Конструкт урока русского языка 2 класс: "Проверка знаний по частям речи и типам текстов"

УМК: "Школа России"

Цель: закрепить и обобщить знания частей речи и типов текста при выполнении контрольной работы.

Оснащение: тетрадь для контрольных работ, ручка.

Информационные источники: учебник по русскому языку 2 класс. Часть 2 УМК "Школа России"; ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Мотивация к учебной деятельности    

Задача: смотивировать обучающихся на предстоящую деятельность.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Александровна. И сегодня я проведу у вас урок русского языка. А чтобы мы смогли настроиться на работу, проведем разминку. Я говорю и показываю движения, а вы повторяете.

Ладошки вверх, Ладошки вниз, Ладошки на бочок И сжали в кулачок.

Теперь проверим готовность, у вас на партах тетрадь для контрольных работ, пенал, дневник.

Чтобы красиво и правильно писать, проведем минутку чистописания.  Чтобы узнать, какую букву мы будем прописывать, послушайте внимательно стихотворение.

Везет Сеня Саню с Соней на санках.
Санки скок, Сеню с ног, Саню в бок,
Соню в лоб, с санок все в сугроб.

Поднимите руку, кто услышал, какую букву мы будем прописывать. На минутке чистописания мы пропишем букву Сс.

Обратите внимание. (буква Сс). 

Буква с Гласная или согласная. Почему она согласная.  Потому что ее нельзя пропеть,  при образовании звука воздух встречает преграду.

Перед нами прописная и строчная буквы Сс.


(Письменные буквы): заглавная буква С состоит из одного элемента - полуовала.

Начинаем писать букву С чуть выше верхней линии рабочей строки. С плавного закругления влево. Виду это закругление к нижней линии, касаюсь нижней линии и делаю плавное закругление вправо. Останавливаюсь над нижней линией рабочей строки.

Строчная буква с она похожа на прописную? (похожа, но она меньше) состоит из маленького полуовала.  

 

Теперь, чтобы мы написали букву с красиво и аккуратно проведем гимнастку для пальцев. Я говорю и показываю движения. Поставьте руки на локотки. Повторяйте.

- этот пальчик дедушка (большой)

- этот пальчик бабушка (указательный)

- этот пальчик папа (средний)

- этот пальчик мама (безымянный)

- этот пальчик я (мизинец)

- мы вместе дружная семья (все пальцы)

Теперь сядьте прямо, правильно возьмите ручку в руки.

Покажите, как вы будете держать ручку.

Ручка лежит на среднем пальце, придерживает ручку большой палец. Указательный палец образует клювик.  (показать)

Записываем в тетради дату 28 апреля. Кл. работа.

Прописываем букву с с начала строки и до конца.   

Посмотрите, какое слово мы напишем «Сорока».  (доске «сорока»). Прописываем слово два раза.

Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.   
Задача:   актуализировать знания  о типах текста, частях речи.  

Сегодня мы вспомним  части речи и типы текстов.
Значит, какая будет у нас цель урока? Повторить части речи и типы текстов.

А сначала повторим части речи, я вам читаю стихи-загадки, а вы отгадываете, а если у вас возникает трудность, то обсуждаете ответ в паре, но только очень тихо.

Есть один седой старик.

Превращаться он привык

В шляпу, в бабушку, в котлеты,

В кактус, в зонтик, в ракеты,

В тапочки, в слова, в конфеты.

Словом, в разные предметы. (сущ.)

Художницу нашу знает весь свет.

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какая? Какое? Какие? (прил.)

Интересная часть речи

В русском языке живет

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет и  поет,

Вышивает, или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Всё расскажет нам … (гл.)

Я и мы, ты и вы,

Он, она, оно, они –

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это без сомнения

Все… (мест.)

В поле, в доме, на сосне,
за рекой, в лесу, во сне,
под березой и в берлоге,
вы заметили … (Предлоги).
Молодцы, загадки вы отгадали, но еще нам надо поработать со схемами.   

Какие части речи мы знаем. Глагол, существительное, прилагательное, предлог, местоимение.

(Работа с таблицами на доске)

 

(сл) Сейчас выполним маленькое задание в паре. Придумайте вместе по одному сущ., гл., прил., мест., предлогу.

А сейчас повторим типы текстов. (сл)

Текст – описание.
Ящерица

   На камне греется ящерица.

   Ящерка небольшая, сантиметров десять от острой головки до кончика хвоста. Спинка оливкового цвета с рисунком из разноцветных пестринок. Лапки более коричневого оттенка. А шейка светлая, почти белая.

Какой вопрос можно задать к этому тексту? (какая?)
Описание - это текст, в котором происходит описание кого-то или чего-то.

 

Текст - повествование.

 Неожиданная встреча

   Рано утром мы с сестрой пошли в лес за ягодами. Тропинка вела нас всё дальше и дальше в зелёный загадочный лес. На опушке мы разбрелись в разные стороны, чтобы набрать ягод.

   Собирая ягодку за ягодкой, я поднял голову и увидел в кустах маленького лисёнка. Я замер с вытянутой рукой и старался рассмотреть его получше. Никогда раньше я не видел лисёнка вживую! Редкий гость тоже смотрел на меня бусинками своих глаз. Не знаю, сколько мы смотрели друг на друга, но вдруг сестра окликнула меня. Лисёнок тут же исчез в зарослях, как будто его и не было.

Какой вопрос можно задать к этому тексту? (Что произошло?)
Повествование - это текст, в котором идёт рассказ о чём-то, ком-то, о каких-то событиях.

 

Текст - рассуждение.
Не спешите брать птенцов домой!

   Почему нельзя брать птенчика домой?

   Во-первых, многие из этих птенцов на самом деле не выпали из гнезда, а покинули гнездо, не научившись летать. Такое происходит, чтобы хищники не разорили всё гнездо целиком. Птенчики прячутся в укромных уголках и ждут, пока родители их покормят.

   Во-вторых, несведущий человек не сможет выкормить птенца в домашних условиях. Такое занятие требует многих знаний, терпения и ответственности.

   Поэтому не стоит спешить и брать птенцов домой.

Какой вопрос можно задать к этому тексту? (Почему?)
Рассуждение - это текст, который объясняет причину какого-то явления или события. 

Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу.

Задача: объяснить выполнение предстоящей  работы

Сейчас открываем тетради для контрольных работ, отрываем страницу 72,   находим вариант 2. Что нам нужно сделать в 1 задании. Спиши текст
А чтобы списать текст, что для этого надо сделать (прочитать)

Начинаем читать текст.

Какой это тип текста? Текст-рассуждение. Какой вопрос больше подходит?  Вопрос «Почему?»
Когда мы его прочитали, можем списать.


Теперь находим 2 задание.

Что нам надо сделать? Подчеркнуть местоимения.
Какие местоимения мы знаем, давайте вспомним. (говорят)
значит, какие местоимения мы подчеркнем, когда будем выполнять работу? Мы, мыло,  они, ты, но, он, вы.

 

Ищем 3 задание. Что дается в задании. Спиши предложения, заменяя, где необходимо, имена существительные местоимением.

Весной прилетели ласточки. Ласточки построили гнездо под крышей.
Какое предложение мы можем изменить?
Какое существительное заменим?

Физминутка

Задача:  снять мышечное напряжение.

Теперь я предлагаю вам отдохнуть. Мы проведем физминутку.

Ну – ка, зайка, выходи! (шагаем)

Ну – ка, серый, выходи!

Зайка, попляши, (легкие прыжки)

Ну – ка, серый, попляши!

Ручками похлопай,

Ножками потопай.

И немножко покружись,

Всем нам низко поклонись.

Организация контроля и самоконтроля (взаимоконтроля).

Задача: создать условия для

Кто закончит выполнять работу, проверит свою работу еще раз и поднимет руку, я подойду и дам вам задание.

Вы все знаете, и вы сможете выполнить задания успешно. А теперь преступаем.


Работа тем, кто выполнит задание.

Информация о д.з.

 

Рефлексия учебной деятельности (предметные, метапредметные и личностные результаты).

Задача:  создать условия для осуществления самооценки

Наш урок подходит к концу, давайте вспомним, что мы выполняли во время урока.

Что было трудным на уроке? Почему?

Как, по-вашему, был ли урок полезным?

Поднимите руку, те, кто доволен своей работой. Погладьте себя по голове.

 

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!