Цель урока: создать условия для ознакомления с однозначными и многозначными словами.
Задачи урока:
Планируемые результаты:
Оборудование: учебник "Русский язык" 2 класса (С.В. Иванов, А.О. Евдокимова), рабочая тетрадь по литературному чтению, раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор, презентация урока.
Организационный момент
- Стали все у парт красиво, поздоровались учтиво, девочки за парты сели, мальчики за парты сели, на меня все посмотрели.
- Итак, начинаем урок русского языка. У нас сегодня очень ответственный урок, поэтому давайте поддержим друг друга.
- Потрите ладошки. Что Вы почувствовали? Повернитесь друг к другу. Прикоснитесь ладонями, почувствуйте тепло и уверенность друг в друге. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно.А теперь за работу! Вы готовы работать вместе? Работа будет успешно выполнена, если ее хорошо спланировать. Составим план нашего урока.
Подготовка к работе на основном этапе
1) Гимнастика для пальчиков.
2) Минутка чистописания.
- О каком звуке идет речь? Этот звук согласный, парный по твердости-мягкости, парный по звонкости-глухости, его звонкая пара [д] (это звук [т]).
Какую будем писать букву?
т т
тс тлт то твт от
- Возьмите простой карандаш и аккуратно подчеркните букву т. Что интересного заметили?
- Я вам нашла о слове вот такие слова:
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
- Как вы понимаете эти слова? (у слова великая сила)
- Сегодня на уроке мы поговорим о словах, будем вырабатывать чуткое отношение к слову, узнаем новый закон русского языка.
3) Словарная работа: картинный диктант (слова записываем в два столбика):
а) птицы; б) звери
Воробей, заяц, корова, сорока, ворона, медведь, собака.
- Что можете сказать о словах в первом столбике?
- Как можно разделить эти слова?
- Как можно назвать этих птиц одним словом? Каких еще знаете птиц?
Знакомство с новым словарным словом: СЛВЙ.
- Что скажите? Давайте поработаем со словом СОЛОВЕЙ?
- Соловей, со-ло-вей – 3 слога, 7 букв, 7 звуков.
В саду заливается соловей. (комментированное письмо)
Что вы знаете о соловьях? (Сообщение о соловье)
Стихотворение "Соловушка"
Что ни вечер, слушаю,
Как поет соловушка,
Покажись, соловушка,
Золотое перышко!
Отвечал соловушка:
Сам я - птица серая,
Птица неприметная,
Голос – золотой!
- В каком значение употреблено слово "золотой"? Где можно найти лексическое значение слова? (работа со словарем)
– Какое значение взято в нашем стихотворении?
Построение проекта выхода из затруднения
1) Сообщение темы
Чтение по ролям стихотворения А. Барто "Разговор с дочерью"
- Не зная значение слов, можно не понять друг друга. Вот так случилось однажды:
"Мне не хватает теплоты", -
Она сказала дочке.
Дочь удивилась: "Мерзнешь ты
И в летние денечки?"
"Ты не поймешь, еще мала", -
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит: "Я понята!"
И тащит одеяло.
- Девочки вам прочитали стихотворение "Разговор с дочерью" А.Л. Барто. Как вы думаете, почему дочка не поняла маму?
- Чего же она не знала?
2) Работа со словарем: значение слова "теплота".
- Сколько значений имеет это слово? Какое значение подходит к этому тексту?
- Сколько было действующих лиц при чтении стихотворения?
- Что можете рассказать об этом числе? Что это за число?
- На уроке математики мы с вами говорили, что числа, которые имеют один знак, называются ... (однозначными)
- Хорошо, а теперь сделайте вывод, продолжите мою мысль и определите тему нашего урока.: если слово имеет одно значение, оно называется ... (однозначным), если слово имеет много значений, оно называется ... (многозначным)
- Какова же будет тема нашего урока?
- Чему будем учиться на уроке?
Тема урока: "Слова однозначные и многозначные"
2) Работа над однозначными и многозначными словами.
- Давайте попробуем назвать и записать слова, имеющие одно значение и слова, имеющие несколько значений:
Однозначные слова: стол, ученик, книга.
Многозначные слова: ручка, язык, коса.
- Итак, давайте попробуем сформулировать правило:
- Какие слова мы называем многозначными? Однозначными?
- Слова, которые имеют два и более значений, называют многозначными.
- Слова, которые имеют одно значение, называют однозначными.
В тексте слово всегда употребляется одном значении.
Усвоение знаний и способов действий
1) Чтение правила по учебнику, с. 26.
2) Закрепление правила: а теперь давайте подытожим. Рассмотрение рисунков и объяснение значения слов: Корень, кисть, каток.
3) выполнение упражнения № 2, стр. 27 самостоятельно, затем взаимопроверка.
Фикультминутка
Закрепление знаний и способов действий
1) Работа в парах: определите, сколько значений имеет написанное на карточке слово, и составьте предложение с ним. Если слово имеет несколько значений, составить предложение с каждым из них.
ПЛИТА КОСА КНИГА БЕРеЗА КАТОК МЕСЯЦ
Оценивание по плану: самопроверка и оценки на полях.
Гимнастика для глаз (круги Базарного)
Применение знаний и способов действий
1) Работа в группах
Прочитать внимательно текст. Найти многозначные слова и объяснить значение:
1 группа:
"Я ко всем наукам ключ имею.
Я со всей вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком".
2 группа:
Лук растет на огороде,
Он большой хитрец в природе,
В сто одежек он одет,
Ребятишки на обед
Не хотят его срывать,
Зачем слезы проливать!?
3 группа:
Иголка и нитка –
Большие дружки.
Смотри, получились
Какие стежки!
2) Работа с ПАННО "Многозначные слова"
Теплота, ручка, язык, коса, кисть, корень, плита, каток, ключ, месяц, лук, земля, иголка.
- Ребята обратите внимание на наше панно. Что вы о нем можете сказать?
- Многозначные слова играют важную роль в понимании речи.
Итог урока
- Что хотите сказать об уроке?
- Что больше всего понравилось на уроке? В чем затруднялись?
- Где еще вам в жизни могут пригодиться эти знания?
Рефлекия
Понравилась ли вам ваша работа на уроке?
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.
Закрашивают ту часть круга, которая соответствует впечатлению от урока.