Цель: актуализировать и дополнить знания учащихся о многозначных словах
Планируемые результаты:
УМК: Русский язык 2 класс. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
Содержание этапов |
Деятельности учителя |
Деятельность ученика |
|
Мотивационно-целевой этап |
|||
Создание мотивационной основы учебной деятельности |
Выполнение практического задания (фронтальная работа) Предлагает отгадать загадку: «Шумит он в поле и в саду, А в дом не попадёт, И никуда я не иду, Покуда он идёт». - Что такое «дождь»? - Как называется толкование слова, то, что оно обозначает? - Сколько лексических значений имеет слово «дождь»? |
Отгадывают загадку, объясняют своё мнение. Дают определение слова. Отвечают на вопросы, высказывают предположения. |
|
Организация целеполагания
|
- Как называются слова, которые имеют много лексических значений? - Как называются слова с одним лексическим значением? - Какова тема нашего урока? Подводит к целевым установкам. Предлагает рассмотреть рисунки с изображением циркуля, гриба, стола, ребёнка, цветка. Стрелки указывают на ножку каждого предмета. Организует наблюдение и беседу одного слова. - Назовите предмет, на который указывает стрелка? - Картинки разные, предметы, на которые указывают стрелки, разные, а слово одно. - Почему? Какова цель нашего урока? |
Учащиеся формулируют тему урока: «Однозначные и многозначные слова». С опорой на рисунки объясняют значения слова «ножка». Делают предположения, с помощью учителя формулируют цель. |
|
Актуализация знаний |
|||
Актуализация имеющихся знаний |
На доске даны слова: снег, ландыш, молния, изморось, бабочка, тройка. Задание: разделить слова на две группы, многозначных и однозначных слов. - Почему вы затрудняетесь в выполнении этого задания? |
Выявляют недостаток информации для решения задачи на основе имеющихся знаний: не знают значение слова «изморось». |
|
Фиксация плана |
Учитель предлагает составить устный план действий с фиксацией опорных фраз на доске. - Что такое многозначные слова? - Почему у слов появляется несколько лексических значений? - Где можно узнать значения слов? - Для чего используют многозначные слова в русском языке? Учитель поддерживает эмоциональный настрой учащихся. |
Выстраивают последовательность выбранных действий. |
|
Изучения нового |
|||
Организация открытия «нового» знания |
Раздаёт карточки с информацией о многозначных словах. Предлагает прочитать сообщение, отмечая, что было новым (++), что было уже известно (+), что непонятно (-) «Однозначное слово имеет одно лексическое значение. Многозначное слово имеет два и более лексических значений. Во всех значениях многозначного слова всегда есть что-то общее, например, внешнее сходство или похожие действия, признаки. Выяснить значения слов можно в толковом словаре. Многозначные слова придают выразительность нашей речи, украшают её. Предлагает ответить на первый вопрос плана, используя информацию на карточках. |
Читают текст с пометками, анализируют информацию, контролируют процесс работы. Отвечают на вопрос учителя. |
|
Практическая работа |
Работа с учебником Организует поиск детьми информации в учебнике. - Понаблюдайте, чем похожи предметы, изображённые на рисунке. - Можно ли назвать их многозначными? Приведите доказательства. Организует работу в парах по сопоставлению значений многозначного слова: - Почему словом иглы названы и инструмент для шитья, и листья хвойных деревьев, и колючки ежа? - Почему словом шляпка названы и головной убор, и верхняя часть гриба, и верхняя часть гвоздя? Практическая работа - Составьте и запишите предложение с любым из этих слов. По итогам этого этапа работы предлагает ответить на второй вопрос плана. После прочтения стихотворения В. Остена: - В каких значениях употреблено слово «дорога»? Практическая работа Придумайте своё предложение с этим словом. Запишите его. Предлагает объяснить значения многозначных слов в данных предложениях и проверить себя по толковому словарю. Организует самостоятельную работу по поиску в толковом словаре учебника многозначных слов. Задание: выписать словарную статью в тетрадь. |
По учебнику проводят наблюдения, соотносят предметы и их названия, аргументируют свои ответы. Осуществляют взаимопроверку Развивают навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке. Осуществляют самоконтроль и самооценку. Выполняют самостоятельную работу. |
|
Применение знаний и умений |
Организует творческую работу. Задание: подобрать примеры предложений к каждому из значений многозначного слова. Каждая группа работает с предложенным ей словом. Организует самоконтроль и взаимоконтроль. - Вы можете теперь ответить на последний вопрос нашего плана? |
Выполняют задания в группах. Адекватно оценивают свою работу и работу одноклассников. |
|
Этап самоконтроля |
|||
Самоконтроль и самооценка |
Встроен в предыдущий этап. |
|
|
Самоконтроль и самооценка результатов учебной деятельности |
1. Даны рисунки с изображением головки сыра, головки ребёнка, головки спички, головки булавки. Предлагает объяснить, почему словом «головка» названы все изображённые предметы. Задаёт вопрос: можно ли слово «головка» считать многозначным? 2. В данной последовательности слов отметить цифрой 1 однозначные слова, цифрой 2 – многозначные: язык, шахматы, берёза, кнопка, хвост, ручка, хоккей, скрипка, кисть. 3. Предлагает доказать многозначность слова-названия признака и слова-названия действия, подобрав к ним подходящие по смыслу слова-названия предметов: «идёт …», «тёплая (-ый,-ое)…» |
Контролируют процесс выполнения заданий Проводят самопроверку правильности выполнения заданий, сравнивая с образцом на экране. |
|
Рефлексия учебной деятельности |
|||
Рефлексия результатов деятельности |
Предлагает обратиться к вопросам, которые были поставлены в начале урока, к цели урока. - Были ли достигнута цель урока? - Сможете ли вы объяснить, какие слова называют многозначными? - Для чего их используют? Сможете ли использовать их вы? |
Делают вывод о достижении цели урока. |
|
Рефлексия способов деятельности |
- Теперь вы сможете выполнить деление слов на группы, которое вам было предложено в начале урока? Как? - Какие действия, приёмы вы использовали, чтобы достичь цели урока? - Для чего следует обращаться к толковому словарю? |
Оценивают свою работу и работу оодноклассников. |
|
Рефлексия эмоционального состояния |
- Что показалось на уроке самым интересным? - Что вас удивило? порадовало? |
Сообщают о своих эмоциях. |