Конспект урока русского языка 2 класс "Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение)"

Цель: актуализировать и дополнить знания учащихся о многозначных словах

Планируемые результаты:

  • находить в предложении, в тексте многозначные слова, понимать их значения и уточнять значение по толковому словарю;
  • пользоваться толковым словарем учебника;
  • строить устное диалогическое и монологическое высказывание по наблюдениям;
  • составлять и записывать предложения с разными значениями многозначных слов.

УМК: Русский язык 2 класс. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.

Ход урока

Содержание этапов

Деятельности учителя

Деятельность ученика

Мотивационно-целевой этап

Создание мотивационной основы учебной деятельности

Выполнение практического задания (фронтальная работа)

Предлагает отгадать загадку:

«Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт,

И никуда я не иду,

Покуда он идёт».

- Что такое  «дождь»?

- Как называется толкование слова, то, что оно обозначает?

- Сколько лексических значений имеет слово «дождь»? 

Отгадывают загадку, объясняют своё мнение. 

Дают определение слова. 

Отвечают на вопросы, высказывают предположения.

Организация целеполагания

 

- Как называются слова, которые имеют много лексических значений?

- Как называются слова с одним лексическим значением?

- Какова тема нашего урока?

Подводит к целевым установкам. Предлагает рассмотреть рисунки с изображением циркуля, гриба, стола, ребёнка, цветка. Стрелки указывают на ножку каждого предмета.

Организует наблюдение и беседу одного слова.

- Назовите предмет, на который указывает стрелка?

- Картинки разные, предметы, на которые указывают стрелки, разные, а слово одно. - Почему? Какова цель нашего урока?

Учащиеся формулируют тему урока: «Однозначные и многозначные слова». 

С опорой на

рисунки объясняют значения слова «ножка».

Делают предположения, с помощью учителя формулируют цель.

Актуализация знаний

Актуализация имеющихся знаний

На доске даны слова: снег, ландыш, молния, изморось, бабочка, тройка.

Задание: разделить слова на две группы, многозначных и однозначных слов.

- Почему вы затрудняетесь в выполнении этого задания?

Выявляют недостаток информации для решения задачи на основе имеющихся знаний: не знают значение слова «изморось».

Фиксация плана

Учитель предлагает составить устный план действий с фиксацией опорных фраз на доске.

- Что такое многозначные слова?

- Почему у слов появляется несколько лексических значений?

- Где можно узнать значения слов?

- Для чего используют многозначные слова в русском языке?

Учитель поддерживает эмоциональный настрой учащихся.

 

Выстраивают последовательность выбранных действий.

Изучения нового

Организация открытия «нового» знания

Раздаёт карточки с информацией о многозначных словах. Предлагает прочитать сообщение, отмечая, что было новым (++), что было уже известно (+), что непонятно (-)

«Однозначное слово имеет одно лексическое значение. Многозначное слово имеет два и более лексических значений.

Во всех значениях многозначного слова всегда есть что-то общее, например,  внешнее сходство или похожие действия, признаки.

Выяснить значения слов можно в толковом словаре.

Многозначные слова придают выразительность нашей речи, украшают её.

Предлагает ответить на первый вопрос плана, используя информацию на карточках.

 

 

Читают текст с пометками, анализируют информацию,

контролируют процесс работы.

Отвечают на вопрос учителя.

Практическая работа

Работа с учебником

Организует поиск детьми информации в учебнике.

- Понаблюдайте, чем похожи предметы, изображённые на рисунке.

- Можно ли назвать их многозначными? Приведите доказательства.

Организует работу в парах по сопоставлению значений многозначного слова:

- Почему словом иглы названы и инструмент для шитья, и листья хвойных деревьев, и колючки ежа?

- Почему словом шляпка названы и головной убор, и верхняя часть гриба, и верхняя часть гвоздя? 

Практическая работа

- Составьте и запишите предложение с любым из этих слов.

По итогам этого этапа работы  предлагает ответить на второй вопрос плана.

После прочтения  стихотворения В. Остена:

- В каких значениях употреблено слово «дорога»?

Практическая работа

Придумайте своё предложение с этим словом. Запишите его.

Предлагает объяснить значения многозначных слов в данных предложениях и проверить себя по толковому словарю.

Организует самостоятельную работу по поиску в толковом словаре учебника многозначных слов.

Задание: выписать словарную статью в тетрадь. 

По учебнику

проводят наблюдения, соотносят предметы и их названия, аргументируют свои ответы.

Осуществляют взаимопроверку

Развивают навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Осуществляют самоконтроль и самооценку. 

Выполняют самостоятельную работу.

Применение знаний и умений 

Организует творческую работу.

Задание: подобрать примеры предложений

к каждому из значений многозначного слова. Каждая группа работает с предложенным ей словом.

Организует самоконтроль и взаимоконтроль.

- Вы можете теперь ответить на последний вопрос нашего плана?

Выполняют задания в группах. 

Адекватно оценивают свою работу и работу одноклассников.

Этап самоконтроля

Самоконтроль и самооценка

Встроен в предыдущий этап.

 

Самоконтроль и самооценка результатов учебной деятельности

1. Даны рисунки с изображением головки сыра, головки ребёнка, головки спички, головки булавки.

Предлагает объяснить, почему словом «головка» названы все изображённые предметы.

Задаёт вопрос: можно ли слово «головка» считать многозначным?

2. В данной последовательности слов отметить цифрой 1 однозначные слова, цифрой 2 – многозначные: язык,  шахматы, берёза, кнопка, хвост, ручка, хоккей, скрипка, кисть.

3. Предлагает доказать многозначность слова-названия признака и слова-названия действия, подобрав к ним подходящие по смыслу слова-названия предметов: «идёт …», «тёплая (-ый,-ое)…»

 

 

 

Контролируют процесс выполнения заданий

Проводят самопроверку правильности выполнения заданий, сравнивая с образцом на экране.

Рефлексия учебной деятельности

Рефлексия результатов деятельности

Предлагает обратиться к вопросам, которые были поставлены в начале урока, к цели урока.

- Были ли достигнута цель урока?

- Сможете ли вы объяснить, какие слова называют многозначными?

- Для чего их используют? Сможете ли использовать их вы?

Делают вывод о достижении цели урока.

Рефлексия способов деятельности

- Теперь вы сможете выполнить деление слов на группы, которое вам было предложено в начале урока? Как?

- Какие действия, приёмы вы использовали, чтобы достичь цели урока?

- Для чего следует обращаться к толковому словарю?

Оценивают свою работу и работу оодноклассников.

Рефлексия эмоционального состояния

- Что  показалось на уроке самым интересным?

- Что вас удивило? порадовало?

Сообщают о своих эмоциях.

Размер:
22.98 Kb
Скачали:
5