УМК: "Школа России"
Цель: закрепить и обобщить знания частей речи и типов текста при выполнении контрольной работы.
Оснащение: тетрадь для контрольных работ, ручка.
Информационные источники: учебник по русскому языку 2 класс. Часть 2 УМК "Школа России"; ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Ход урока
Этапы |
Деятельность учителя |
Мотивация к учебной деятельности Задача: смотивировать обучающихся на предстоящую деятельность. |
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Александровна. И сегодня я проведу у вас урок русского языка. А чтобы мы смогли настроиться на работу, проведем разминку. Я говорю и показываю движения, а вы повторяете. Ладошки вверх, Ладошки вниз, Ладошки на бочок И сжали в кулачок. Теперь проверим готовность, у вас на партах тетрадь для контрольных работ, пенал, дневник. Чтобы красиво и правильно писать, проведем минутку чистописания. Чтобы узнать, какую букву мы будем прописывать, послушайте внимательно стихотворение. Везет Сеня Саню с Соней на санках. Поднимите руку, кто услышал, какую букву мы будем прописывать. На минутке чистописания мы пропишем букву Сс. Обратите внимание. (буква Сс). Буква с Гласная или согласная. Почему она согласная. Потому что ее нельзя пропеть, при образовании звука воздух встречает преграду. Перед нами прописная и строчная буквы Сс.
Начинаем писать букву С чуть выше верхней линии рабочей строки. С плавного закругления влево. Виду это закругление к нижней линии, касаюсь нижней линии и делаю плавное закругление вправо. Останавливаюсь над нижней линией рабочей строки. Строчная буква с она похожа на прописную? (похожа, но она меньше) состоит из маленького полуовала.
Теперь, чтобы мы написали букву с красиво и аккуратно проведем гимнастку для пальцев. Я говорю и показываю движения. Поставьте руки на локотки. Повторяйте. - этот пальчик дедушка (большой) - этот пальчик бабушка (указательный) - этот пальчик папа (средний) - этот пальчик мама (безымянный) - этот пальчик я (мизинец) - мы вместе дружная семья (все пальцы) Теперь сядьте прямо, правильно возьмите ручку в руки. Покажите, как вы будете держать ручку. Ручка лежит на среднем пальце, придерживает ручку большой палец. Указательный палец образует клювик. (показать) Записываем в тетради дату 28 апреля. Кл. работа. Прописываем букву с с начала строки и до конца. Посмотрите, какое слово мы напишем «Сорока». (доске «сорока»). Прописываем слово два раза. |
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. |
Сегодня мы вспомним части речи и типы текстов. А сначала повторим части речи, я вам читаю стихи-загадки, а вы отгадываете, а если у вас возникает трудность, то обсуждаете ответ в паре, но только очень тихо. Есть один седой старик. Превращаться он привык В шляпу, в бабушку, в котлеты, В кактус, в зонтик, в ракеты, В тапочки, в слова, в конфеты. Словом, в разные предметы. (сущ.) Художницу нашу знает весь свет. Раскрасит художница всякий предмет. Ответит всегда на вопросы такие: Какой? Какая? Какое? Какие? (прил.) Интересная часть речи В русском языке живет Кто что делает, расскажет: Чертит, пишет и поет, Вышивает, или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит – Всё расскажет нам … (гл.) Я и мы, ты и вы, Он, она, оно, они – Все слова отличные, Важные и личные. Это без сомнения Все… (мест.) В поле, в доме, на сосне, Какие части речи мы знаем. Глагол, существительное, прилагательное, предлог, местоимение. (Работа с таблицами на доске)
(сл) Сейчас выполним маленькое задание в паре. Придумайте вместе по одному сущ., гл., прил., мест., предлогу. А сейчас повторим типы текстов. (сл) Текст – описание. На камне греется ящерица. Ящерка небольшая, сантиметров десять от острой головки до кончика хвоста. Спинка оливкового цвета с рисунком из разноцветных пестринок. Лапки более коричневого оттенка. А шейка светлая, почти белая. Какой вопрос можно задать к этому тексту? (какая?)
Текст - повествование. Неожиданная встреча Рано утром мы с сестрой пошли в лес за ягодами. Тропинка вела нас всё дальше и дальше в зелёный загадочный лес. На опушке мы разбрелись в разные стороны, чтобы набрать ягод. Собирая ягодку за ягодкой, я поднял голову и увидел в кустах маленького лисёнка. Я замер с вытянутой рукой и старался рассмотреть его получше. Никогда раньше я не видел лисёнка вживую! Редкий гость тоже смотрел на меня бусинками своих глаз. Не знаю, сколько мы смотрели друг на друга, но вдруг сестра окликнула меня. Лисёнок тут же исчез в зарослях, как будто его и не было. Какой вопрос можно задать к этому тексту? (Что произошло?)
Текст - рассуждение. Почему нельзя брать птенчика домой? Во-первых, многие из этих птенцов на самом деле не выпали из гнезда, а покинули гнездо, не научившись летать. Такое происходит, чтобы хищники не разорили всё гнездо целиком. Птенчики прячутся в укромных уголках и ждут, пока родители их покормят. Во-вторых, несведущий человек не сможет выкормить птенца в домашних условиях. Такое занятие требует многих знаний, терпения и ответственности. Поэтому не стоит спешить и брать птенцов домой. Какой вопрос можно задать к этому тексту? (Почему?) |
Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу. Задача: объяснить выполнение предстоящей работы |
Сейчас открываем тетради для контрольных работ, отрываем страницу 72, находим вариант 2. Что нам нужно сделать в 1 задании. Спиши текст Начинаем читать текст. Какой это тип текста? Текст-рассуждение. Какой вопрос больше подходит? Вопрос «Почему?»
Что нам надо сделать? Подчеркнуть местоимения.
Ищем 3 задание. Что дается в задании. Спиши предложения, заменяя, где необходимо, имена существительные местоимением. Весной прилетели ласточки. Ласточки построили гнездо под крышей. |
Физминутка Задача: снять мышечное напряжение. |
Теперь я предлагаю вам отдохнуть. Мы проведем физминутку. Ну – ка, зайка, выходи! (шагаем) Ну – ка, серый, выходи! Зайка, попляши, (легкие прыжки) Ну – ка, серый, попляши! Ручками похлопай, Ножками потопай. И немножко покружись, Всем нам низко поклонись. |
Организация контроля и самоконтроля (взаимоконтроля). Задача: создать условия для |
Кто закончит выполнять работу, проверит свою работу еще раз и поднимет руку, я подойду и дам вам задание. Вы все знаете, и вы сможете выполнить задания успешно. А теперь преступаем.
|
Информация о д.з. |
|
Рефлексия учебной деятельности (предметные, метапредметные и личностные результаты). Задача: создать условия для осуществления самооценки |
Наш урок подходит к концу, давайте вспомним, что мы выполняли во время урока. Что было трудным на уроке? Почему? Как, по-вашему, был ли урок полезным? Поднимите руку, те, кто доволен своей работой. Погладьте себя по голове.
|