Цель:
География - познакомить с географическим положением гор; дать знания и представления о высоте, поверхности гор и полезных ископаемых.
Математика – обобщить и систематизировать знания, умения, навыки учащихся при выполнении сложения и вычитания чисел, полученных при измерении, при их преобразовании, развивать вычислительные навыки.
К уроку прилагается презентация
Задачи:
Научить: находить и определять географическое положение гор на физической карте;
отрабатывать навыки сложения и вычитания чисел, полученных при измерении, осуществлять оперативный контроль процесса обучения
Корригировать: повышать грамотность устной и письменной речи при выполнении письменной и устной работы; следить за осанкой учащихся при письме и чтении.
Развивать: пространственное и образное представления, познавательную активность учащихся, навыки мыслительных операций.
Формировать: навыки внимания и самоконтроля, умения высказывать свои мысли, слушать других, вести диалоги, отстаивать свою точку зрения.
Воспитывать: интерес к изучению предмета, внимательность, воспитывать любовь к родному краю.
Методы: объяснительно-иллюстративный, наглядный.
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: физическая карта, учебники, таблица «Горы», тетради, словарь, экран, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, тест, палатка, рюкзак, котелок.
Тип урока: интегрированный (география и математика)
Ход урока
1. Организация класса (психологий настрой на дружеские, теплые отношения и результативную работу).
2. Вступительное слово учителя.
Ребята! Сегодня мы проведем необычный, интегрированный урок. Это урок, в котором два предмета (география и математика) сливаются вместе, что помогает лучшему глубокому восприятию учебного материала и это просто интересно.
3. Цветовая гамма.
Выбрать цвет, соответствующий настроению (красный – сила, стремление к лидерству, воля к победе, решительность, эмоциональное напряжение, эгоизм, самовлюбленность; оранжевый – жизнеутверждающий цвет солнца – цвет уверенности, радости, тепла и хорошего настроения; зеленый – цвет спокойствия, расслабления и душевного умиротворения, развивающий негативные эмоции, дарит оптимистический настрой, здоровую уверенность и потенциал решать старые и новые задачи.
4. Работа в тетрадях. Открываем тетради по математике. Пишем число, классная работа. Не забывайте правило красивого письма, следите за осанкой при письме.
Открываем тетради по географии – календарь природы (дата, пасмурно - ясно, температура).
Молодцы! А теперь посмотрите, какую змейку и цифр я вам сегодня приготовила.
45567ы677777р97564223456г8765о456677
На что вы обратили внимание. (среди цифр есть буквы). Запишите слово, которое получится из этих букв. (горы). 1 ученик пишет слово у доски
5. Сообщение темы, целей урока (1- география, 2 - математика) - слайд 1
6. Актуализация опорных знаний (по математике)
а) Устный счет. (слайд 2) – выразите в более крупных мерах.
(слайд 3) - ответы
(слайд 4) – выразите в более мелких мерах
(слайд 5) - ответы
б) Вспомните, а не решали ли вы эти примеры раньше? (Правильно при выполнении домашней работы). Поверьте правильность выполнения домашней работы. – показываются на слайде.
7. Изучение нового материла по географии.
Поверхность Земли разнообразна: Земля покрыта равнинами, возвышенностями, низменностями, плоскогорьями и горами.
Горы возникли миллионы лет назад, но и в настоящее время продолжается процесс горообразования
Вопросы:
а) каким цветом обозначены горы на карте?
б) где на карте больше всего видим гор?
Между Черным и Каспийским морями расположены Кавказские горы (слайд 6) – это горная страна, с острыми вершинами, покрытыми снегом и льдом.
Самые высокие вершины Кавказских гор – это пухшие вулканы г. Эльбрус (слайд 7) – 5642м., г. Казбек (слайд 8) – 5033м. Протянулись Кавказские горы с-з на ю-в. Здесь часты землетрясения и богаты горы Кавказа полезными ископаемыми: нефть, марганец, каменный уголь, медь, алюминий, железо.
Большое значение имеют целебные минеральные источники.
Памир (крыша мира) – самые высокие горы: (находятся на территории Таджикистана) Высочайшая вершина – пик Коммунизма (слайд 9) – 7495м, пик Ленина (слайд 10) - 7143м. В горах Памира находится самый большой ледник Федченко, из которого вытекают стремительные горные реки.
Восточнее Памира – находятся горы Тянь-Шань. Очень высокие горы с острыми вершинами пик Победы (слайд 11) = 7439м. На вершинах образуются ледники, а в горах Тянь-Шаня случаются сильные землетрясения. Очень много полезных ископаемых – каменный уголь, бурый уголь ртуть, металлы.
Алтайские горы – с С-В от Тянь-Шаня. Наивысшая г. Белуха (слайд 12) (4056м), здесь найдено много металлов, золото, ртуть, уголь и т.д.
Уральские горы (слайд 13) от побережья арктических морей до степей Казахстана с С-Ю более чем на 2тыс.км. – сложены мрамора, гранита, известняка. Хребет невысокие покровы лесами до самых вершин.
Урал – кладовая полезных ископаемых. Это - уголь, нефть, газ, поваренная соль, глянец, руда, цветные металлы, драгоценные камни. Высочайшая вершина г. Народная – 1895м.
После изучения нового материала
Заполняется таблица на доске и каждым учеником на парте.
№ |
Название гор |
Высочайшая вершина |
Высота(м) |
1 |
Кавказские |
|
|
|
|
||
2 |
Памир |
|
|
|
|
||
3 |
Тянь-Шань |
|
|
4 |
Алтайские |
|
|
5 |
Уральские |
|
|
6 |
|
|
|
7 |
|
|
|
8. Дин. пауза (под музыкальные слайды 14). Дети пьют минеральную воду, а в это время учитель рассказывает о её пользе.
Затем дети высказывают свое мнение о вкусовых качествах воды.
9. Формирование умений и навыков учащихся по математике.
Выходит ученик, одетый под туриста и из рюкзака достает разные вещи (дети определяют, нужны ли они туристам). Среди них находит задачу.
Каждому ученику раздается напечатанная задача.
Слайд 15
Решение задачи.
Высота горы Эльбрус – 5642м., а горы Казбек - 5033м. На сколько высота г. Эльбрус выше г. Казбек. Какова сумма высот этих гор? Ответ выразите в км. и м..
Что означает число 5033? 5642? Каким словом можно заменить слово выше (больше).
1) 5642м - 5033м = 609(м) выше.
2) 642м + 5033м = 10 675(м) = 10км 675м (высота обеих гор)
Ответ: выше на 609м, высота вместе 10км 675м.
10. Работа с учебником – выборочное чтение.
11. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания.
География – прочитать внимательно текст учебника стр. 146-148, найти название гор, про которые я не сказала при объяснение нового материала, и заполнить таблицу, выполнить тест.
Математика – решить примеры на другой стороне рисунка горы, выполнить тест.
Тест, 1,2 уровень.
№ |
Название гор |
Высочайшая вершина |
Высота(м) |
Высота (км, м) |
1 |
Кавказские |
г. Эльбрус г. Альбатрос г. Матрос |
5643м 5642м 4562м |
5км 643м 5км 642м 4км 562м |
г. Казбек г. Узбек г. Казак |
5033м 533м 3055м |
5км 33м 543м 3км 55м |
||
2 |
Памир |
пик Коммунизма пик Социализма пик Лысая гора |
7495м 7098м 7543м |
7км 495м 74км 95м 4км 795м |
пик Ленина пик Лены пик Лёни |
7143м 7413м 743м |
7км 143м 71км 43м 7км 43м |
||
3 |
Тянь-Шань |
пик Победы пик Славы пик Мисс Вселенная |
7439м 4739м 739м |
7км 439м 74км 39м 439м |
4 |
Алтайские |
г. Белуга г. Белуха г. Ленина |
4056м 456м 4065м |
4км 56м 4км 560м 40км 65м |
5 |
Уральские |
г. Народная г. Вселенная г. Мировая |
1895м 1089м 189м |
1км 895м 18км 95м 1км 89м |
3 уровень.
№ |
Название гор |
Высочайшая вершина |
Высота (м) |
Высота (км, м) |
1 |
Кавказские |
г. Эльбрус г. Матрос |
5643м 5642м |
5км 643м 5км 642м |
2 |
Памир |
пик Коммунизма пик Лысая гора |
7495м 7543м |
7км 495м 4км 795м |
3 |
Тянь-Шань |
пик Победы пик Мисс Вселенная |
7439м 4739м |
7км 439м 74км 39м |
4 |
Алтайские |
г. Белуга г. Белуха |
4056м 4065м |
4км 56м 4км 560м |
5 |
Уральские |
г. Народная г. Вселенная |
1895м 1089м |
1км895м 1км89м |
12. Цветовая гамма - показ слайдов под музыку (дети выбирают цвет-определяется эмоциональное состояние детей в конце урока).
13. Слайд 16 (показ слайдов гор под песню).