УМК: Начальная школа 21 века.
Дидактическая цель урока: формирование новых знаний и умений, создание условий осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Задача урока: ознакомление с правилом, формирование умения проверять написание слов с непроизносимыми согласными.
Средства обучения: учебник – С. В. Иванов, 2 класс, 1 часть, рабочая тетрадь на печатной основе, карточки с пословицами.
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Самоопределение к деятельности
|
- Ну-ка, проверь дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? - Молодцы! Пожелайте друг другу успехов в работе. - Составьте из слов предложения. Напишите, вставляя пропущенные буквы, подчеркните их. Ни..ко, ч..йка, над, л..тала, в..дой. Она, схв..тила, маленькую, ло..ко, ры..ку. - В какой части слова пропущены буквы? На какие правила эти слова? |
Дети самостоятельно составляют предложения. Записывают, подчёркивают вставленные буквы.
Низко над водой летала чайка. Она ловко схватила маленькую рыбку. Объясняют правописание данных слов.
|
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
|
- Прочитайте группы слов, назовите корень в родственных словах: Грусть, грустить, грустный; Свист, свистеть, свистнуть; Весть, известие, известный; Звезда, звездопад, звёздный. Выберите последнее слово из любой группы и запишите с помощью транскрипции. |
Дети читают группы слов, называют корень.
Записывают слова – грустный, свистнуть, известный, звёздный с помощью транскрипции. |
Постановка учебной задачи
|
- Что вы заметили?
- Какие звуки не произносятся?
- Над какой темой сегодня мы будем работать? |
Не все звуки произносятся в словах, но буквы, их обозначающие пишутся. Дети называют непроизносимые звуки. Тема нашего урока: непроизносимые согласные звуки. |
Построение проекта выхода из затруднения
|
- А как определить, есть ли в слове непроизносимый согласный? - Давайте сравним наш вывод с правилом в учебнике.
|
Дети высказывают своё мнение, приходят к правильному ответу: подбирать однокоренные слова. Читают правило по учебнику. (с. 116), убеждаются, что они правильно сформулировали вывод. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
|
Работа в паре. - К каждому слову подберите однокоренное слово, отвечающее на вопрос какой? Запишите слова парами. Честь – Прелесть – Ужас – Интерес – - Какие затруднения возникли? |
Дети работают в паре. |
Самостоятельная работа с самопроверкой
|
Выполните самостоятельную работу по учебнику – упражнение № 3, с. 115. - Все ли справились с работой? - Проверьте и оцените свою работу. |
Выполняют самостоятельную работу
|
Включение в систему знаний повторение
|
- Прочитайте пословицы, записанные у вас на карточках, объясните, как вы их понимаете. Есть ли в них слова с непроизносимыми согласными?
- Выпишите слова с непроизносимыми согласными, предварительно записав проверочное слово. (под руководством учителя) |
Читают пословицы. Радостная жизнь сердце веселит. Кто храбро сражается в бою, тот честно защищает Родину свою. Человек трудолюбивый самый счастливый. Сердце матери лучше солнца греет. Ленивому и будни праздник. Дождливое лето хуже осени. Счастливым и красивым делает человека работа. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке и домашнее задание
|
Какую цель мы ставили? - Достигли мы цели урока? - Какая тема была? Оцените свою работу на уроке, используя кружочки. Ошибок нет Ошибки были В рабочей тетради «Пишем грамотно» № 1 выбрать одно задание на изученную тему и выполнить. |
- Находить слова с непроизносимыми согласными и правильно их писать.
Дети отвечают и оценивают свою работу на уроке.
|