Конспект урока по русскому языку 2 класс "Что такое корень слова?"

УМК: "Школа России".

Цель: формирование представления о корне слова в процессе смены видов учебной деятельности.

Задачи:

  • формировать знания о корне слова, умения выделять корень слова, подбирать однокоренные слова в процессе выполнения учебных упражнений;
  • развивать восприятие, словесно-логическое мышление в процессе беседы и решения проблемной ситуации;
  • воспитывать интерес к изучению русского языка в процессе беседы.

Ход урока

Организационно-мотивационный этап

- Доброе утро, ребята! Я рада вас видеть!
- Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку. На столе у вас должны лежать: пенал, дневник, тетрадь по русскому языку, учебник.
- Кто считает, что готов к уроку, может сесть на свое место.

- Проверьте, чтобы спинка у вас была прямая, ножки стояли ровно, ручки кладем так, как полагается настоящим ученикам.
- Пожалуйста, настройтесь позитивно на урок, сегодня у нас с вами все обязательно получится и нам удастся преодолеть трудности.
- Молодцы! Все вы, как я вижу, хотите стать знатоками русского языка, вы согласны со мной?

- Вспомните, какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Родственные слова)
- Что же такое родственные слова? (Слова близкие по смыслу, имеют общую часть, в которой заключено общее значение всех родственных слов)
- Молодцы, эти знания пригодятся нам на уроке!

Актуализация знаний и целеполагание

- Открываем тетради и записываем число, классная работа. Пропуская 2 строки от предыдущей работы.

Минутка чистописания

- Возьмите конверт номер 1 и возьмите карточку.
- Зеленой ручкой подчеркните самое красивое соединение, которое у вас получилось. (На экране слова: сахар, сахарница, сахарный, сахарок)

- Что это за слова? (Родственные слова)
- Выделите общую часть. (Выделяют общую часть –САХАР-)
- Как называется общая часть родственных слов? (Затрудняются ответить)

- Эта Общая часть называется корнем.
- Как вы считаете какая тема сегодня у нас на уроке? (такое корень слова)
- Какова цель урока? (Узнать, что такое корень слова)

- Чему мы должны научиться сегодня на уроке? (Научиться распознавать родственные слова, находить корень в этих слова)
- Верно. Мы сегодня узнаем, что такое корень слова и однокоренные слова.

Открытие нового знания

- Ребята, а мы знаем, как правильно пишется слово САХАР. (словарная работа)
- Посмотрите внимательно на стр. 63 и прочитаем его вместе.
- А мы можем подобрать проверочное слово? (нет)

- Почему? (это словарное слово)
- Давайте в тетрадке запишем новое слово. Поставим в нем ударение. Возьмите зеленую ручку и обозначьте опасное место в этом слове.
- Придумайте и запишите предложение со словарным словом.

- Ребята, давайте проведем с вами эксперимент. На экране у вас слова, уже знакомые нам. (Сахар, сахарница, сахарный, сахарок)
- Какую общую часть мы в них выделили? (-сахар-)
- Закроем в слове сахар общую часть, что у нас останется? (ничего)

- А в слове сахарница? (-ница-, незнакомая нам часть слова)
- А в слове сахарный? (-ный-)
- В слове сахарок? (-ок-)

- Какой вывод мы можем сделать? (Как только мы закроем общую часть слов, у нас пропадает значение слова)
- Кто-нибудь догадался что же такое корень слова? (Главная часть слова)
- Молодцы, давайте проверим наши предположения в учебнике на стр. 61 и прочитаем правило.

- Что еще важно из этого правила знать, чего мы еще не вспомнили? (В корне слова заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов)
- А кто знает, что еще может означать слово КОРЕНЬ? (Подземная часть растения, часть волоса, зуба, начало, источник чего-либо)
- Наше слово имеет несколько значений. Как называются такие слова? (Многозначные слова)
- Молодцы!

Первичное закрепление

- Мы с вами узнали, что такое корень слова. Теперь давайте выполним задания.
- Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.

Игра "Засели домики"

- Одновременно в 3 домика приехали "родственники". (у нас - это родственные слова, как вы понимаете)
- Проверьте, правильно ли они заселились. Работать будем по рядам.

  • 1 ряд -лис-
    Лиса, лист, лисонька, лисий.
  • 2 ряд -мор-
    Морской, моряк, море, мороз.
  • 3 ряд -вод–
    Вода, водичка, водный, водитель.

- Обсудите в парах это заселение, может кто-то из "родственников" перепутал домики, и запишите в строчку через запятую только родственные слова и выделите в этих словах корень.
- Проверяем, 1 ряд, кто оказался лишним в вашем домике? (лист)

- Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ. (Слова: лиса, лисонька и лисий – имеют общее лексическое значение)
- Ребята согласны? Назовите корень ваших родственных слов. (-ЛИС-)

(проверяем работу 2 и 3 рядов)
- 2 ряд, кто лишний в домике, почему? (Мороз. У остальных слов общее лексическое значение)
- Какой корень у ваших слов? (-МОР-)

- 3 ряд, кто лишний в домике, почему? (Водитель. У других слов общее лексическое значение)
- Какой корень у этих слов? (–ВОД-)
- Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.

- Какой вывод, мы можем сделать, выполнив это задание. (У родственных слов, есть общая часть, которая называется – корнем. Обозначается дугой)
Собери слова с одинаковым корнем. (После перемещения на карточке должна появиться скрепочка. Учитель фронтально вызывает учеников к доске, а все остальные записывают пары однокоренных слов к себе в тетради, выделяя корень)

Работа с учебником

- Откроем учебник на стр. 63 упр. 90. Прочитайте задание.
- Запишите однокоренные слова в тетрадь, запишите их группами и обозначьте корень слова.
- Посмотрите на доску и проверьте выполненное задание с эталоном.

- Давайте выполним следующее задание. На экране у вас будут появляться утверждения. Вам нужно определить ложное это высказывание или истинное.

  1. Слова лиса - леса однокоренные. (ложь)
  2. Корень слова выделяется знаком. (ложь)
  3. Корень - это главная часть в слове. (истина)
  4. Слова лес - лесок однокоренные. (истина)

Физминутка

- Давайте немножко отдохнем.
- Я вам буду называть пары слов, если они окажутся однокоренными, то вы хлопаете в ладошки, а если нет – топаете ножками.
Ветер - ветерок, шляпа - шапка, снег - мороз, снег - снегопад, январь - февраль, сентябрь - сентябрьский.

Организация обобщения изученного материала

- А теперь давайте поработаем самостоятельно.
- Возьмите конверт № 2 и достаньте карточки со стихотворением. Вам нужно найти в строках однокоренные слова и выделить в них корень.

- Поменяйтесь карточками с соседом по парте и проверьте выполнение задания. Поставьте + или -.
- Проверьте выполнение задания с эталоном на доске и поставьте. (Самостоятельное выполнение упражнений)

Рефлексия

- Итак, что мы изучили сегодня на уроке? (ответы детей)
- Что у вас получилось? А что не получилось?
- Давайте вспомним цель нашего урока, получилось ли ее достичь?

- Что же такое корень слова?
- Каким знаком выделяется корень в слове.

На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зеленые. Они приклеивают яблоки на яблоню: зеленые – я считаю, что сделал все на отлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!