Урок окружающего мира для учащихся 3-х классов. Дети учатся правильно себя вести в различных бытовых ситуациях, узнают, что вода, газ и огонь не только могут приносить пользу человеку, но и быть очень опасными.
- Здравствуйте, ребята!
- Чтобы наш урок прошел в теплой дружеской атмосфере, давайте подарим друг другу частичку тепла: потрите ладошки друг о дружку до теплого состояния.
- А теперь прикоснитесь к ладошкам товарища – подарите свое тепло и возьмите от него частичку тепла. Пусть в такой теплой и доброй атмосфере пройдет наш урок.
- Значительную часть своей жизни вы проводите в своем доме или квартире. Нам кажется, что дома мы в полной безопасности.
- Посмотрите на доску. Я вам предлагаю собрать из слов пословицу: Мой дом – моя крепость.
- Как вы ее понимаете? (Ответы детей)
- Совершенно верно, но, чувствуя себя в своем доме в безопасности, мы часто пренебрегаем самыми простыми правилами осторожности.
- А какие опасности могут подстерегать нас дома, мы сейчас узнаем.
Упражнение "Друзья-враги"
- Выполним с вами задание "Друзья-враги". Я показываю слово на карточке, а вы помогаете определить его в нужную группу.
Карточка со словами: мухомор, змея, синичка, микробы, витамины, огонь, вода, газ.
Предполагаемые ответы:
- Какие слова можно отнести и к врагам и к друзьям? (Огонь, вода, газ)
- Почему? (Могут быть и друзьями, могут быть и врагами)
- Другие слова, о которых мы говорили, тоже могут быть в отдельных случаях полезны.
- Как вы думаете, как будет называться тема нашего урока?
- Верно, тема урока - "Огонь, вода, газ". (Креплю на доску вверху три красивые картинки: огонь, вода и газ)
- Это наш первый урок по разделу "Наша безопасность". Какие учебные задачи мы будем решать сегодня на уроке? (ответы детей)
- Правильно, сегодня на уроке выясним:
Беседа об огне
- Огонь! Миллионы лет назад люди научились добывать его. Посмотрим видео, после которого вам нужно ответить на вопрос: При помощи чего наши предки добывали огонь? (Смотрим видео, я повторяю вопрос - дети отвечают)
- Когда огонь будет человеку другом, а когда врагом?
Послушайте стихотворение "Опасная забывчивость" и ответьте на вопрос: По какой причине мог случиться пожар?
Запомнить твердо нужно нам –
Пожар не возникает сам.
Ленту гладила Анюта, и увидела подруг.
Отвлеклась на три минуты и забыла про утюг.
Тут уж дело не до шутки!
Вот что значит – три минутки!
Ленты нет, кругом угар, чуть не сделался пожар.
- Так, по какой причине мог случиться пожар? (Ответ: девочка отвлеклась на подруг, забыла про утюг)
- Молодцы! Ни для, кого ни секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей. Каждые 2 минуты в России возникает пожар.
- В какую службу можно обратиться за помощью при пожаре?
- Читаем и запоминаем (на слайде): Пожарный номер – 01. (Под огнем приклеиваю номер пожарной части)
(6 групп по 4-5 человек)
1 группа, 4 группа
Карточка 1. Прочитайте. Найдите в каждой строке лишнее слово, которое не является причиной пожара
Карточка 4
2 группа, 5 группа - магнитная доска
Карточка
Пронумеруйте по порядку информацию, которую вы будете сообщать , когда будете звонить в пожарную службу. (1 ставим возле той информации, которую будем сообщать первой, цифру 2 - второй и т.д.)
Адрес, свой номер телефона, свою фамилию, как лучше подъехать к дому.
Все это нужно сообщить быстро, без запинки.
3 группа, 6 группа
Карточка
Прочитайте текст "Если возник пожар", который находится на листочке. Составьте инструкцию "Действия во время пожара", используя информацию из текста. Для этого нужно закончить начатые предложения.
Проверка выступления групп по слайду. Дети комментируют свои ответы, идет проверка по слайду.
Правила поведения при пожаре
(добавляю к тому, что скажут дети из 3 группы и 6 группы)
- Ребята, мы выяснили с вами, когда огонь может быть другом, а когда врагом, узнали причины пожара и что нужно делать, если вдруг случился пожар.
- А теперь полученные знания оформим в виде памятки. Перед вами лист, разделенный на 3 части.
- В первой части мы заполним правила поведения при пожаре. Наклеиваем под рисунком огня номер телефона пожарной службы и правила поведения при пожаре. (Дети еще раз по одному читают правила)
- Оцените свою работу на данном этапе уроке. Внизу 3 смайлика. Выберите подходящий для вас, поставив галочку.
- Если вам все понятно, вы довольны своей работой, то это желтый смайлик, если считаете, что могли лучше работать, не совсем понятно – зеленый цвет, если не довольны своей работой, непонятно - то красный смайлик. жена. Продолжим нашу работу.
- Ребята, я буду называть основные требования пожарной безопасности, если это запрещается – вы топаете ногами, если разрешается – хлопаете.
- О какой опасности мы поговорим дальше, вы узнаете, собрав картинку-пазл. (в парах)
- Что изображено на картинке? (ванную комнату затопило)
- Когда вода друг человеку?
- Когда вода человеку враг? Какая беда может возникнуть из-за воды в доме? (ответы детей)
- Ребята, какие правила поведения надо выполнять, чтобы не произошла авария?
- Сейчас мы прочитаем текст на стр. 5, а вы ответьте на вопрос: Как нужно действовать при аварии водопровода? (читает 1 ученик вслух)
- Прежде, чем ответим на мой вопрос, скажите, какие новые слова встретились? (Вентиль, диспетчер)
- Кто может объяснить их значение?
- Давайте уточним и запомним, что такое вентиль и кто такой диспетчер. У вас на столе лежит листок, где дано объяснение этим словам.
- Эта информация, ребята, взята из толкового словаря Ожегова. (1 ученик читает)
Вентиль – клапан для регулирования выхода жидкости, пара или газа, перекрывает воду в квартире.
Диспетчер – работник, регулирующий из одного центрального пункта ход работы предприятия (пожарной части, аварийной части, водопровода, службы газа)
- Ребята, а теперь ответьте "Как нужно действовать при аварии водопровода?
- Рассмотрите рисунки в учебнике на стр. 5. Что показывают эти знаки? (Прорвало трубу. Вентиль горячей и холодной воды. Звони соседям, диспетчеру, родителям)
- Эти знаки помогут вам запомнить, как нужно действовать при аварии водопровода.
Составление памятки при аварии водопровода. Вписываем телефон "Единой службы спасения 112" в памятку. Оценивание работы.
- Теперь переходим к разговору о следующей опасности, которая может подстерегать нас дома - о газе.
- Ребята, посмотрите ролик и ответьте на вопрос: "Где и из чего образовался природный газ на нашей планете?" (Дети смотрят, потом я повторяю вопрос, а дети отвечают)
- Когда газ человеку друг?
- А когда газ может стать врагом? (Если утечка, можно отравиться газом, даже умереть)
- Газом надо уметь правильно пользоваться, а как, вы с вами разберемся, ответив на вопросы, которые вы видите на слайде.
- Вопросов - 6. Вам – показываю рукой на 1 вариант – первый желтый вопрос, вам …
- Ответы на вопросы найдем, поработав с тестом учебника.
- А сейчас при помощи рисунка на с.6 составим план действия в ситуации "Если чувствуешь запах газа". (по учебнику)
Повторяем (слайд):
Если ты почувствовал запах газа в квартире, помни: Газовой службы телефон – 04.
Составление памятки + оценивание.
- Ребята, мы с вами составили памятки поведения в чрезвычайных ситуациях. Положите их себе в дневник, а номер 112 забейте себе в телефон.
- Сейчас подведем итог урока с помощью теста. Его вопросы помогут вам еще раз повторить необходимую информацию сегодняшнего урока.
- Вам нужно выбрать правильный ответ и в кружочке на памятке написать ту букву, которая стоит возле правильного ответа.
- Какое слово получилось?
- Вы все сегодня молодцы!
- Какое задание на уроке вам понравилось больше всего? (я комментирую чему это задание научило детей)
- Урок подошел к концу.
- Домашнее задание вы видите на экране. Потом перепишите его в дневник.
- Молодцы! Вы сегодня отлично поработали! Хочется отметить... (назвать детей)