Цель: доказать, что природные богатства и труд являются основой экономики.
Задачи урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент |
- Здравствуйте, ребята. Уже прозвенел звонок, все подравнялись, привели в порядок свои принадлежности на парте. - Учебник на столе у вас? А ручки и тетрадки? Тогда урок начнём сейчас, Раз всё у вас в порядке! |
Приветствуют учителя. Эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку. Слушают стихотворение.
|
Актуализация знаний
Подведение к теме урок
Целеполагание |
- Ребята, давайте вспомним, какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке? - Что же такое экономика? - Какая главная задача экономики? - Что называется потребностями? - Что нужно для удовлетворения потребностей людей? - Что такое товары? - Приведите примеры товаров. - Что такое услуги? - Приведите примеры услуг.
- Кто ваши родители по профессии? У кого из них работа связана с производством товаров? У кого – с оказанием услуг? - Сегодня мы продолжим изучение темы "Экономика". Но для начала мы поиграем в игру, которая называется «Верите ли вы, что…»
Правила игры: У вас на столах таблица. Цифрами я указала № вопросов. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в парах. Если вы согласны с утверждением, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-». Если возникнут разногласия поставьте знак вопроса (?). 1. Экономика - это возможность заработать деньги. 2. Мясо, хлеб, молоко – это услуги. 3. Торговля - это товар. 4. Отрасль экономики, которая возводит различные постройки – это строительство. 5. Главная задача экономики – удовлетворение разных потребностей людей. 6. Все отрасли экономики тесно взаимосвязаны. 7.Благодаря использованию современного оборудования, удаётся производить больше новых товаров - Ребята, давайте проверим. Сравните ваши ответы с теми которые на слайде. Если вы все выполнили верно, поставьте знак + ниже, если допустили ошибки, знак ?
- Послушайте загадку: Он больше всех зверей на свете. - Три кита плывут по морю, Три кита творят основу. В далёком прошлом люди не знали, что земля имеет шарообразную форму и постоянно движется в космическом пространстве. Многие тогда думали, что Земля плоская и что она покоится на трёх огромных китах. Отсюда и пошло выражение «три кита», которое означает основу, фундамент чего-либо. - Как вы думаете, основу чего мы будем изучать сегодня на уроке. - Верно, Сейчас я прочту вам стихотворение, послушайте его. Если вы будете внимательны, вы сумеете определить, что составляет основу экономики и выполнить задание, которое я вам дам после прослушивания стихотворения: Основа жизни – два кита - Природные богатства и труд. Всю сущность этой темы увидеть можно тут. - Так что же составляет основу экономики? - Давайте попробуем определить тему урока. Сегодня на уроке мы рассмотрим двух этих китов: природные богатства и труд человека. - Итак, тема сегодняшнего урока «Природные богатства и труд людей – основа экономики». - Какие цели вы перед собой поставите? Что хотите узнать на сегодняшнем уроке? |
- Экономика. - Экос по-гречески значит «дом», номос- «закон». Экономика - наука о рациональном ведении хозяйства.
- Удовлетворение разных потребностей людей. - Все, что требуется людям для жизни. - Товары и услуги. - Вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности. - Продукты питания, одежда… - Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей. - Стрижка в парикмахерской…
Ответы детей.
(-) (искусство ведения хозяйства
(-) (товары) (-) (услуга) (+)
(+)
(+)
(+)
- Кит.
- Основу экономики.
- Природные богатства и труд людей – основа экономики.
Цель: мы узнаем, что такое природные богатства и какова их роль в жизни человека; в чем заключается труд человека. |
Работа над новой темой
Физкультминутка |
- Рассмотрим первого кита, на которого основывается экономика – это природные богатства. - Перед тем как начнем работать, разделимся на 6 групп. 1 группа – расскажет о воздухе и скажет, для чего он нужен; 2 группа – вода; 3 группа – полезные ископаемые; 4 группа – земля (почва); 5 группа – растения; 6 группа - животные. - Ребята, также вам нужно будетне только найти ответы, но и подготовить небольшой плакат: надо наклеить изображения того, где используется данное природное богатство. - Для того, чтобы каждая группа смогла рассказать про свое природное богатство, в учебнике на с. 42 дан текст. Познакомьтесь с ним, найдите материал про природное богатство, которое досталось вашей группе и приготовьтесь рассказать о нем своим одноклассникам вместе с плакатом. (Раздаточный материал, клей, лист бумаги) - Для начала вспомним правила работы в группах - Теперь каждая группа выберет главного в своей микрогруппе - Для выполнения задания отводится 4 – 5 мин. - Как только будете готовы, поднимите руку, чтобы я видела вашу готовность работать. Задача остальных внимательно слушать, после выступления я буду задавать вопросы
- Итак, что же узнала 1 группа? - Молодцы. - Ребята, скажите, для чего во многих странах используется движение воздуха - ветер?
- Что расскажет нам вторая группа? - Ребята, скажите, почему без воды невозможна жизнь? - Теперь нам расскажет третья группа о полезных ископаемых - Ребята, какие полезные ископаемые вы запомнили? - А почему их называют полезными? Молодцы! Теперь послушаем следующую группу - Как еще называют землю? - Молодцы. И у нас осталась последняя группа. - Молодцы, все группы справились с заданием.
- Многие столетия человек стремился покорить природу, подчинить ее своей воле. Еще совсем недавно человечество считало, что ресурсы Земли неисчерпаемы, а воздействие человека на природу несущественно. Сегодня ни для кого не секрет, что многие экологические проблемы вызваны, прежде всего, бездуховностью общества, потребительским отношением к природным ресурсам и низкой экологической культурой граждан. - Люди перестали заботиться о природе: загрязняют реки, океаны, выливая туда отходы с предприятий, вырубают леса, занимаются браконьерством. (на слайдах картинки) - Ребята, как нужно относится к природным богатствам?
Раз - подняться, потянуться, |
Называют правила.
Выступление первой группы.
- Для выработки электроэнергии.
Выступление второй группы
Ответы детей.
- Нефть, природный газ, каменный уголь) - Потому что они используются в хозяйстве
Выступление 4 группы - Кормилицей.
Выступление 5 и 6 группы.
- Нужно беречь природу, охранять её от нарушителей. |
Продолжение работы по теме урока
Самостоятельная работа
Первичное закрепление
|
- Итак, вторым «китом» экономики является труд, давайте познакомимся с ним поближе, выполнив задание на карточках, Работать будем в парах: - Прочитав текст учебника на с. 44 вставь нужные слова в пропуски.
Труд необходим для того, чтобы_______________________. Он бывает: __________ и _____________. __________труд - объединяет работы, связанные с приёмом и передачей информации. _______________ труд– работа, требующая применения силы. Умственный и физический труд тесно связаны. Например: Шахтеры добывают полезные ископаемые –____________труд, но для добычи полезных ископаемых шахтеры используют инструменты, которые придумали ученые -____________ труд. Успех труда зависит и от здоровья людей. А для этого нужно всегда заботиться о своем здоровье с детства.
- Давайте проверим по слайду ваше задание. Проверка.
- Какой бывает труд? - Приведите примеры труда физического и умственного. Соотнесите профессию с нужным трудом. (На слайде 2 колонки: умственный труд, физический труд и названия профессий). - От чего зависит успех труда? - Что мы должны делать сейчас, чтобы успешно трудиться в будущем? - Кем вы хотите стать в будущем?
- Скажите имена двух китов экономики. - Что такое природное богатство? - Приведите не менее трёх примеров природных богатств. |
Выполняют задание на карточке: Труд необходим для того, чтобы добывать природные богатства. Он бывает: Умственный и физический. Умственный труд - объединяет работы, связанные с приёмом и передачей информации. Физический труд– работа, требующая применения силы. Умственный и физический труд тесно связаны. Например: Шахтеры добывают полезные ископаемые – физический труд, но для добычи полезных ископаемых шахтеры используют инструменты, которые придумали ученые -умственный труд. Успех труда зависит и от здоровья людей. А для этого нужно всегда заботиться о своем здоровье с детства. - Умственный и физический. - Образование и здоровье. - Учиться, не лениться и быть здоровым. Ответы детей.
- Природные богатства и труд. - То, что даёт природа. - Воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения и животные. |
Итог урока. Рефлексия.
Домашнее задание |
- Давайте подведём итоги урока. - Какую тему урока сегодня изучали? - Какие есть природные богатства? - Что нового для себя открыли на уроке?
- Ребята, если у вас все получилось, и вы поняли тему урока, поднимите весёлый смайлик. Если у вас что-то не получилось и были затруднения, поднимите грустный смайлик. Какие были затруднения.
- Прочитать текст с. 42-45. Ответь на вопросы из раздела «Проверь себя» на с. 46. - Спасибо за урок. До свидания. |
- Природные богатства. - Воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения и животные. Ответы детей.
- До свидания! |