Учебник: А.А. Плешаков «Мир вокруг нас»
Цели урока:
Оборудование: образцы и фотографии полезных ископаемых, ПК, проектор, белая доска.
I. Организационный момент
Перед уроком на доске выписываются вопросы:
- Какие материалы люди используют для строительства? Где их берут?
- Какие виды топлива ты знаешь?
- Как получают металлы? Где их используют?
- Люди каких профессий заняты при добыче полезных ископаемых?
II. Введение в тему
Ученики читают по учебнику вводную статью «Полезные ископаемые» (стр.48).
- Расскажите, как люди используют полезные ископаемые.
III. Практическая работа в группах
- Установить свойства данного полезного ископаемого.
- Подумай, где применяется это полезное ископаемое? На каких свойствах основано его применение?
Таблица заполняется в компьютере по мере рассматривания образцов. Если все свойства данного полезного ископаемого указаны правильно, в конце строки появляется рисунок.
|
твёрдое |
жидкое |
горючее |
негорючее |
плотное |
рыхлое |
Используется в строительстве |
Служит топливом |
Используется для получения металлов |
Известняк |
+ |
|
|
+ |
|
+ |
+ |
|
|
Нефть |
|
+ |
+ |
|
|
|
|
+ |
|
Песок |
+ |
|
|
+ |
|
+ |
+ |
|
|
Руда |
+ |
|
|
+ |
+ |
|
|
|
+ |
Уголь |
+ |
|
+ |
|
+ |
|
|
+ |
|
Гранит |
+ |
|
|
+ |
+ |
|
+ |
|
|
Узнай у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.
IV. Работа по учебнику (стр.49)
- Для чего добывают полезные ископаемые? Используя фотографию в учебнике на стр.50, расскажи о труде шахтёров.
- Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?
Дети самостоятельно читают в учебнике статью «Охрана полезных ископаемых» (стр.51).
Беседа по прочитанному:
- Почему добывать полезные ископаемые становится всё труднее и труднее?
- Как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете? Что же тогда будут делать люди?
- А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?
V. Повторение изученного. Кроссворд
Ответы:
По горизонтали: 1. Гранит. 3.Мел. 4.Песок. 5.Газ. 6.Нефть. 8. Руда.
По вертикали: 1. Глина. 2. Известняк. 7.Торф. 9.Уголь.
VI. Итог урока
- Без чего невозможна хозяйственная деятельность человека?
- Кто изучает полезные ископаемые, отыскивает месторождения?
Мы построили большие города, получили новые материалы, которых в природе нет, например, пластмассу, создали различные могучие машины и с их помощью воздействуем на природу, чтобы стать богаче.
Добывая полезные ископаемые, люди изменяют поверхность земли: взрывают горы, роют карьеры, насыпают искусственные холмы отработанной пустой породы. При этом местность, окружающая месторождение, становится непригодной для жизни.
А как нам отвечает природа?
Подумайте над этим вопросом.