Цель урока: создать условия для формирования понятия об однозначных и многозначных словах.
Задачи:
Прозвенел звонок,
Начинаем наш урок русского языка.
- Что мы изучаем на этих уроках? (ответы детей)
- Послушайте стихотворение и скажите, куда пришли дети.
Нам экскурсовод сказал,
Как пройти в такой-то зал.
Мумию мы посмотрели,
В чем ходили разглядели.
Даже мамонт здесь стоит,
Глаз закрыл, как будто спит. (В музей)
- Как вы догадались, что в музей?
- Какие слова помогли? (экскурсовод, зал, мумия)
- Что помогло нам узнать значение слова музей?
- А как можно еще узнавать значение слова? Какими способами? (По рисунку, в толковом словаре)
- Как называется статья в толковом словаре?
- Итак, слово имеет значение. Что еще можно рассказать об этом слове? (В нем есть звуки, буквы)
- Запишите слово "музей".
- Докажите, что состоит из звуков и букв. (Музей – 5зв., 5б., 2 гл., 3 согл., 2 сл., 1 тв., 2 м.)
- Обозначьте мягкие согласные.
- Так о чем будет наш сегодняшний урок? (о слове)
- Какой раздел курса русского языка изучает слово и его лексическое значение? (лексика)
- Сегодня мы откроем новые секреты слов.
- Ребята, музеи бывают разные, они есть во всех городах мира.
- Например, художественные музеи: Эрмитаж в Санкт-Петербурге Лувр в Париже, Третьяковская галерея в Москве. (слайды)
- В этих музеях есть экспонаты: портреты, натюрморт, пейзажи. После посещенных экскурсий узнаешь много интересного.
- Что обозначают эти слова? Попробуйте объяснить. (экспонат, портрет, натюрморт, пейзаж)
- Проверим, правильно ли назвали значение слов, поработав в парах.
- В задании 2 указано слово, которое нужно объяснить. Что мы делаем?
Проверка
- Что такое натюрморт? Экспонат?
- Какое объяснение слов является самым точным, полным, правильным?
- Таблица заполнена, а в последней строке посмотрите: информация 1 и информация 2. Почему?
- Может быть кто-то знает как в русском языке называются такие слова? (Слово пейзаж имеет 2 значения. Если ответят, что двузначные, а 3, 4, 5 может быть значений… если не ответят - стр. 27)
- Как назовем остальные слова? (многозначные)
- Почему? Так какой новый секрет слова узнали?
- Как узнать многозначное слово в толковом словаре?
- Почему существуют многозначные слова?
- Посмотрите на рисунки. Почему названы одним и тем же словом? (предзназначена для чего-то - признак - по назначению)
- Запишите многозначные слова: иголки. (вместе - иголки ежа, иголки швейные, лист (форма), крыло (форма), корень (назначение), коса (форма), колокольчик (форма) рукав назначение, нос, назначение спица, форма), бабочка (форма)
- Запишем 2 словосочетания с иголкой - иглы у ежа -иглы у швеи.
- Составить и записать 2 словосочетания с любым многозначным словом. Можно обсудить в паре. (Проверка - зачитать несколько)
- По каким признакам слова становятся многозначными?
- Узнаем, какие еще могут быть признаки.
- Перетащи словосочетания и предложения к нужной иллюстрации.
Проверка: каждая пара озвучивает только одно значение, называют общий признак.
- Слово идет многозначное. В школьном словарике 6 значений (стр. 157). Оно имеет 26 значений!
- А еще у этого слово есть секрет, о котором мы узнаем на следующих уроках.
- Определите признак, по которому слово пейзаж является многозначным?
- Проверим наши знания, ответив на вопросы.
Тест
1. Какой словарь поможет узнать лексическое значение слова?
а) орфографический
б) толковый
в) словообразовательный
г) словарь синонимов
2. Как называется запись объяснение лексического значения в словаре?
а) словарная статья
б) газетная статья
в) журнальная статья
г) русская статья
3. Как называются слова, которые имеют одно лексическое значение?
а) однотипные
б) однозначные
в) многозначные
г) многочисленные
4. Как называются слова, которые имеют два и более лексических значений?
а) однотипные
б) однозначные
в) многозначные
г) многочисленные
5. Укажи строку, где записаны только многозначные слова
а) ложка, тетрадь, стакан
б) вода, сосна, кресло
в) бабочка, спица, рукав
г) рюкзак, автобус, велосипед
Проверка: по диаграмме, по заданиям.
- Что сегодня нового узнали о слове?
- В нашей книге появилась новая страничка о значении слова. Это будет последняя страница?
- Где пригодятся знания, которые получили сегодня? (при общении, написании сочинений, стихов, сказок, рассказов)
- Значит, ваши слова должны нести только радость, доброту, т.к. каждое слово имеет значение.
- У вас на партах листы:
- Почему подняли разные листы?
Домашняя работа
- Дома вы поработаете с многозначным словом теплота, выполнив упражнение на стр. 27.
- Урок окончен. Спасибо.