УМК: Школа России.
Учебник: "Русский язык 2 класс". Автор В.П. Канакина..
Цель урока: формирование представления о рассуждении, как типе речи, умения составлять тексты рассуждений.
Задачи:
Оборудование: презентация, учебник, тетради, карточки.
- Здравствуйте, меня зовут Софья Евгеньевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.
- Давайте улыбнемся, друг другу, я рада видеть вновь ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.
- Проверьте свою готовность к уроку. На краю парты у вас должны быть только пеналы, тетради, учебник.
- Давайте, с вами разомнем руки, для того чтобы хорошо писать.
- Ребята, сейчас откройте тетради отступите от последней вашей записи две строки, запишите число (28 апреля) и классная работа.
- На доске слова, вставьте пропущенные буквы и составьте из них предложение, подчеркните орфограмму и объясните ее написание.
- в_сны и / дем_нстрациями. / Перв_е мая – / труда, _тмечать / праз_ник / красочными / принято
- Давайте проверим.
- Ребята, посмотрите на слайд. Какой тип текста представлен?
Куница зверек хищный. Гибкая, ловкая, быстрая, она хорошо лазает по деревьям, отлично бегает по земле. (Текст-описание)
- Почему, докажите.
- Следующий текст?
Еще зимой в трескучие морозы у медведицы рождаются медвежата. Они маленькие, с рукавчику, и мать еще в берлоге кормит их молоком. (Текст-повествование)
- Почему, обоснуйте свой ответ.
- И прочитайте последний.
Пробеги по дорожке в ясный морозный день. Слышишь, как снег скрипит под ногами? Как ты думаешь, почему? Это ломаются у тебя под ногами маленькие лучики холодных звездочек. А так как ломается их сразу очень много – вот. (Мы не знаем)
- Это текст рассуждение. Знаете ли вы его особенности или как правильно его написать? (нет)
- Какой вопрос возникает? Какая перед нами стоит цель? (ответы учащихся)
- Ребята, как вы думаете, где мы можем узнать название такого текста? (в учебнике)
- Верно, откройте учебник на стр. 105. Как называется такой текст? (Текст рассуждение)
- Что вы видите на странице учебника? (характерные особенности текста-рассуждения)
- Ребята, посмотрите, внизу страницы есть правило. Прочитайте его.
- Давайте выделим из правила, по каким признакам мы будем отличать текст рассуждение от остальных.
- Найдите текст рассуждение и объясните свой выбор.
Кошка была почти вся черная, лишь кое-где виднелись белые пятнышки. Большое светлое пятно было на спине, а маленькое - на кончике хвоста. У нее были большие зеленые глаза, почти изумрудные. На ушках были кисточки, на лапках выпущенные коготки.
Мы пришли в парк, сели на лавочку. К нам подбежала кошка. Она испуганно взглянула на нас, зашипела и убежала прочь. Она побежала по зеленой траве, перепрыгнула лужу и запрыгнула на высокое дерево.
Кошки - таинственные животные. Они приносят удачу и оберегают дом от всего плохого. Кошка в доме - это к удаче и благополучию. Говорят, что они отгоняют злых духов. (+)
- Верно, объясните, почему это текст рассуждение можно воспользоваться памяткой.
- Найдите на стр. 106 упражнение 181. Прочитайте, что нужно сделать?
- С какого слова начинается каждый вопрос?
- Какое слово вы употребите, отвечая на эти вопросы?
- Молодцы. А сейчас попробуйте, произнести любой из этих вопросов, и ответить на него. Начинайте со слов: потому что или так как. Кто попробует?
- Запомните ребята, слова потому что и так как пишутся раздельно.
- Разделите чертами текст на три части, которые выделяются в тексте рассуждении
- Озаглавьте текст.
Я очень люблю зиму! Во-первых, зимой очень красиво. Снег искрится, падают серебряные снежинки. Во-вторых, много зимних развлечений и забав: можно играть в снежки, бегать на лыжах и коньках, лепить снеговика. Вот почему я люблю зиму.
- Теперь найдите упражнение 182. Что нужно сделать?
- Можем ли мы назвать это текстом? Почему?
- Какая главная мысль этого текста? Какая тема?
- Как можно озаглавить текст?
- Теперь давайте определим тип текста. Докажите, что это рассуждение.
- Итак, какая была тема нашего урока? (Что такое текст рассуждение)
- Мы открыли новое знание? (да)
- Каким образом? (Выполняли упражнения)
- Мы смогли выполнить задание, которое поначалу вызвало у вас затруднения? (да)
- Молодцы ребята, а сейчас давайте оценим вашу деятельность на уроке.
- Спасибо за занятие! До свидания, ребята.