Цель: познакомить с понятием "сложные слова", образованием сложных слов.
Задачи урока:
Тип урока: урок открытия новых знаний через исследовательскую деятельность.
Методы обучения: проблемный, исследовательский, практический, деятельностный.
Формы организации деятельности: индивидуальная, дифференцированная, работа в парах, групповая.
Образовательные технологии: технология проблемного обучения, технология развивающего обучения, технология урока на деятельностной основе, ИКТ.
Этапы урока |
Ход урока |
Ι. Орг. момент (2 мин) Цели: создание положительного самоопределения на уроке. Средства: беседа. (добрые пожелания и настрой на работу) Результат: внутренняя актуализация, положительное личностное отношение, настрой на урок.
ΙΙ. Актуализация знаний (11 мин)
Цели: воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков необходимых и достаточных для «открытия нового знания» Средства: фронтальная беседа, Результат: готовность учащихся к «открытию нового знания»
|
- Начинаем наш урок русского языка. - Возьмите свои ладошки соедините их с соседом парте. Подарите друг другу хорошее настроение, улыбку и уверенность в том, что у вас всё получится. В стране родного языка - Ребята, предлагаю наш урок начать с высказывания: «Дойти можно лишь тогда, когда идешь, узнать можно лишь тогда, когда учишься». (Слайд 1) - Как вы понимаете это высказывание? - Какие мнения могут быть? (дети высказывают предположения) - Когда мы будем продвигаться вперёд, получать много знаний, то у нас всё получится.
- Мы сегодня вновь пойдём к новым знаниям Комментированная запись числа. - Открываем тетради по русскому языку и записываем число, классная работа - Положите правильно тетради, потяните за уголок. - Обратили внимание на слово чистописание. - Кто может объяснить, что это за слово? (когда пишут каллиграфически правильно) - Запишите соединение букв, обратите внимание как буквы держатся за «руки», запишите правильно соединения: ая яя ля ел ем лл мм - запишите одну строчку. 4 5 1. Повторение - А теперь послушайте сказку: В одном словесном государстве жили и не тужили орфограммы. Орфограммы-буквы гласных и орфограммы-буквы согласных часто собирались вместе, а порой и в одном слове, и ждали, чтобы ребята о них вспомнили и не допустили ошибки в правописании.
Но иногда они шалили и никак не хотели говорить свои полные названия. Вот что от них оставалось.
На доске открываются слова Безударные согласные удвоенные непроизносимые
– Вспомните полные названия этих орфограмм.
2. Работа в парах. -Вспомните памятку работы по парам (у каждого на парте лежит памятка) - Взяли листок с заданием - Приведите примеры слов с этими орфограммами. Один из пары выступает, приводит примеры по два слова из предложенных орфограмм. (Упр. 119) - Взяли оценочный лист для пары и оценили свою работу.
3. Словарная работа. Орфограммы веселились, И ошибки появились. Вы скорее их найдите, Правильно слова спишите.
На доске запись: клас гаварил снек мухоловка - Вспомните правила правописания этих слов. - Что нужно для того чтобы верно сделать задание? 1. Выделить корень 2. Поставить ударение 3. Подобрать проверочное слово (на доске правило - таблица) - Напишите правильно. Обозначьте орфограмму. Ученик работает у доски, комментирует |
IIΙ. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения. (3 мин) Цель: постановка учебной проблемы Средства: побуждающий к проблеме диалог, создание проблемной ситуации Результат: учебная проблема как вопрос
|
3 4 1 3 3 - Все согласны, что в слове мухоловка один корень? - Какой вопрос возникает? (В этом слове два корня или один?) - Кто из учеников прав? Сколько корней в слове мухоловка?) - Как же узнать сколько корней в этом слове, что нужно для этого сделать? (подобрать проверочные слова) - Вы знаете кто такая мухоловка? (показ Слайда 2 - рассказ о птичке)
- Почему птицу так назвали? (Она ловит мух) - Какой корень в слове муха? Подберите однокоренные слова. – Какой корень в слове ловит? Подберите однокоренные слова. - Есть ли корни мух и лов в слове мухоловка? - Так сколько корней в слове мухоловка? (В этом слове два корня - Мы сейчас с вами исследовали слово мухоловка - А вы знаете, как называются такие слова? - А хотите узнать? - А может кто выдвинет свои предположения? (дети высказывают предположения) - Для того чтобы нам узнать, как называются такие слова, давайте составим план урока. - Что для этого нам нужно сделать? (дети составляют план урока) План урока вывешивается на доске 1. Узнать, как называются слова с двумя корнями. 2. Научиться образовывать новые слова, состоящие из двух корней. 3. Писать правильно слова с двумя корнями. |
ΙV. Открытие нового знания (10 мин) Цель: открытие нового знания Средства: подводящий к решению диалог Результат: понимание нового знания
Физминутка (1 мин)
|
1 3 4 1 - Чтобы узнать, как же называются такие слова, нам предстоит хорошо поработать и дальше быть исследователями - А сейчас работаем по группам. - Посмотрели и вспомнили памятку работы по группам (Слайд 3) - Нашли задания, приступаем к работе
Выступление лидеров каждой группы - Оцените вашу группу в оценочном листе № 2. - Что мы сейчас делали? - Какие умения формировали? (Умение работать с информацией)
Презентация (физминутка «Детская»)
- Ребята, оказывается есть ещё одно растение- мухоловка (Слайд 4). Оно тоже ловит мух. |
V. Первичное закрепление (7 мин) Цель: вербальное фиксирование нового знания Средства: языковые, символические Результат: структурное оформление новой информации (правило, опорный конспект)
VΙ. Итог урока (4 мин) Рефлексия учебной деятельности. Цель: осознание собственной познавательной деятельности Средства: беседа Результат: анализ собственной познавательной деятельности и ее результативности |
Работа по учебнику. а) Выполнить самостоятельно с. 104 упр. 124 - развивается умение определять лексическое значение сложных слов с опорой на значение двух корней. Ученики письменно дают толкования сложных слов, записывают рядом с каждым словом только опорные сочетания: Проверка - Что вам нужно было сделать в этом упражнении? Садовод – разводить сад, луноход – ходить по луне, волнорез – резать волны и т. д. б) Работа в тетради и у доски Упр. 123 - определение места сложных слов в ряду однокоренных. Ученики выписывают три группы однокоренных слов. В двух группах выделяют корень -вод-, но отмечают, что слова не однокоренные, так как у них разное значение, их нельзя объяснить через одно и то же слово, например, вода. (Слайд 5) – В какой группе оказалось слово водопад? (Мнения могут разделиться.) – Объясните, что обозначает слово водопад. (Поток воды, который падает с высоты) – В чём особенность этого слова? (Состоит из двух корней.) – Выделите корни в этом слове. Ответьте на вопрос: в какой группе однокоренных слов оно может оказаться? (В обеих: с корнем вод- и с корнем пад-) - Нам нужно узнать, как же называются такие слова.
в) Подведение итогов работы по наблюдению за новыми словами. Формулирование темы урока - Прочитайте в учебнике как называются эти слова с. 106. - Почему их так назвали: сложные? (Сложили из двух слов) (Слайд 6) - Тема нашего урока «Сложные слова»
- О каких словах вы сегодня узнали? - Мы с вами посмотрим, выполнили ли мы всё что запланировали? (Не узнали, как пишутся сложные слова) - На следующем уроке мы будем знакомиться с правописанием сложных слов - А сейчас нашли оценочный лист №3 и оценили каждый свою работу на уроке. - Давайте подведём итог нашего урока - О каких словах вы сегодня узнали? - Что такое сложные слова? (Слайд 7)
Незнайка на этот вопрос ответил так: «Все непонятные слова называются сложными». Буратино сказал, что все длинные слова – это сложные слова. Афанасий: «Слова, в которых два корня, называются сложными словами». - Кто из героев прав? 4 4 - Какой вывод мы сделаем по нашему уроку? |
VΙΙ. Домашнее задание (1 мин)
|
По выбору 1. Упр 1.стр 115 («Дидактический материал») 2. Сочинить сказку про сложные слова. Урок закончен Оценивание работы детей. |