Природные богатства и труд людей - основа экономики

Цель: доказать, что природные богатства и труд являются основой экономики.

Задачи урока:

  • Раскрыть понятие "природные богатства", показать их значение для экономической деятельности людей и важность бережного отношения к ним.
  • Раскрыть роль труда людей в экономике, показать многообразие профессий в современном мире.
  • Воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда, поддерживать интерес к предмету, любознательность, расширять кругозор детей.

Ход урока

Природные богатства и труд людей - основа экономикиПриродные богатства и труд людей - основа экономики

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята.

 Уже прозвенел звонок, все подравнялись, привели в порядок свои принадлежности на парте. 

-  Учебник на столе у вас?

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнём сейчас,

Раз всё у вас в порядке!

Приветствуют учителя. Эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку.  

Слушают стихотворение. 

 

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

Подведение к теме урок

 

 

 

  

Целеполагание

- Ребята, давайте вспомним, какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке?

- Что же такое экономика?

- Какая главная задача экономики?

- Что называется потребностями?

- Что нужно для удовлетворения потребностей людей?

- Что такое товары? 

- Приведите примеры товаров.

- Что такое услуги? 

- Приведите примеры услуг.

 

- Кто ваши родители по профессии? У кого из них работа связана с производством товаров?

У  кого – с оказанием услуг? 

- Сегодня мы продолжим изучение темы "Экономика". Но для начала мы поиграем в игру, которая называется «Верите ли вы, что…»

 

Правила игры:

У вас на столах таблица. Цифрами я указала № вопросов. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в парах. Если вы согласны с утверждением, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-». Если возникнут разногласия поставьте знак вопроса (?).

1. Экономика - это возможность заработать деньги.

2. Мясо, хлеб, молоко – это услуги.

3. Торговля - это товар. 

4. Отрасль экономики, которая возводит различные постройки – это строительство.

5. Главная задача экономики – удовлетворение разных потребностей людей.

6. Все отрасли экономики тесно взаимосвязаны. 7.Благодаря использованию современного оборудования, удаётся производить  больше новых товаров

- Ребята, давайте проверим. Сравните ваши ответы с теми которые на слайде. Если вы все выполнили верно, поставьте знак + ниже, если допустили ошибки, знак ?

 

- Послушайте загадку: Он больше всех зверей на свете.
Такой один он на планете,
(Его поменьше даже слон),
Пускать фонтаны любит он,
В воде он плавает и спит.
Кто скажет первым? Это…

- Три кита плывут по морю,

Три кита творят основу.

В далёком прошлом люди не знали, что земля имеет шарообразную форму и постоянно движется в космическом пространстве. Многие тогда думали, что Земля плоская и что она покоится на трёх огромных китах. Отсюда и пошло выражение «три кита», которое означает основу, фундамент чего-либо.

- Как вы думаете, основу чего мы будем изучать сегодня на уроке.

- Верно, Сейчас я прочту вам стихотворение, послушайте его. Если вы  будете внимательны, вы сумеете определить, что составляет основу экономики и выполнить задание, которое я вам дам после прослушивания стихотворения:

Основа жизни – два кита -
Об этом помните всегда.
А в экономике основа -
Два важных и полезных слова:

Природные богатства и труд.

Всю сущность этой темы увидеть можно тут.

- Так что же составляет основу экономики?

- Давайте попробуем определить тему урока. Сегодня на уроке мы рассмотрим двух этих китов: природные богатства и труд человека.

- Итак, тема сегодняшнего урока «Природные богатства и труд людей – основа экономики».

- Какие цели вы перед собой поставите? Что хотите узнать на сегодняшнем уроке?

- Экономика.

- Экос по-гречески значит «дом», номос- «закон». Экономика - наука о рациональном ведении хозяйства.

 

- Удовлетворение разных потребностей людей.

- Все, что требуется людям для жизни.

- Товары и услуги.

- Вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности.

- Продукты питания, одежда…

- Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей.

- Стрижка в парикмахерской…

 

Ответы детей. 

 

 

(-) (искусство ведения хозяйства

 

(-) (товары)

(-) (услуга)

(+)

 

(+)

 

(+)

 

 

(+)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Кит.

 

 

 

 

 

- Основу экономики.

 

 

- Природные богатства и труд людей – основа экономики.

 

 

Цель: мы узнаем, что такое природные богатства и какова их роль в жизни человека; в чем заключается труд человека.

Работа над новой темой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

- Рассмотрим первого кита, на которого основывается экономика – это природные богатства.

- Перед тем как начнем работать, разделимся на 6 групп.

1 группа – расскажет о воздухе и скажет, для чего он нужен;

2 группа – вода;

3 группа – полезные ископаемые;

4 группа – земля (почва);

5 группа – растения;

6 группа - животные.

- Ребята, также вам нужно будетне только найти ответы, но и подготовить небольшой плакат: надо наклеить изображения того, где используется данное природное богатство.

- Для того, чтобы каждая группа смогла рассказать про свое природное богатство, в учебнике на с. 42 дан текст. Познакомьтесь с ним, найдите материал про природное богатство, которое досталось вашей группе и приготовьтесь рассказать о нем своим одноклассникам вместе с плакатом.

(Раздаточный материал, клей, лист бумаги)

- Для начала вспомним правила работы в группах

- Теперь каждая группа выберет главного в своей микрогруппе

- Для выполнения задания отводится 4 – 5 мин.

- Как только будете готовы, поднимите руку, чтобы я видела вашу готовность работать.

Задача остальных внимательно слушать, после выступления я буду задавать вопросы

 

- Итак, что же узнала 1  группа?

- Молодцы.

- Ребята, скажите, для чего во многих странах используется движение воздуха - ветер?

 

- Что расскажет нам вторая группа?

- Ребята, скажите, почему без воды невозможна жизнь?

- Теперь нам расскажет третья группа о полезных ископаемых

- Ребята, какие полезные ископаемые вы запомнили?

- А почему их называют полезными? 

Молодцы!

Теперь послушаем следующую группу

- Как еще называют землю? 

- Молодцы. И у нас осталась последняя группа. 

- Молодцы, все группы справились с заданием.

 

- Многие столетия человек стремился покорить природу, подчинить ее своей воле. Еще совсем недавно человечество считало, что ресурсы Земли неисчерпаемы, а воздействие человека на природу несущественно. Сегодня ни для кого не секрет, что многие экологические проблемы вызваны, прежде всего, бездуховностью общества, потребительским отношением к природным ресурсам и низкой экологической культурой граждан.

- Люди перестали заботиться о природе: загрязняют реки, океаны, выливая туда отходы с предприятий, вырубают леса, занимаются браконьерством. (на слайдах картинки)

- Ребята, как нужно относится к природным богатствам?

 

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

 

 

 

 

Называют правила.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление первой группы.

 

 

- Для выработки электроэнергии.

 

 

 

Выступление второй группы

 

Ответы детей.

 

 

 

 

- Нефть, природный газ, каменный уголь)

- Потому что они используются в хозяйстве

 

 

Выступление 4 группы

- Кормилицей.

 

Выступление 5 и 6 группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Нужно беречь природу, охранять её от нарушителей.

Продолжение работы по теме урока

 

 

 

 

Самостоятельная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Итак, вторым «китом» экономики является труд, давайте познакомимся с ним поближе, выполнив задание на карточках, Работать будем в парах:

- Прочитав текст учебника на с. 44 вставь нужные слова в пропуски.

 

Труд необходим для того, чтобы_______________________. Он бывает: __________ и _____________. __________труд - объединяет работы, связанные с приёмом и передачей информации. _______________ труд– работа, требующая применения силы. Умственный и физический труд тесно связаны. Например: Шахтеры добывают полезные ископаемые –____________труд, но для добычи полезных ископаемых шахтеры используют инструменты, которые придумали ученые -____________ труд. Успех труда зависит и от здоровья людей. А для этого нужно всегда заботиться о своем здоровье с детства.

 

- Давайте проверим по слайду ваше задание.

Проверка.

 

- Какой бывает труд?

- Приведите примеры труда физического и умственного. Соотнесите профессию с нужным трудом. (На слайде 2 колонки: умственный труд, физический труд и названия профессий).

- От чего зависит успех труда?

- Что мы должны делать сейчас, чтобы успешно трудиться в будущем?

- Кем вы хотите стать в будущем?

 

- Скажите имена двух китов экономики.

- Что такое природное богатство?

- Приведите не менее трёх примеров природных богатств.

Выполняют задание на карточке: 

Труд необходим для того, чтобы добывать природные богатства. Он бывает: Умственный и физический. Умственный труд - объединяет работы, связанные с приёмом и передачей информации. Физический труд– работа, требующая применения силы. Умственный и физический труд тесно связаны. Например: Шахтеры добывают полезные ископаемые – физический труд, но для добычи полезных ископаемых шахтеры используют инструменты, которые придумали ученые -умственный труд. Успех труда зависит и от здоровья людей. А для этого нужно всегда заботиться о своем здоровье с детства. 

- Умственный и физический. 

- Образование и здоровье. 

- Учиться, не лениться и быть здоровым.

Ответы детей.

 

- Природные богатства и труд.

- То, что даёт природа.

- Воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения и животные.

Итог урока. Рефлексия. 

 

 

Домашнее задание

- Давайте подведём итоги урока.

- Какую тему урока сегодня изучали?

- Какие есть природные богатства? 

- Что нового для себя открыли на уроке?

 

- Ребята, если у вас все получилось, и вы поняли тему урока, поднимите весёлый смайлик. Если у вас что-то не получилось и были затруднения, поднимите грустный смайлик. Какие были затруднения.

 

- Прочитать текст с. 42-45. Ответь на вопросы из раздела «Проверь себя» на с. 46.

- Спасибо за урок. До свидания.

 

- Природные богатства.

- Воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения и животные.

Ответы детей. 

 

- До свидания!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!