Тип урока: Изучение нового материала
Цель урока: Познакомить с представлениями людей о строении мира.
Ход урока
1. Орг. момент. Эмоциональный настрой.
- Добрый день, уважаемые гости и ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Ведь если день начинается с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Сегодня мы покажем, что мы знаем и как умеем работать. А помощниками нам в этом будут внимание, активность, находчивость, а главное – трудолюбие.
2. Вступительная беседа.
- В начале нашего урока я хочу предложить вам отгадать загадку.
В нем живет моя семья:
Папа, мама, брат и я.
В нем четыре стенки, крыша
И труба еще повыше.
- Правильно, это дом. У каждого человека есть свой родимый дом. А у всех людей вместе тоже имеется общий дом. Какой?
- Очень часто мы слышим: «Планета Земля – наш большой дом».
У нас над головой одна большая голубая крыша – небо. У нас под ногами один общий пол – земная поверхность. У нас, у всего человечества, одна на всех великая лампа – Солнце. У нас общий водопровод – дождевые и снежные тучи. И вентилятор тоже один на всех – ветер – ветрило.
Наша планета – прекрасный дом для всего живого на свете. Но этот дом надо любить и беречь. И помогает в этом наука «экология».
3. Актуализация знаний.
- Вспомним, что такое « экология»?
- Слово «экология» вместило в себя два важнейших для людей слова. Какие?
- В переводе с греческого слово «экос» («ойкос») означает «дом, жилище, обиталище».
«Логос» - понятие, знание, наука.
- Вот и получается, что экология – это знание, наука о нашем природном доме, об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и окружающей средой.
- А еще от слова «ойкос» образовалось слово «ойкумена». Так древние греки называли заселенную и освоенную человеком часть мира.
4. Постановка проблемы.
- В этих определениях есть слова «природа», «дом», «человек».
Как вы думаете, между ними есть связь?
(рассуждения детей о единстве природы и человека)
- Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос и установить связь между этими понятиями. А также узнаем, как отражается мир природы в народном творчестве.
5. Легенда о едином мире.
- Дом, который изучает экология непростой – это Дом – мир.
Задолго до появления науки экологии, в самой глубокой древности, у всех народов Земли возник образ мира как Дома, в котором все его жильцы помогают друг другу, все со всеми крепко связаны, каждый выполняет свою работу, чтобы поддерживать порядок в Доме – мире.
- В древних преданиях многих народов Земли единый мир состоит из трех ярусов.
- Вот одно из преданий.
- Прочитаем о картине мира у древних людей.
(Чтение текста «цепочкой» по предложениям)
Легенда о мире
Мир состоит из трех ярусов.
Нижний ярус – это обиталище змей, повелителя подземного царства и воды.
Сказочный змей глотает солнце вечером, когда оно уходит на запад, и отпускает утром – на востоке.
Верхний ярус – это небо, царство света, Солнца, небесных животворных вод. Отсюда могучее светило управляет порядком во Вселенной.
В среднем ярусе живут животные и люди. Этот ярус – место встречи человека с громадной Вселенной, со всей природой вокруг.
Человек – внутри, в центре мира. Человек – срединная часть большого целого
- Нравится ли вам такое представление о мире? Чем?
6. Работа в группах.
– Это мы познакомились с представлением о мире у древних людей.
А сейчас мы поработаем в группах и попробуем построить наш природный дом.
(Каждая группа получает конверт. В нем текст для чтения с вопросами, иллюстрации.)
Задание для каждой группы:
- Прочитать текст и определить, в какое природное царство вам предстоит отправиться;
- Придумать название этому царству;
- Выбрать соответствующую иллюстрацию;
- Подготовить представление своего царства, чтобы убедить нас в его важности, превосходстве
1 группа.
Взгляни в ясную солнечную погоду на небо. Как ярко и радостно синеет небесный свод! Солнце согревает и освещает землю уже миллиарды лет. Еще в далекой древности люди поняли, что без Солнца не было бы жизни на Земле. Без солнечного света и тепла ни одно живое существо — ни человек, ни животное, не могли бы жить. Солнце командует ветрами, дождями, временем суток и временем года.
2 группа.
Человек – это часть природы, ее живого мира, и относится к царству людей. Жизнь человека неразрывно связана с родной природой, с землей. Человек живет и трудится на ней, делит с ней радость и горе. Человек сильно отличается от животных. Он создаёт то, чего нет в природе. Изготавливает приспособления для облегчения своего труда. Человек умеет устно и письменно излагать свои мысли. Человек – существо разумное.
3 группа.
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь, вместо одного в кладовой уже 20. Земля – матушка, кормилица наша! Да, она кормит нас, давая урожай. У многих трав, кустарников и деревьев корни глубоко уходят в землю. Оттуда они берут необходимые для роста и развития питательные вещества. Еще почву называют «Подземным царством». В ней обитает много жильцов (дождевые черви, жуки, кроты и т. д.)
Выступления детей.
- Скажите, а есть ли связь между вашими царствами? Какая?
- Давайте построим наш природный Дом – мир. Какой ярус будет верхний? Средний? Нижний? Почему именно так?
1 ярус Царство Солнца и света
2 ярус – Царство жизни человека и природы
3 ярус – Подземное царство
- Что будет, если вдруг исчезнет один из ярусов?
(Все живущие на Земле связаны видимыми и невидимыми нитями. Стоит разорваться одной ниточке и начинает погибать все остальное. Порвется связь, цепочка, рухнет дом – мир)
7. Физкультминутка.
8. Мир природы в народном творчестве.
- Человеку нравилось быть частью единого мира природы. О том, как устроен Дом – мир, каждый народ рассказывал с помощью узоров, которые украшали жилище внутри и снаружи, одежду, домашнюю утварь и другие предметы быта.
- Посмотрите на изделия, которые вы принесли? Что это такое? (предметы, украшенные росписью)
- Это народные промыслы, которые существуют уже столетия. Они все разные, но что их объединяет?
(изображение цветов, животных)
- Родной дом для человека – это целый мир.
- Что существует в верхнем ярусе? (Солнце, небо, дождь)
- Крыша – домашнее небо. Небу всегда почет. Вот потому, лазоревой краской, в цвет неба, красят в русских селах чело дома и наличники окон. А еще украшают их резным орнаментом, словно рассказывают сказку о том, как светит днем Солнце на небе и куда оно, по преданию, уходит на ночь. А если небесная синь закрыта хмурыми облаками, домашнее небо в любую сумрачную погоду напоминает о сияющем небе у нас над головой.
- Кто живет в среднем ярусе? (Животные и люди, растут растения)
- Домашняя утварь – расписные прялки, туески, сундуки, детские колыбельки – рассказывают о радостях земной человеческой жизни. Люди пьют чай, катаются в праздничных повозках, ездят на охоту. Так выражена мысль о том, что человек находится в самом центре Дома – мира.
- Что является нижним ярусом единого мира? (Земля, вода)
- По предания многих народов, третий, нижний ярус Дома – мира – это обиталище повелителя подземного царства и воды. Вот почему в сказках герои часто попадают в подземное царство через реку, озеро, море или колодец. Именно так, через чудо – колодец, попадают к Морозу Ивановичу две девочки – Рукодельница и Ленивица. Под пуховой периной в жилище у Мороза спят до весны зеленые ростки. Эта пуховая перина из снега тоже нашла свое отражение в народном творчестве в виде красивых кружев.
Вывод: Древняя мысль о том, что наш мир – это единый дом, постоянно звучит вокруг нас. Она отражена языком цвета, орнаментов, архитектурных конструкций. Надо только научиться понимать этот язык.
- Когда в доме бывает гармония, мир?
(Когда все обитатели заботятся о чистоте дома, помогают друг другу, уважают друг друга.)
- Когда будет гармония и мир в нашем большом доме?
(Когда человек будет заботиться о Земле, охранять и беречь природу.)
- С древности и до сих пор в человеке живет потребность чувствовать свое единство со всей Вселенной.
Человек - важное звено в цепочке природных связей. Каждый человек ответствен за свой дом. Каждый из нас ответствен за Дом – мир.
9. Русские народные песенки как вид устного народного творчества.
- Мы с вами рассмотрели предметы народных промыслов, вспомнили сказки. А какие еще виды народного творчества могут отражать понятия «природа», «человек», «дом»?
(Загадки, пословицы, поговорки, песенки – заклички и др.)
- О взаимном содружестве всего на свете слагали поэтические произведения. В детской поэзии многих народов России и мира есть песенки, похожие на цепочки. Словно одно звено цепи прикрепляется к другому и не может без него существовать
- Вот одна из таких песенок в творчестве русского народа. Такими песенками поздравляли во время старинных зимних праздников семью, в которой были юноши – женихи и девушки на выданье.
Работа в парах. Песенка «Куда, Фома, едешь?» (Чтение, инсценирование).
Задание в группах: составить цепочку вопросов и ответов по образцу песенки «Куда, Фома, едешь?», используя знания о природе и жизни людей нашего края.
- Рассмотрите рисунок. Это фрагмент старинной прялки.
- Сколько ярусов Вселенной в нем изображено?
Задание на дом: представьте себя народными умельцами и раскрасьте этот рисунок цветами, соответствующими каждому ярусу.
10. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроки с помощью солнышка – солнышка и тучки – тучки.
Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что - то новое, то пусть у вас в руках засияет солнце.
Если вы что-то не поняли и у вас есть вопросы по теме урока – возьмите солнышко и тучку.
Если урок показался скучным, неинтересным – вы выберите тучку.
11. Подведение итогов, вывод.
Вот мы и поговорили о нашем родном Доме – мире. Я думаю, теперь вы поняли почему нужно охранять природу. И в заключении я хочу, чтобы вы послушали стихотворение Л.Савчук «Наша планета - Земля».