Цель урока: повторить изученный материал, обобщить знания по разделу "Эта удивительная природа".
Задача: понять и дать ответ на вопрос чем же так удивительна природа.
- Самое удивительное явление в мире – это человеческая доброта.
- Давайте друг другу улыбнемся, пожелаем хорошего настроения.
- Послушайте стихотворение и скажите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг… (Природа)
- Сегодня будем говорить о природе. Вы закончили изучать раздел. Как он назывался? ("Эта удивительная природа")
- Как вы, думаете какова цель сегодняшнего урока? (Повторить изученный материал, обобщить знания о природе)
- Раздел назывался "Эта удивительная природа".
- А чем же она удивительна? Мы постараемся ответить на этот вопрос, в конце урока. Это и будет задача нашего урока.
- Сегодня вы будете работать в группах. Вы должны понимать, что группа – это команда.
Неживая природа
- Назовите предметы природы, которые нас окружают.
- На какие группы можно разделить все предметы, которые нас окружают? (живая и неживая природа)
- Давайте еще раз назовем предметы неживой природы. Сначала речь у нас пойдет о предметах неживой природы, которые мы изучали в разделе.
- А теперь отгадайте загадку.
1. Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
- Первая команда получает конверт с вопросами-помощниками, которые помогут вам вспомнить все о воздухе.
2. В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
- Вторая команда получает конверт с вопросами-помощниками, которые помогут вам вспомнить все о воде.
3. Бьют меня ногами,
Режут грудь ножами.
Каждый хочет растоптать.
А я с подарками опять. (Почва)
- Третья команда получает конверт с вопросами-помощниками, которые помогут вам вспомнить все о почве.
- Четвертая команда тоже получает конверт. Ваша задача – вспомнить все о телах, веществах, частицах.
- У команд на обсуждение и подготовку есть 5 минут. Затем каждая команда должна представить ответ по заданной теме. Остальные команды могут дополнить ответ.
Заслушивание ответов команд (до 15 минут)
Живая природа
- Какая связь существует между неживой и живой природой?
- Как называется наука, которая изучает живую природу? (Биология)
- На какие царства делят ученые-биологи все живое?
- Мы погружаемся в царство растений. Каждая команда получает лист с заданием, на выполнение которого у вас есть 5 минут (работа в команде). По истечение времени вы сдаете листы.
- Прочитайте слова. Ваша задача - найти лишнее слово: слон, собака, паук, ананас, аист.
- Почему лишнее? К какому царству относится? А все остальные? (ответы учащихся)
- И следующее наше погружение в царство животных. Каждая команда получает конверт с заданиями, на выполнение которого у вас есть 5 минут. (работа в команде)
- У вас есть лист, в который вы запишите нужную информацию, а также вам нужно собрать цепи питания и схемы развития животных. (Листы сдают на проверку)
Выберете верные утверждения:
- Какое место в великом круговороте жизни занимают бактерии и грибы? Как называют их ученые?
- Назовите другие звенья круговорота веществ в природе. Почему их так называют?
- Какую роль в круговороте веществ играет почва?
- Мы провели с вами огромную работу. Готовы ли вы ответить на вопрос, который прозвучал в начале урока: Чем же природа нас удивляет природа?
- В результате сегодняшнего урока вы, я думаю, смогли понять, что вы усвоили хорошо и можете сказать: "Я точно знаю", наверное, по каким-то вопросам еще есть пробелы.
- У вас есть время все повторить и подготовиться к проверочной работе.
Проверочная работа
- Прочитайте вопросы и заполните лист ответов.