урока ведется поэтапно. На данном уроке при формулировке цели использовался прием "формулирование цели с опорой на целевое действие".
При отборе методов, приемов и содержания урока учитывались следующие дидактические принципы современной педагогики и психологии:
принцип деятельности (учащиеся получают знание не в готовом виде, а в процессе практической групповой работы);
принцип непрерывности (данный урок является частью раздела "Слово в языке и речи");
принцип "минимакса" (минимум – понимать роль омонимов в русском языке, максимум – знать признаки омонимов и уметь их отличать от синонимов, антонимов и многозначных слов).
Материалы: карточки, текст "Омонимы", карточки со словами, презентация.
Цель этапа: актуализация знаний, необходимых для постановки проблемы. создание ситуации "выполнимое – невыполнимое действие" и формулирование проблемы урока и цели урока.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
- Над каким разделом мы работаем на уроках русского языка? - С какими понятиями познакомились ранее? |
- «Слово в языке и речи» - Антонимы, синонимы, однозначные и многозначные слова (и другие). |
Учитель вывешивает на доску карточки с понятиями (синонимы, антонимы, многозначные слова), также помещены в отдельный столбик слова: горячий-холодный, лист, колокольчик, черный-белый, лук, грусть-печаль, иголки, день-ночь, неприятель-враг, храбрый – трусливый. (напечатаны на листах разным цветом) - Прочитайте слова на доске. - Какое задание можно выполнить с этими словами? - Что значит классифицировать? - Классифицировать, то есть разделить на классы – группы. - Какие правила классификации нужно помнить? (устно) Правила классификации 1. Наличие нескольких групп. 2. Слова в группах объединены общим признаком. 3. У каждой группы есть название. 4. Все элементы (слова) должны относится к какой-либо группе. - Что вам нужно будет сделать? Представители от каждой группы берут по 2 карточки со словами, группы обсуждают и вывешивают карточку в нужный столбик. - Проверим, как вы справились с заданием. Пример ответа: слова «горячий - холодный» - антонимы, так как имеют противоположное лексическое значение. Слово «лист» многозначное, так как имеет несколько лексических значений, похожих друг на друга. - Оцените свою работу. (после выполнения каждой группы) - Итак, последняя группа представьте свои результаты. У последней группы слово «лук» – омоним. Далее ситуация может развиваться в двух направлениях. 1. Дети ошибочно отнесут его в группу синонимов, антонимов или многозначных слов. 2. Дети не отнесут слово «лук» ни в одну из групп. Вариант 1. Докажите, что слово «лук» относится к ….. (синонимам, антонимам, …) Вариант 2. Почему слово «лук»нельзя отнести ни в одну группу? Чем интересно это слово? - Какая возникала проблема? - Получилось ли у нас выполнить классификацию? Проблема: не знаем, как называются слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют совершенно разные лексические значения. - Сформулируем цель урока, опираясь на слово-целевое действие. На доске: Цель: узнать … |
- Распределить, разделить.
Обучающиеся пытаются доказать.
-У него разные лексические значения, обозначает разные предметы
- Не знаем, как называются слова, как слово «лук».
Формулируют цель урока |
Результат этапа: обучающиеся вспомнили особенности синонимов, антонимов, многозначных слов. При выполнении классификации обучающиеся столкнулись с проблемой, что слово "лук" нельзя отнести ни в одну из групп. Сформулирована цель урока.
Цель этапа: открыть новое знание.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
- Чтобы достичь цели урока вы будете работать в группах: 1, 2, 3 и 4 группы -практики, 5 группа - теоретики. - Чем занимаются практики? - Какую роль выполняют теоретики? - Прочитайте план работы в группе. У каждой группы на карточках план: 1 группа. - Найти слово в толковом словаре С.И. Ожегова слово «коса». - Определить количество значений слова (что обозначает слово). - Нарисовать предмет, который это слово обозначает. 2 группа. Слово «ключ». 3 группа. Слово «кисть». 4 группа. Слово «киви». - Практики, с каким источником информации вы будете работать? - Как будете искать нужное слово? 5 группа, а с какими источниками информации будете работать вы? На карточке: В русском языке существует множество слов, которые одинаково звучат, но имеют совершенно разное лексическое значение. Они называются «омонимы». В толковом словаре омонимы пишутся в отдельных словарных статьях под разными цифрами. |
- Изучают информацию
- С толковым словарем С.И. Ожегова
- По первой букве - С текстом |
Результат этапа: в ходе групповой работы группа "теоретики" нашли информацию об омонимах, группы практиков нашли примеры омонимов в словаре.
Цель этапа: "открыть" знания о словах, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют совершенно разное лексическое значение.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
- Каждая группа практиков рассказывает о своих результатах по плану, опираясь на картинку. (весят картинку на свободное место) Мы работали со словом … В словаре мы нашли слово …, которое обозначает … В словаре мы нашли слово …, которое обозначает … После защиты 4-х групп. - Вы узнали, как называются слова, с которыми вы работали? - Тогда спросим у теоретиков. - Примеры каких слов вы подобрали? - Скажите, как же называются такие слова? - Чем они похожи? - Чем отличаются? - Какую группу слов можем добавить в нашу таблицу? - К какой группе относится слово «лук»? Докажите. - Теперь мы выполнили классификацию? |
- Нет
- Называют слова - Омонимы
- Произношением и написанием - Лексическим значением - Омонимы
- К группе «омонимы». Для доказательства дети находят в словаре и зачитывают значения слова «лук». - Да |
- Где можно узнать, верны ли наши предположения? - Ознакомьтесь с правилом на с. 45-ой учебника. - Чем наше правило похоже на то, которое мы прочитали в учебнике? - А чем отличается? |
- В учебнике Изучают правило. - Омонимы одинаковы по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению - В правиле не сказано, что в толковом словаре значения находятся в отдельных словарных статьях. |
Результат этапа: обучающиеся представили результаты работы и выразили новое знание в виде правила.
Цель этапа: использование нового знания для выполнения задания.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихя |
- Составьте схему или рисунок, которые отражали бы суть понятия «омоним». Выберите вариант работы: индивидуально, в паре, в группе. |
Выполняют задание |
- Представьте свои работы. |
|
Результат этапа: обучающиеся применили свои знания в процессе выполнения заданий творческого характера.
Цель этапа: получение обратной связи и акцентирование внимания обучающихся на значении изучения данной темы.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
- Итак, с какими словами познакомились на уроке? - Можем ли сказать, что мы достигли цели урока? - Зачем изучать эту тему? - С какими словами можно спутать омонимы? - Где проверить? - Оцените свою работу на уроке с помощью цветов: зелёный – узнал новое, достиг цели урока, могу объяснить новый материал. Желтый – недостаточно усвоил новый материал, есть трудности в объяснении. Красный – не усвоил материал, не могу объяснить. |
- Мы познакомились со словами «омонимами» - Считаем да, так как узнали, как называются слова, которые одинаково звучат и пишутся, но обозначают совершенно разное. -Чтобы понимать значение слов и правильно употреблять их в речи. - С многозначными словами. - В толковом словаре С.И. Ожегова Оценивают работу |
Результат этапа: формирование представлений о значимости изучения данной темы.