Цель: создание условий для закрепления способов проверки парных согласных в корне слова, развивать умение подбирать проверочные слова
Оборудование: предметные картинки, детские игрушки, куколка, картинка Красной Шапочки, Незнайки, Васи Растеряйкина, предметы детской посуды, предметы из портфеля Васи Растеряйкина, кроссворд «Парные согласные», ребусы, окошки-ставни для «Улицы парных согласных», карточки с текстом «Лиса Патрикеевна», карточки- названия заданий и команд.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Сегодня необычный урок – «Грамматическая игротека». Вы, конечно же, очень любите играть. Вот и сегодня мы с вами поиграем. А игры будут непростые, а грамматические. Чтобы было интереснее, предлагаю вам объединиться в две команды: первая – «Точки», вторя – «Запятые». За правильные ответы вы получите жетоны, которые будете собирать в копилки (стоят на столе).
II. Актуализация знаний.
- Послушаем стихотворение (читает ученик).
Чтоб меньше было случаев неясных,
И чтоб ответов не было плохих,
Прислушайся к звучанию согласных,
Чтобы не путать звонких и глухих…
Глухие звуки – это непоседы,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то не стало оглушить.
- Догадались, на какую тему будут игры? Правильно «Правописание парных согласных в корне слова»
- Для начала вспомним, какие согласные называют парными. Отправимся с вами на «Улицу парных согласных», где живут эти буквы. Когда утром согласный звук просыпается, он открывает окошко. Узнайте, какой согласный ещё спит, и разбудите его…
/ На доске окошки-ставни открываются при правильном названии пары согласных./
- Как же проверить, какую букву надо писать в слове? (ученик читает стихотворение)
Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг:
Парный сразу проверяй –
Слово это изменяй.
Зуб – на зубы, куст – кусты…
Будешь грамотным и ты.
III. Дидактические задания для команд.
1. «Наш словарик» Учитель показывает картинки:
медведь, город, завод, карандаш, сапог, ягодка, тетрадь, берёзка, коровка. Учащиеся с помощью грамматических часов показывают парную согласную и за правильный ответ получают жетон.
2. «Поиграем с куколкой». Назвать ласкательными словами, что есть у куклы.В словах должны быть парные согласные: глазки, губки, бровки, ушки, зубки, ножки. Подобрать проверочные.
- А теперь нарядим её в шубку, шапку, варежки, сапожки, шарф. Называя предметы одежды, учащиеся подбирают и проверочные слова. За каждое слово – жетон.
3. «Незнайкины ошибки». Каждой команде на доске предлагаются стихи, которые сочинил Незнайка.
Задание: найти и исправить ошибки:
Пончик любит лимонат Шоколат и мармелат А Авоська – плюжки И слаткиеватружки |
Торопыжка любит торд И из персиков компод. Все мы слаткоежки, Щёлкаем орежки. |
4. Ребусы. Разгадать ребусы, подобрать проверочные слова: шутка, лук, енот, ошибка, находка.
5. «На кухне». В коробке лежат предметы посуды: чашка, блюдце, ложка, кружка, лопатка, прихватка, салфетка, сковородка.Представитель команды по очереди вынимает предмет, называет его и проверочное слово.
IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
- Кто услышал слова с парной согласной в слабой позиции, может заработать дополнительное очко, назвав проверочное слово: шажки – шажок, прыжки – прыжок, зарядка – зарядочка, мягкая – мягок, посадка – посадит.
6. «Корзинка Красной Шапочки».
Конечно, вы помните сказку про Красную Шапочку. Куда её отправила мама? Что она дала ей с собой? (корзинку с пирожками). Пока Красная Шапочка шла по лесу она собрала в корзинку ещё гостинцев для бабушки: грибки, сыроежки, ягодки, орешки, ромашки, шишки(выкладываются картинки или слова: г- - - -и, с- - - - - -и, я- - - -и, о- - - -и, р- - - - -и, ш- - -и).
7. «Игрушки».
В сказке В.Катаева «Цветик-семицветик» одним из желаний девочки Жени было иметь много-много игрушек и когда она его загадала, игрушки со всего света прилетели к ней. Смотрите, сколько их и у нас.
- Кто больше назовёт игрушек, в названии которых есть парные согласные, требующие проверки. Это: мышка, утка, кошка, лягушка, гриб, рыбка, лошадка, ёж, верблюд, жираф, лодка, лев, матрёшка, неваляшка. Называя проверочное слово, участник получает жетон.
8. «Портфель Васи Растеряйкина».
- Среди игрушек попадается портфель. В нём лежат разные ненужные принадлежности. Сначала вынимаются книжка, закладка, затем бумажки, кнопки,гвоздь, пробки, железка, булавка, крошки (хлебные)
9. «Лиса Патрикеевна» К.Д. Ушинский.
Изменить, выделенные слова так, чтобы парные согласные оказались в слабой позиции.
У кумы-лисы зубы острые, рыльце тоненькое; уши на макушке, хвостикна
отлёте, шерсть тёпленькая. Хорошо кума принаряжена: шуба пушистая, золотистая;
на грудижилетик, а на шее белыйгалстучек.
10. Кроссворд «Парные согласные».
- Парные согласные приготовили вам такие загадки, в которых обязательно нужно проверять парный согласный, чтобы написать слово правильно. За проверочное слово – жетон.
|
|
|
|
л |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ж |
|
|
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и |
м |
з |
н |
с |
|
|
|
|
|
|
м |
|
я |
|
|
р |
о |
о |
д |
л |
|
я |
м |
|
х |
|
о |
с |
з |
в |
П |
А |
Р |
Н |
Ы |
Е |
|
С |
О |
Г |
Л |
А |
С |
Н |
Ы |
Е |
а |
ф |
к |
т |
ш |
д |
|
т |
р |
в |
е |
р |
т |
е |
к |
р |
р |
|
о |
|
|
|
|
р |
о |
о |
б |
б |
|
г |
|
б |
у |
|
в |
|
|
|
|
е |
з |
з |
|
у |
|
|
|
л |
с |
|
ь |
|
|
|
|
б |
|
д |
|
з |
|
|
|
ю |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ь |
|
|
|
|
|
д |
Загадки:
1. Уступая ветру в споре, Увлекает судно за собою. (Парус)
2. Он высокий и пятнистый, С длинной-длинной шеей, И питается он листьями – Листьями деревьев. (Жираф)
3. Красный нос в землю врос, А зелёный хвост снаружи. Нам зелёный хвост не нужен, Нужен только красный нос. (Морковь.)
4. Гуляю я и в дождь и в зной, Характер у меня такой. (Зонт.)
5. На зелёном шнурочке Белые звоночки. (Ландыш)
6. За тобою он плетётся, Хоть на месте остаётся. (След)
7. Птица сверху налетает И цыплят внизу хватает. (Ястреб)
8. У избы побывал – Всё окно разрисовал, У реки погостил – Во всю реку мост мостил. (Мороз)
9. Бьют парнишку по фуражке, Чтоб пожил он в деревяшке. (Гвоздь) |
10. Мнут и катают, В печи закаляют, А потом за столом Нарезают ножом. (Хлеб.)
11. Круглый, круглый, Сладкий, сладкий, С полосатой кожей гладкой, А разрежешь – посмотри: Красный, красный он внутри. (Арбуз)
12. Я над речкой лежу, Оба берега держу. (Мост)
13. Он пушистый, серебристый, Но рукой его не тронь, Станет капелькою чистой, Как поймаешь на ладонь. (Снег)
14. Всегда он в работе, Когда мы говорим, А отдыхает, Когда мы молчим. (Язык)
15. Зверь я горбатый, А нравлюсь ребятам. (Верблюд)
|
V. Подведение итогов.
Проводится подсчёт количества собранных жетонов. Определяется команда-победитель.
Награждение всех участников весёлыми смайликами.