Урок окружающего мира для учащихся 3-х классов "Огонь, вода, газ"

Урок окружающего мира для учащихся 3-х классов. Дети учатся правильно себя вести в различных бытовых ситуациях, узнают, что вода, газ и огонь не только могут приносить пользу человеку, но и быть очень опасными.

Ход урока

Мотивация на учебную деятельность

- Здравствуйте, ребята!
- Чтобы наш урок прошел в теплой дружеской атмосфере, давайте подарим друг другу частичку тепла: потрите ладошки друг о дружку до теплого состояния.
- А теперь прикоснитесь к ладошкам товарища – подарите свое тепло и возьмите от него частичку тепла. Пусть в такой теплой и доброй атмосфере пройдет наш урок.

Введение в деятельность

- Значительную часть своей жизни вы проводите в своем доме или квартире. Нам кажется, что дома мы в полной безопасности.
- Посмотрите на доску. Я вам предлагаю собрать из слов пословицу: Мой дом – моя крепость.
- Как вы ее понимаете? (Ответы детей)

- Совершенно верно, но, чувствуя себя в своем доме в безопасности, мы часто пренебрегаем самыми простыми правилами осторожности.
- А какие опасности могут подстерегать нас дома, мы сейчас узнаем.

Упражнение "Друзья-враги"

- Выполним с вами задание "Друзья-враги". Я показываю слово на карточке, а вы помогаете определить его в нужную группу.
Карточка со словами: мухомор, змея, синичка, микробы, витамины, огонь, вода, газ.

Предполагаемые ответы:

  • Враги: мухомор, змея, микробы.
  • Друзья: синичка, витамины.

- Какие слова можно отнести и к врагам и к друзьям? (Огонь, вода, газ)
- Почему? (Могут быть и друзьями, могут быть и врагами)
- Другие слова, о которых мы говорили, тоже могут быть в отдельных случаях полезны.

Целеполагание

- Как вы думаете, как будет называться тема нашего урока?
- Верно, тема урока - "Огонь, вода, газ". (Креплю на доску вверху три красивые картинки: огонь, вода и газ)
- Это наш первый урок по разделу "Наша безопасность". Какие учебные задачи мы будем решать сегодня на уроке? (ответы детей)

- Правильно, сегодня на уроке выясним:

  1. как выглядит опасность и почему возникает;
  2. узнаем правила поведения в опасной для жизни ситуации;
  3. составим памятки, и, внимание, будем оценивать свою работу на уроке сами.

Открытие новых знаний

Беседа об огне

- Огонь! Миллионы лет назад люди научились добывать его. Посмотрим видео, после которого вам нужно ответить на вопрос: При помощи чего наши предки добывали огонь? (Смотрим видео, я повторяю вопрос - дети отвечают)
- Когда огонь будет человеку другом, а когда врагом?

Послушайте стихотворение "Опасная забывчивость" и ответьте на вопрос: По какой причине мог случиться пожар?

Запомнить твердо нужно нам –
Пожар не возникает сам.
Ленту гладила Анюта, и увидела подруг.
Отвлеклась на три минуты и забыла про утюг.

Тут уж дело не до шутки!
Вот что значит – три минутки!
Ленты нет, кругом угар, чуть не сделался пожар.

- Так, по какой причине мог случиться пожар? (Ответ: девочка отвлеклась на подруг, забыла про утюг)
- Молодцы! Ни для, кого ни секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей. Каждые 2 минуты в России возникает пожар.
- В какую службу можно обратиться за помощью при пожаре?

- Читаем и запоминаем (на слайде): Пожарный номер – 01. (Под огнем приклеиваю номер пожарной части)

Работа в группах

(6 групп по 4-5 человек)

1 группа, 4 группа

Карточка 1. Прочитайте. Найдите в каждой строке лишнее слово, которое не является причиной пожара

  • Чайник, утюг, телевизор, книга.
  • Бензин, кофе, краска, лак.

Карточка 4

  • Топор, спички, зажигалка, печка.
  • Сено, бумага, песок, вата.

2 группа, 5 группа - магнитная доска

Карточка
Пронумеруйте по порядку информацию, которую вы будете сообщать , когда будете звонить в пожарную службу. (1 ставим возле той информации, которую будем сообщать первой, цифру 2 - второй и т.д.)

Адрес, свой номер телефона, свою фамилию, как лучше подъехать к дому.
Все это нужно сообщить быстро, без запинки.

3 группа, 6 группа
Карточка
Прочитайте текст "Если возник пожар", который находится на листочке. Составьте инструкцию "Действия во время пожара", используя информацию из текста. Для этого нужно закончить начатые предложения.

  • Попытаться … погасить пламя
  • Позвонить … пожарным
  • Выбежать из … дома и звать … на помощь
  • Защититься от … дыма

Проверка выступления групп по слайду. Дети комментируют свои ответы, идет проверка по слайду.

Правила поведения при пожаре
(добавляю к тому, что скажут дети из 3 группы и 6 группы)

- Ребята, мы выяснили с вами, когда огонь может быть другом, а когда врагом, узнали причины пожара и что нужно делать, если вдруг случился пожар.
- А теперь полученные знания оформим в виде памятки. Перед вами лист, разделенный на 3 части.

- В первой части мы заполним правила поведения при пожаре. Наклеиваем под рисунком огня номер телефона пожарной службы и правила поведения при пожаре. (Дети еще раз по одному читают правила)

- Оцените свою работу на данном этапе уроке. Внизу 3 смайлика. Выберите подходящий для вас, поставив галочку.

- Если вам все понятно, вы довольны своей работой, то это желтый смайлик, если считаете, что могли лучше работать, не совсем понятно – зеленый цвет, если не довольны своей работой, непонятно - то красный смайлик. жена. Продолжим нашу работу.

Физминутка "Запрещается - разрешается"

- Ребята, я буду называть основные требования пожарной безопасности, если это запрещается – вы топаете ногами, если разрешается – хлопаете.

  • Бросать горящие спички в помещениях.
  • Защищать дом от пожара.
  • Небрежно, беспечно обращаться с огнем.
  • Кричать и звать на помощь взрослых.
  • Оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы.
  • Дышать через мокрое полотенце.

Беседа о воде

- О какой опасности мы поговорим дальше, вы узнаете, собрав картинку-пазл. (в парах)
- Что изображено на картинке? (ванную комнату затопило)

Мальчик затопил ванную комнатуМальчик затопил ванную комнату

- Когда вода друг человеку?
- Когда вода человеку враг? Какая беда может возникнуть из-за воды в доме? (ответы детей)

- Ребята, какие правила поведения надо выполнять, чтобы не произошла авария?

  1. Не оставляйте открытый кран.
  2. Не бросайте мусор в канализацию
  3. Не оставляйте без внимания просачивание воды в отопительной системе, обо всем расскажите взрослым.
  4. Не играй, не прыгай, не раскачивайся на радиаторах отопления.

- Сейчас мы прочитаем текст на стр. 5, а вы ответьте на вопрос: Как нужно действовать при аварии водопровода? (читает 1 ученик вслух)
- Прежде, чем ответим на мой вопрос, скажите, какие новые слова встретились? (Вентиль, диспетчер)
- Кто может объяснить их значение?

- Давайте уточним и запомним, что такое вентиль и кто такой диспетчер. У вас на столе лежит листок, где дано объяснение этим словам.
- Эта информация, ребята, взята из толкового словаря Ожегова. (1 ученик читает)

Вентиль – клапан для регулирования выхода жидкости, пара или газа, перекрывает воду в квартире.

Диспетчер – работник, регулирующий из одного центрального пункта ход работы предприятия (пожарной части, аварийной части, водопровода, службы газа)

- Ребята, а теперь ответьте "Как нужно действовать при аварии водопровода?
- Рассмотрите рисунки в учебнике на стр. 5. Что показывают эти знаки? (Прорвало трубу. Вентиль горячей и холодной воды. Звони соседям, диспетчеру, родителям)
- Эти знаки помогут вам запомнить, как нужно действовать при аварии водопровода.

Составление памятки при аварии водопровода. Вписываем телефон "Единой службы спасения 112" в памятку. Оценивание работы.

Беседа о газе

- Теперь переходим к разговору о следующей опасности, которая может подстерегать нас дома - о газе.
- Ребята, посмотрите ролик и ответьте на вопрос: "Где и из чего образовался природный газ на нашей планете?" (Дети смотрят, потом я повторяю вопрос, а дети отвечают)
- Когда газ человеку друг?

- А когда газ может стать врагом? (Если утечка, можно отравиться газом, даже умереть)
- Газом надо уметь правильно пользоваться, а как, вы с вами разберемся, ответив на вопросы, которые вы видите на слайде.
- Вопросов - 6. Вам – показываю рукой на 1 вариант – первый желтый вопрос, вам …

- Ответы на вопросы найдем, поработав с тестом учебника.

  1. Какая опасность может возникнуть при неправильном использовании газа?
  2. Что нужно сделать, если вдруг вы почувствовали в квартире запах газа?
  3. Чего нельзя делать ни в коем случае, если почувствуете в квартире запах газа?
  4. Что может случиться иногда с газом, наполнившим квартиру?
  5. Что нужно делать, если в квартире не исчезает запах газа?
  6. Что может быть причиной утечки газа?

- А сейчас при помощи рисунка на с.6 составим план действия в ситуации "Если чувствуешь запах газа". (по учебнику)

Повторяем (слайд):

  • Правило 1. Надо сразу же открыть окна и проветрить квартиру.
  • Правило 2. Проверь, закрыты ли краны на плите.
  • Правило 3. Немедленно позвони по телефону 04 от соседей.
  • Правило 4. Ни в коем случае не включай свет и не зажигай спички.

Если ты почувствовал запах газа в квартире, помни: Газовой службы телефон – 04.

Составление памятки + оценивание.

Итог урока

- Ребята, мы с вами составили памятки поведения в чрезвычайных ситуациях. Положите их себе в дневник, а номер 112 забейте себе в телефон.
- Сейчас подведем итог урока с помощью теста. Его вопросы помогут вам еще раз повторить необходимую информацию сегодняшнего урока.

- Вам нужно выбрать правильный ответ и в кружочке на памятке написать ту букву, которая стоит возле правильного ответа.
- Какое слово получилось?

Рефлексия

- Вы все сегодня молодцы!
- Какое задание на уроке вам понравилось больше всего? (я комментирую чему это задание научило детей)
- Урок подошел к концу.

- Домашнее задание вы видите на экране. Потом перепишите его в дневник.
- Молодцы! Вы сегодня отлично поработали! Хочется отметить... (назвать детей)

Размер:
26.78 Kb
Скачали:
9