Технологическая карта урока русского языка по теме «Способ проверки парных согласных в конце слова» для учащихся 2 класса.
Цель: Формировать умение обнаруживать орфограммы парных согласных на конце слова, определять, каким правилом регулируется написание, применять это правило.
Тип урока: объяснение нового материала.
Основные термины и понятия: орфограмма, проверочное слово, проверяемое слово.
Информационно-образовательная среда:
- Информационный материал (УМК, дополнительная литература)
- Демонстрационный материал (наглядные пособия, модели.
Планируемые результаты:
Предметные
- познакомится со способом проверки парных согласных на конце слова путём изменения формы слова;
- применение правила, регулирующего написание парных согласных на конце слова.
Метапредметные
Познавательные УУД - осознавать учебную задачу, читать учебный материал для её решения;
- находить на страницах учебника необходимые факты;
- подбирать языковые примеры для иллюстрации понятия;
- владеть общими способами решения конкретных орфографических задач;
- осуществлять операции анализа, классификации, обобщения;
- строить рассуждения.
Регулятивные УУД - понимать и принимать учебную задачу;
- действовать по инструкции, заключённой в задании;
- планировать свои действия для решения этой задачи;
- выполнять различные учебные действия, в том числе проговаривая их или в умственной форме.
Коммуникативные УУД – участвовать в диалоге, в коллективной беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения;
- вступать в сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, проявлять доброжелательность.
Этапы урока |
|
Формы и приемы организации учебной деятельности учителем (краткое содержание предлагаемых учебных ситуаций, заданий, основных вопросов). |
Деятельность учащихся |
1. Мотивационно-ориентационный этап |
|
1.1 Постановка учебной задачи. (На доске запись) Гара., сала., творо., мор., хле., зу., са. - Что объединяет эти слова? - Почему написание этих слов вызывает затруднение? - Что нужно сделать, чтобы правильно написать слова? - Какова тема урока и цель? |
Высказывают предположения и аргументируют их. - Они оканчиваются на парный согласный. - На конце слова звук слышится неясно. - Требуется применение правила. - Проверка парных согласных на конце слова. - Цель – познакомиться способам проверки слов с парными согласными на конце. |
1.2. Постановка учебной цели и задач. Работа над правилом. - Прочитайте правило с.92. - Как проверить парный согласный на конце слова? - Приведите примеры - Какой способ проверки использовали? Что значит изменить форму слова Задание. Грузы, стриж, сосед, соседи, флаг, груз, стрижонок, флаги. - Выпишите сначала все слова, которые могут быть проверочными, а потом с их помощью решите орфографические задачи и припишите проверяемые слова. Объясните выбор букв. - Понаблюдайте:были ли среди проверочных слов «родственники» проверяемых? Назовите их. А были ли изменения проверяемых слов? - Объясните, как нужно поступать при поиске проверочных слов. - Какой ещё способ проверки можно использовать ,чтобы правильно написать букву согласного звука. Выполнение упражнения 168. - Какую букву нужно написать? Докажи. …….-ду (б.п) …….-стри (ж,ш) …….-ря (д,т) …….-гру (з,с) …….-сапо (г,к) …….обе (д,т) |
Конкретизируют цель в виде учебной задачи. Чтение правила в учебнике.
- Определяют, что понадобится для решения конкретной задачи. Дубы-дуб, круги-круг
Дети выполняют задание в парах, записывают проверочные слова, осуществляют взаимопроверку.
Дети отвечают на вопросы учителя, обобщают информацию о способе проверки, определяют общие признаки проверочных слов
Дети выполняют упражнение, используя образец рассуждения: «изменяю слово дуб-дубы. Перед гласным звуком (ы) слышится звук (б), значит в слове дуб нужно написать букву «б».Или подобрать «родственные слова»(ласковые), чтобы после согласного стоял гласный. дуб-дудочек. |
|
|
2.1. Планирование деятельности. Помогает составить алгоритм проверки слов с парным согласным звуком на конце путём изменения формы слова или подбора однокоренных слов, определить последовательность осуществления проверки слов |
При помощи учителя составляют алгоритм действий по выявлению правильного способа написания. Памятка. Как искать проверочные слова для корня. 1. Объясни значение слова с помощью однокоренного или подбери другое однокоренное слово. 2. Измени форму слова. Если надо, выполняй два действия. |
|
|
3. Практический этап |
|
3.1 Организует выполнение заданий по проверке составленного алгоритма. Упр. 169 Спиши, вставляя пропущенные буквы……-ле…, ….-заво…, …..-шала…, ….-чи. , ….-ёрш…. 3.2 Применение знаний в новой ситуации. Упр. 170 Догадайся. Какие слова с проверяемой согласной на конце надо написать. |
Работают самостоятельно, осуществляют самопроверку по эталону, выявляют индивидуальные затруднения, вносят коррективы. Дети выполняют задание, опираясь на правило с.92 |
3.3. Применение знаний и умений для решения учебных, учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнения творческих заданий и др. Упр.171,174 |
Составляют предложения со словами: лук-луг, пруд-прут, отгадывают загадки, находят проверяемые слова в тексте загадки, подбирают проверочные слова. Пытаются самостоятельно придумать подобные загадки |
4. Рефлексивно-оценочный этап |
|
4.1. Рефлексия результатов деятельности. Предлагает обратиться к цели работы |
Вывод о достижении цели. |
4.2. Рефлексия способов деятельности. Что помогло найти ответы на вопросы? Чему научились на уроке, как пригодится полученный опыт. |
Вывод о реализации плана (на основе поиска информации в учебнике) |
4.3. Рефлексия эмоционального состояния и настроения. Что порадовало, удивило на уроке. Д.з. упр.175 |
Делятся впечатлениями.
Вопросы по заданию. |