В программу вошли разделы:
Социально-экономические преобразования, проводимые в стране, выдвигают новые требования к выпускникам. Только всесторонне грамотный, инициативный, адаптированный к новым условиям жизни, самостоятельный молодой человек, умеющий применять свои знания на практике в нестандартной ситуации, может стать конкурентоспособным на рынке труда. Особенностью наших дней является обновление и совершенствование системы образования
Одно из направлений модернизации образования – переход на профильное и предпрофильное обучение.Химико-биологический профиль предусматривает углубление знаний по химии и биологии, что должно обеспечить подготовку к экзаменам и поступление в дальнейшем в вузы на соответствующие специальности.
Программа элективного курса «Химия в знакомых предметах» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов с ориентацией на химико-биологический профиль. Учащиеся понимают значение химии, когда изучаемый материал связан с практическими вопросами. Данный элективный курс ориентирован на расширение знаний, развития интереса к химии, расширения кругозора учащихся, рассмотрение роли химии в повседневной жизни человека. Программа предусматривает изучение теоретических вопросов и проведение практических работ.
Цель: Показать роль химии как интегрирующей науки естественного цикла, имеющей огромное прикладное значение, создание условий, способствующих самоопределению учащихся относительно профиля обучения в старшей школе.
Задачи курса:
Программа рассчитана на 17 часов.
Завершает курс защита презентаций и рефератов.
Программа курса.
Введение (1ч)
Химия-наука о веществах и их свойствах. Химия в нашем доме. Области применения химических веществ (домашняя аптечка, средства ухода за предметами домашнего обихода, косметика, С.М.С. и др.)
В гостях у Мойдодыра (5ч)
История возникновения мыла. Состав мыла. Гигиена кожи. Виды мыла. Жесткость воды и способы ее устранения. Получение мыла и опыты с ним.
Валеологический подход к выбору туалетного мыла. Синтетические моющие средства.
Все цвета радуги (5ч)
История красителей. Растительные красители, химические индикаторы. Виды красителей. Приготовление растворов индикаторов из растений. Крашение тканей. Знакомство с пищевыми красителями.
Гори, гори, ясно, чтобы не погасло (4ч)
Осветительные приборы (лучина, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка) Химические и физические явления, происходящие при горении свечи. Изучение пламени, ветвление пламени. Механизм горения свечи. Устройство электрической лампочки. Механизм перегорания электрической лампочки. Проблемы утилизации электрических лампочек.
Тематическое планирование учебного материала
Тема занятия |
Основное содержание |
Литература |
1. Введение 2. История красителей 3. Растительные и синтетические индикаторы 4. Практическая работа «Приготовление растворов индикаторов из растений» 5. Виды красителей 6. Практическая работа «Крашение тканей» 7. История возникновения мыла. Гигиена кожи 8. Практическая работа «Получение мыла» 9. Практическая работа «Опыты с мылом» 10. Да здравствует, мыло душистое.
11. СМС
12. От флогистона до электрической лампочки
13. Практическая работа «Как горит свеча»
14-15. Химия в электрической лампочке
16. Подготовка к конференции 17. Проведение конференции |
Химия в нашем доме. Области применения химических веществ
Индиго. Пурпур. Анилин.
Пигменты: ксантины, антоцианы, химические индикаторы Вытяжка
Растительные красители, пищевые добавки
Как давно человек знаком с мылом. Что такое мыло. Состав мыла. Виды мыла Горение мыла. Гидролиз Выбор туалетного мыла в зависимости от типа кожи. Щелочность мыла
Поверхностно-активные вещества. Отдушки. Ферменты. Жесткость воды
История возникновения приборов и устройств, используемых человеком для освещения
Определение продукта химической реакции горения свечи. Изучение процессов, происходящих при горении свечи. Ветвление пламени.
Устройство электрической лампочки. Механизм перегорания. Реакции с химическим транспортом. |
Химия в школе, № 1 -2005, № 4 – 1998
Химия № 45-2000 № 1, 2004 № 9, 4, 2, 2002 № 7, 2004
Химия в школе № 4, 1998
Химия в школе № 4,5 1998, Химия № 27-28, 2004 Химия в школе № 4, 1998, № 1, 1991, № 4, 2002 Химия в школе № 10, 2002, Химия № 2, 2005, Химия № 4, 2000, № 9 2004, Электив 9. Конструктор элективных курсов (книга 2)
Химия в школе, № 10,1 2002
Химия в школе № 10, 2002
Химия №2, 2005
Химия в школе № 4, 6 1998, № 3, 2002 Химия № 40-41, 2000 Химия № 45, 2004 Химия в школе № 5, 2 2004, № 5, 7, 1999, № 10, 1,6 2003, № 3, 2002 Химия № 5, 40, 1998, № 4, 2005. Сборник элективных курсов. Химия 9, с. 46 Химия в школе № 1, 2002, с. 71 Химия № 12, 1999, № 6, 2003, № 3, 2004 |
Требования к знаниям и умениям учащихся.
В результате изучения элективного курса учащиеся должны знать:
- качественный состав и строение мыла,
- виды мыла,
- действие мыла на кожу человека;
- способы получения мыла;
- типы кожи и правила ухода за ней;
- недостатки, связанные с использованием мыла;
- состав синтетических моющих средств;
- схема действия мыла;
- причины жесткости воды и образования накипи;
- способы умягчения воды;
- понятие «Растительные красители»;
- местные растения красители;
- пищевые добавки красители;
- практическое значение красителей в повседневной жизни;
- химические и физические явления горения свечи;
- устройство электрической лампочки
После изучения данного элективного курса учащиеся должны уметь:
- правильно выбирать туалетное мыло для ухода за кожей в соответствии с ее типом;
- проводить исследования по определению реакции раствора мыла, изучение поведения растворов мыла и СМС в жесткой воде;
- сравнивать свойства мыла и СМС;
- раскрывать сущность проблем загрязнения окружающей среды СМС;
- проводить опыты по окрашиванию тканей;
- приготавливать растительные индикаторы;
- проводить опыты по определению среды;
- подбирать СМС по виду тканей и загрязнению;
- объяснять механизм горения свечи, механизм перегорания электри- ческой лампочки;
Скачать полную версию