Форма проведения урока: деловая игра «Производственное совещание».
Тип урока: урок применения знаний и умений.
Цель:
Подготовка к уроку
Учащиеся с учителем подбирают материал по городу Х:
Ход урока
I. Вводное слово учителя.
Сегодня у нас необычный урок, урок – «производственное совещание». Ваша задача – решить возникшие проблемы, используя полученный материал. Самостоятельная работа в конце урока покажет, сумели ли вы применить полученные знания.
Весь класс разбит на три комитета:
Слово предоставляется мэру города.
II. «Производственное совещание»
Мэр. Начнем наше производственное совещание. Здесь мы собрались для того, чтобы выслушать наших гостей-врачей и попытаться помочь им в решении их проблем.
Первый врач. Рассмотрим экологическое положение в городе с медицинских позиций. (Представителям комитетов раздаются карточки с заданиями)
1. Средняя продолжительность жизни россиян составляет 64 года, причем 8% из этих лет мы проживаем за счет медицины. На сколько лет врачи продлевают жизнь? (на 5,12 лет)
2. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу г.Междуреченска со всех предприятий в 2001 году составили 8065 тысяч тонн, причем после очистки выбросы составили 18,4%. Сколько тонн загрязняющих веществ выброшено в атмосферу без очистки? (6581,04 тыс т)
3. В 2000 году численность населения города составила 100000 человек, из них переболело заболеваниями органов дыхания 34,9%. В 2001 году переболело 43,3% (численность составляла 100500 человек). Сколько человек переболело в каждом году? На сколько процентов увеличилось число заболеваний органов дыхания? Изобразите наглядно на графике. (40833 человека, 50228 человек, на 8,4%)
Второй врач. Как мы видим, результаты неутешительные. Как мы знаем, нам помогает исправить эту ситуацию лес. Лес – это легкие Земли.
Вопросы учащимся:
Как уберечь лес?
Что хотели бы вы сделать для поддержания нормальной экологической обстановки?
Инженер по охране леса раздает задания комитетам.
Инженер по охране леса. Обсудим результаты. Очень много денег тратится на тушение пожаров, а ведь многие пожары происходят по вине людей. Необходимо организовать специальные места отдыха, посадку леса в черте города.
Инженер по лесоиспользованию. Одной из причин гибели леса является его вырубка. Рассмотрим данные по этой проблеме.
Задания комитетам.
а) в 1999 году по сравнению с 1998 годом;
б) в 2000 году по сравнению с 1999 годом.
Изобразите на графике. (на 58%, на 92%)
Инженер по лесоиспользованию. Как мы видим из полученных графиков, происходит уменьшение вырубок и уменьшение незаконных вырубок.
Инженер по лесокультурам. Наша работа состоит в восполнении лесного фонда.
Задания комитетам.
Инженер по лесоиспользованию. Как мы видим из графика, саженцев стали высаживать меньше, чем вырубается, а почва из-за сброса неочищенных сточных вод с каждым годом ухудшается. Мы организуем посадку хвойного леса в городе и просьба к КОС – улучшить очищение сточных вод.
Мэр. Давайте оценим обстановку с нашими данными по городу и выясним, что можно сделать совместными усилиями.
Задания комитетам.
Мэр. Как показывают полученные данные, большое количество вредных веществ выбрасывается в атмосферу автотранспортом. Я не знаю, что мы можем сделать, но конструкторы могли бы подумать над снижением выбросов от автотранспорта. Мы выслушали мнения инженеров, врачей. Сделали необходимые подсчеты и выводы об экологической обстановке в регионе. Все предложения об улучшении окружающей среды и природоохранной деятельности поступят в бухгалтерию и плановый отдел, где произведут необходимые расчеты. На этом наше производственное совещание закончено.
III. Заключительное слово учителя.
Оценка работы учеников.