Урок русского языка во 2 классе "Слова однозначные и двузначные"

Цель урока: создать условия для ознакомления с однозначными и многозначными словами.

Задачи урока:

  • расширить знания детей об однозначных и многозначных словах;
  • формировать умения сравнивать значение слова в словаре и тексте;
  • учить пользоваться толковым словарем;
  • обеспечить усвоение материала с помощью упражнений.

Планируемые результаты:

  • участвовать в обсуждении, строить речевые высказывания;
  • обучающиеся научатся различать однозначные и многозначные слова;принимать активное участие в работе парами и группами, используя коммуникативные средства;
  • допускать существование различных точек зрения.

Оборудование: учебник "Русский язык" 2 класса (С.В. Иванов, А.О. Евдокимова), рабочая тетрадь по литературному чтению, раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор, презентация урока.

Ход урока

Организационный момент

- Стали все у парт красиво, поздоровались учтиво, девочки за парты сели, мальчики за парты сели, на меня все посмотрели.
- Итак, начинаем урок русского языка. У нас сегодня очень ответственный урок, поэтому давайте поддержим друг друга.

- Потрите ладошки. Что Вы почувствовали? Повернитесь друг к другу. Прикоснитесь ладонями, почувствуйте тепло и уверенность друг в друге. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно.А теперь за работу! Вы готовы работать вместе? Работа будет успешно выполнена, если ее хорошо спланировать. Составим план нашего урока.

Подготовка к работе на основном этапе

1) Гимнастика для пальчиков.

2) Минутка чистописания.

- О каком звуке идет речь? Этот звук согласный, парный по твердости-мягкости, парный по звонкости-глухости, его звонкая пара [д] (это звук [т]).
Какую будем писать букву?
т т
тс тлт то твт от

- Возьмите простой карандаш и аккуратно подчеркните букву т. Что интересного заметили?
- Я вам нашла о слове вот такие слова:
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.

- Как вы понимаете эти слова? (у слова великая сила)
- Сегодня на уроке мы поговорим о словах, будем вырабатывать чуткое отношение к слову, узнаем новый закон русского языка.

3) Словарная работа: картинный диктант (слова записываем в два столбика):
а) птицы; б) звери
Воробей, заяц, корова, сорока, ворона, медведь, собака.

- Что можете сказать о словах в первом столбике?
- Как можно разделить эти слова?
- Как можно назвать этих птиц одним словом? Каких еще знаете птиц?

Знакомство с новым словарным словом: СЛВЙ.
- Что скажите? Давайте поработаем со словом СОЛОВЕЙ?
- Соловей, со-ло-вей – 3 слога, 7 букв, 7 звуков.

В саду заливается соловей. (комментированное письмо)
Что вы знаете о соловьях? (Сообщение о соловье)

СловаСлова

Стихотворение "Соловушка"

Что ни вечер, слушаю,
Как поет соловушка,
Покажись, соловушка,
Золотое перышко!

Отвечал соловушка:
Сам я - птица серая,
Птица неприметная,
Голос – золотой!

- В каком значение употреблено слово "золотой"? Где можно найти лексическое значение слова? (работа со словарем)
– Какое значение взято в нашем стихотворении?

Построение проекта выхода из затруднения

1) Сообщение темы

Чтение по ролям стихотворения А. Барто "Разговор с дочерью"
- Не зная значение слов, можно не понять друг друга. Вот так случилось однажды:

"Мне не хватает теплоты", -
Она сказала дочке.
Дочь удивилась: "Мерзнешь ты
И в летние денечки?"

"Ты не поймешь, еще мала", -
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит: "Я понята!"
И тащит одеяло.

- Девочки вам прочитали стихотворение "Разговор с дочерью" А.Л. Барто. Как вы думаете, почему дочка не поняла маму?
- Чего же она не знала?

2) Работа со словарем: значение слова "теплота".

- Сколько значений имеет это слово? Какое значение подходит к этому тексту?
- Сколько было действующих лиц при чтении стихотворения?
- Что можете рассказать об этом числе? Что это за число?

- На уроке математики мы с вами говорили, что числа, которые имеют один знак, называются ... (однозначными)
- Хорошо, а теперь сделайте вывод, продолжите мою мысль и определите тему нашего урока.: если слово имеет одно значение, оно называется ... (однозначным), если слово имеет много значений, оно называется ... (многозначным)

- Какова же будет тема нашего урока?
- Чему будем учиться на уроке?
Тема урока: "Слова однозначные и многозначные"

2) Работа над однозначными и многозначными словами.

- Давайте попробуем назвать и записать слова, имеющие одно значение и слова, имеющие несколько значений:
Однозначные слова: стол, ученик, книга.
Многозначные слова: ручка, язык, коса.

- Итак, давайте попробуем сформулировать правило:
- Какие слова мы называем многозначными? Однозначными?
- Слова, которые имеют два и более значений, называют многозначными.
- Слова, которые имеют одно значение, называют однозначными.

В тексте слово всегда употребляется одном значении.

Усвоение знаний и способов действий

1) Чтение правила по учебнику, с. 26.

2) Закрепление правила: а теперь давайте подытожим. Рассмотрение рисунков и объяснение значения слов: Корень, кисть, каток.
3) выполнение упражнения № 2, стр. 27 самостоятельно, затем взаимопроверка.

Фикультминутка

Закрепление знаний и способов действий

1) Работа в парах: определите, сколько значений имеет написанное на карточке слово, и составьте предложение с ним. Если слово имеет несколько значений, составить предложение с каждым из них.
ПЛИТА КОСА КНИГА БЕРеЗА КАТОК МЕСЯЦ

Оценивание по плану: самопроверка и оценки на полях.

  1. В чем заключалось задание?
  2. Удалось ли получить результат?
  3. Полностью правильно или с ошибками?
  4. Полностью самостоятельно или с помощью?
  5. Какую сам поставишь себе отметку?

Гимнастика для глаз (круги Базарного)

Применение знаний и способов действий

1) Работа в группах
Прочитать внимательно текст. Найти многозначные слова и объяснить значение:

1 группа:
"Я ко всем наукам ключ имею.
Я со всей вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком".

2 группа:
Лук растет на огороде,
Он большой хитрец в природе,
В сто одежек он одет,
Ребятишки на обед
Не хотят его срывать,
Зачем слезы проливать!?

3 группа:
Иголка и нитка –
Большие дружки.
Смотри, получились
Какие стежки!

2) Работа с ПАННО "Многозначные слова"

Теплота, ручка, язык, коса, кисть, корень, плита, каток, ключ, месяц, лук, земля, иголка.
- Ребята обратите внимание на наше панно. Что вы о нем можете сказать?
- Многозначные слова играют важную роль в понимании речи.

Итог урока

- Что хотите сказать об уроке?
- Что больше всего понравилось на уроке? В чем затруднялись?
- Где еще вам в жизни могут пригодиться эти знания?

Рефлекия

Понравилась ли вам ваша работа на уроке?

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Закрашивают ту часть круга, которая соответствует впечатлению от урока.

Закрасьте часть круга

Размер:
28.24 Kb
Скачали:
11