Тест по обществознанию по главе «Человек и природа».
Цель: обобщить знания учащихся 8 класса о человеке и его взаимосвязи с природой.
1. Определите причины и последствия экологического кризиса:
а) ухудшение среды обитания человека;
б) грубые механические приёмы земледелия;
в) нерациональное использование ресурсов;
г) исчезновение многих видов животных и растений;
д) потребительское отношение к природе;
е) увеличение промышленных отходов;
ж) жизненный принцип: «После нас – хоть потоп».
(Ответ: причины – б, в, д, е, з; последствия – а, г, ж)
2. Перед обществом стоит проблема безопасного захоронения радиоактивных отходов атомной промышленности. Учёные предлагают разные варианты; выберите наиболее удачный с экологической точки зрения:
а) замуровывание шлаков в глубины прочного бетона и сбрасывание их на дно океана;
б) изолирование радиоактивных шлаков в специальных толстостенных могильниках;
в) заброска контейнеров с долгоживущими изотопами с помощью ракет на невидимую сторону Луны;
3. Какое суждение правильно отражает связь общества и природы:
а) Человек и общество в целом всё больше зависят от природы;
б) зависимость людей от природы ослабевает;
в) о одних отношениях зависимость от природы возрастает, а в других – ослабевает.
4. Установите причинно-следственные связи указанных ниже процессов и явлений, простройте логическую цепочку:
а) массовая вырубка лесов;
б) кислотные дожди;
в) рост масштабов производства;
г) уменьшение зелёного пояса земли;
е) рост вредных промышленных выбросов;
ж) ухудшение качества атмосферного воздуха;
з) рост заболевания людей.
5. Какие из перечисленных характеристик и свойств человека, а также особенности его жизни можно отнести к биологически заданным, а какие – к социально обусловленным:
а) членораздельная речь;
б) конечность существования;
в) предрасположенность к определённым заболеваниям;
г) способность мыслить логически;
д) чувственное восприятие мира;
е) объединение в большие и малые группы;
ж) индивидуальная продолжительность жизни.
6. Английский историк ХIХ в. Г. Бокль писал: «Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна, ныне богатейшие страны те, в которых человек наиболее деятелен.
Подтверждается ли сегодня это наблюдение? Аргументируй свой ответ. Приведите примеры.
7. Что из перечисленного можно отнести к экологическим преступлениям?
а) Расширение производства, имеющего токсичные отходы;
б) незаконная охота с применением взрывчатых средств;
в) уничтожение одного из немногих оставшихся мест обитания для организмов, занесённых в Красную книгу;
г) транспортировка радиоактивных веществ на значительнее расстояния;
д) внесение в почву ядохимикатов;
е) выброс в атмосферу загрязняющих веществ;
з) загрязнение источников питьевого водоснабжения.
8. Известный исследователь Коммонер сформулировал следующие «законы экологии»:
а) всё связано со всем;
б) всё должно куда-то деваться;
в) природа «знает» лучше»;
г) нечего не делается даром.
Как вы понимаете каждое из этих утверждений?
9. Не противоречат ли друг другу следующие высказывания?
а) Человек – это тростинка, самое слабое в природе существо. (Б. Паскаль)
б) Человек – царь Земли, на которой живёт. (Ж.Ж. Руссо)
10. Написать сочинение-эссе «Пока люди не знают законы природы, они слепо подчиняются им, а раз они узнали их, тогда силы природы подчиняются людям». (Г.В. Плеханов)