Урок окружающего мира 3 класс "Полезные ископаемые"

Цель: Сформировать понятие «полезные ископаемые» и определить их роль в жизни человека.

Задачи:
Образовательные:
- Обучать умению распознавать полезные ископаемые, работать с текстом.
- Формировать умение строить речевое высказывание.
- Формировать умение извлекать нужную информацию из прочитанных текстов.

Развивающие:
- Развитие умения анализировать объекты.
- Развитие памяти, внимания, исследовательских навыков, любознательности.
- Расширение кругозора.

Воспитательная:
- Формирование гражданственности, патриотизма через осознание важности заботы о природе страны (в частности, об охране полезных ископаемых).
Методическая цель: формирование образовательных компетенций через реализацию групповой работы с использованием ролевой игры.

Ход урока

Орг момент

Добрый день, уважаемые коллеги. Здравствуйте, ребята. Меня зовут С. А., нам предстоит сегодня на уроке с вами сотрудничать. Вам предстоит работа в группах. Возьмитесь за руки, почувствуйте поддержку друг друга, покажите, что вы – команда. Присаживайтесь.
Определение темы урока
Я знаю, что вы на уроках окружающего мира изучаете раздел «Чему учит экономика». И на прошлом уроке узнали, что является основой экономики. Помогите, пожалуйста, закончить схему. (Слайд)
(Природные богатства и труд людей)

Сегодня я предлагаю вам поговорить более подробно об одном из видов природных богатств – о полезных ископаемых.
Давайте разберемся, почему они носят такое название?
Полезные – от слова «польза», нужные
Ископаемые – от слова «копать». Они залегают в недрах Земли, чтобы их добывать, нужно искать и копать.
Действительно, приходится много земли ископать, чтобы добыть то, что для нас полезно.

Целеполагание

Я предлагаю вам заглянуть в недра Земли и послушать, о чем спорят полезные ископаемые.
Для этого вы в группах выберите по 2 человека, которые исполнят роли своего персонажа. Когда вы услышите название своего героя, нужно будет выйти и прочитать выразительно слова.

Сценка – экспромт

Под землей, в темноте, где ничего не видно, попробуй отличить полезное от бесполезного. А ведь каждому хочется приносить пользу.
Говорит однажды Соль :
- Я – соль земли. Без меня на земле даже каши не сваришь!
Тут и Алюминий спрашивает:
- А без меня сваришь? Кастрюля нужна! А кастрюли из алюминия делают.
Конечно, без кастрюли тоже каши не сварить. А УГОЛЬ услышал разговор и спрашивает:
- А на чем варить будете?

И Природный газ подхватывает:
- Без топлива в этом деле точно не обойтись!

Тут и Нефть подключилась к спору:
- И надо еще крупу привезти, а для этого машину бензином заправить надо. А бензин из нефти делают!
Ну надо же! Простую кашу сварить – и вон сколько их набралось! Кого ни возьми – без него каши не сваришь… Но тут еще и Железо в разговор вступило:
- Между прочим, обо мне тоже не следует забывать. Ведь прежде чем кашу варить, вас всех еще из земли выкопать надо, а для этого лопата нужна. А лопату-то из меня делают!

Спасибо, ребята, присаживайтесь. Вы, наверное, уже догадались, какова цель нашего урока? (Зафиксировать на доске)

- Узнать, действительно ли полезные ископаемые так нужны людям. (карточки)
- Понять, какое полезное ископаемое самое нужное.

Принятие плана работы

Чтобы ответить на поставленные вопросы, я предлагаю в группах действовать по следующему плану: (слайд)

1. Определим, о какой группе полезных ископаемых будем рассказывать
2. Определим основные свойства полезных ископаемых
3. Узнаем, где применяются эти полезные ископаемые
4. Представим работу группы в классе

Есть возражения, уточнения или вопросы по плану работы?
Хотелось бы вам напомнить правила работы в группе, которые вы, наверняка, знаете. (Слайд)
Вопросы?

Итак, на столах у вас стоят разносы с образцами полезных ископаемых. И также лежат письма, в которых полезные ископаемые рассказали о себе. И сейчас вам предстоит поработать… А кто знает, как называется профессия людей, которые занимаются поиском и изучением месторождений полезных ископаемых. Геолог (карточка). Итак, вам предстоит поработать геологами.
Отвечайте и повторяйте за мной.

Физминутка

Мы геологами станем
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?

Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее мы обойдем (топают ногами),
Ее мы проплывем (плывут),
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! (хлопок над головой)

Карточки появятся на доске, когда дети начнут выступать.
- Горючие полезные ископаемые
- Строительные полезные ископаемые
- Руды

Реализация плана работы

1 группа

Работают с горючими полезными ископаемыми.

Вскрывают конверт с письмом.
Добрый день, дорогие ребята!
Мы - горючие полезные ископаемые: нефть, торф и уголь. У нас есть еще один брат – природный газ, но его очень трудно поймать, так как он газообразный, без цвета и без запаха. Основное свойство, которое нас объединяет – горючесть. Поэтому нас используют в качестве топлива.

Я – уголь, мой цвет может меняться от бурого до черного; я твердый, но хрупкий. Образовался я из остатков древних растений и залегаю глубоко в недрах земли. Чтобы добыть меня, люди строят шахты. А если мои залежи расположены близко к поверхности земли, то меня добывают открытым способом – в карьерах. Уголь – одно из самых необходимых полезных ископаемых. Я обогреваю жильё, даю лекарства. Без меня нельзя выплавить металл, приготовить пищу. А еще из меня готовят духи и краски.

До сих пор ученые не пришли к единому мнению, как я, нефть, образовалась. Многие утверждают, что процесс моего образования продолжался сотни миллионов лет из перегнивших водорослей, рыб и рачков. Таким образом, меня ищут там, где когда-то было дно океана. Без меня нельзя обойтись в современном мире.

Более тысячи веществ изготавливают из маслянистой коричневатой жидкости. Из меня получают духи, краску, которой печатаются газеты и журналы; пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты, пластмассы, из которых производят мебель, бытовую технику, компьютеры. А также, чистейший бензин для авиации и смазочные масла для машин и многое другое.

Для того, чтобы добраться до меня, люди строят буровые установки и бурят глубокие скважины.

2 группа

Работают с железной рудой.

Вскрывают конверт с письмом.
Здравствуйте, ребята!

Мы – руды. Руды – это камни, которые содержат частички металлов. Металлы в чистом виде в природе не найдешь, они содержатся в рудах. Поэтому люди сначала добывают руду, а потом уже из нас выплавляют металл. Это возможно благодаря основному нашему свойству – плавкости, то есть способности плавиться при высокой температуре. Рассмотрите представителей нашей группы в вашей коллекции.

Как правило, изделия, которыми вы пользуетесь, содержат не чистые металлы, а их сплавы. Сплавы – это вещества, которые получают при смешивании двух или более металлов, чтобы придать им необходимые свойства. Одним изделиям необходимы пластичность, упругость, гибкость; другим – прочность, твердость, долговечность; а третьим – легкость и блеск.

Выплавляют металлы в специальных печах – домнах. Вокруг вас много металлических предметов: ножницы, ложки, кастрюли, вёдра, а также станки на заводе, самолеты и автомобили, поезда на рельсах, да и сами рельсы. Все это из металлов! Иногда вы даже не задумываетесь, что держите в руках металл. Например, тонкие алюминиевые листы – фольгу – в которую заворачивают шоколад, чай, плавленые сырки.
Желаем вам удачи, ребята! Всем наш металлический привет!

3 группа

Работают со строительными полезными ископаемыми.
Вскрывают конверт с письмом.
Приветствуем вас, ребята!
Перед вами песок, глина, известняк и гранит. Всех нас объединяет то, что нас используют при строительстве зданий.

Я – песок, сыпучая порода, состоящая из мельчайших частиц. Я образовался при разрушении горных пород. А еще я незаменим в стекольном производстве и в строительстве дорог.

А я - глина – широко применяемый строительный материал. Мои частички непрозрачные и неблестящие. По цвету я бываю разная: белая, серая, коричневая, желтая. Образуюсь я в результате выветривания различных горных пород. Из меня делают кирпичи. А еще красивую фарфоровую посуду. В воде я намокаю, становлюсь вязкой и пластичной. А высыхая, сохраняю свою форму.

Я – известняк, залегаю в земле громадными слоями. Я обыкновенный камень белого или серого цвета. Из меня иногда состоят целые горы. А образовался я из окаменевших ракушек моллюсков, живших в древних морях много миллионов лет назад. Используют меня в строительстве. Мелом вы пишите по доске, мною белят стены. И, конечно же, меня используют при строительстве домов.

А я гранит – самый плотный, твердый и прочный строительный материал. Я состою из трех минералов – полевого шпата (красного цвета), кварца (светло-серого цвета) и слюды (черного цвета). Я очень устойчив к морозу и загрязнениям, поэтому меня используют для облицовки как внутри помещения, так и снаружи. В интерьере я просто незаменим для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн.

Представление результата работы
Представление работы группами всему классу.

Подведение итогов

Итак, ребята, вернемся к нашей цели.
К какому выводу вы пришли? (Полезные ископаемые действительно, нужны людям.)
Что бы вы сказали персонажам сказки, которую мы разыграли в начале урока?

Рефлексия

Сейчас я предлагаю вам еще раз поработать в команде и поделиться своими впечатлениями от урока, при этом мы создадим композицию из цветного песка. Свое мнение, чувства и эмоции вы сможете выразить цветом, даже без слов. Если вы выберете теплые цвета, значит, вам было комфортно и уютно на уроке, если холодные, вам что-то мешало, вы чувствовали дискомфорт.

 

Посоветуйтесь в группе, какой цвет вы выберете, и один или два участника от группы насыпит в пустой стаканчик по очереди. Посмотрите, что у вас получилось. Я тоже хочу сказать, что очень волновалась, когда шла к вам на урок, но мне было приятно с вами работать. (Закончить композицию)

Спасибо за урок.

 

Размер:
274.46 Kb
Скачали:
33