Конспект урока окружающего мира 3 класс "Среда обитания живых организмов"

Цель урока: знакомство учащихся с различными средами обитания живых организмов.

Задачи:

  • сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания живых организмов и их приспособленности к жизни в этих средах;
  • прививать любовь в живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живую организму на Земле;
  • учить систематизировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, развивать воображение учащихся.

Ход урока

Орг. момент

Прозвенел уже звонок
Начинается урок
Все за парты тихо сели
На меня все посмотрели.
Здравствуйте, ребята!

- Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, пусть в течение урока у всех будет хорошее настроение.
- Нам предстоит интересная работа, я желаю вам удачи и уверена, что у вас все получится!

Повторение

- Но прежде, мы вспомним, о чем говорили на прошлом уроке и проверим домашнее задание.
- У каждого из вас лежит лист № 1, с тестом. Ответив на все вопросы, вы получите подсказку по теме нашего урока.
- Правильный вариант ответа нужно обвести в кружок. На решение у вас 2 минуты.

- Время вышло. Обменялись тестом с товарищем по парте и проверили по эталону, представленный на слайде. Проверьте, напишите столько баллов, сколько верных ответов.
- Поднимите руку, у кого все верно? У кого 4 правильных ответа?
- Если у вас меньше, чем 4 правильных ответа, значит вам нужно еще раз повторить тему прошлого урока.

- Соберите по буквам, которые вы отмечали в тестах, слово.
- Какое слово у вас получилось? (среда)
- Верно, ребята! А что означает слово "Среда"?

- Это слово употребляется только в одном значении? (День недели или среда обитания)
- Вы правы, ребята. Слово "среда" у нас является многозначным словом, т.е. имеет несколько значений.

Постановка учебной задачи

- Молодцы, ребята! Обратимся к словарю Ожегова? Как он дает толкование этого слова? (на слайде)
- Ребята, а каких живые организмы вы знаете? В какой среде они обитают?
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (познакомиться с разными средами обитания живых организмов)

- Тема нашего урока: "Среда обитания живых организмов".
- А что вы знаете о среде обитания живых организмов?
- А что вы хотите узнать?

  • узнать что такое «среда обитания»;
  • определить условия жизни разных сред обитания организмов;
  • научиться отличать среды обитания живых организмов по их особенностям.

Открытие нового знания

- Для такого, чтобы ответить на первый пункт плана, предлагаю вам поработать в парах. Кто знает правила работы в парах?
- Вам даны слова, из которых нужно составить определение "Среда обитания".
- А поможет вам в этом ваш учебник, стр. 76. Кто может сказать определение?

Среда обитания – это определенные условия, в которых существуют живые организмы

- Итак, мы с вами узнали что такое среда обитания? (Ставлю галочку в плане урока)
- Двигаемся дальше! А чтобы узнать ответы на вопрос по 2-ому пункту плана, я предлагаю вам поработать в группах.
- Вспомним правила работы в группе:

  • работаем дружно;
  • не перебиваем друг друга;
  • говорим негромко, не мешаем другим группам;
  • учитываем мнения товарищей.

- У каждого на столах лежат фишки, которые помогут вам найти свою группу. У вас 15 секунд, чтобы распределиться по своим группам. (место групп отмечаю на столах)
- Молодцы, оперативно сработали! Сейчас каждая из групп получит свой конверт с заданиями и с рабочим листом, который вам поможет на вашем пути!
- Какое у вас первое задание? Прочитайте. (Собрать пазл)

- Правильно! Что получилось у 1-ой группы? У 2-ой? У 3-ей группы? Что изображено на ваших пазлах? (вода, земля/воздух, почва)
- Ребята, как вы думаете, по какому признаку распределены ваши группы?
- К какой среде обитания вы относитесь?

  • 1 группа: водная среда обитания;
  • 2 группа: наземно-воздушная среда обитания;
  • 3 группа: почвенная среда обитания.

- Значит мы с вами узнали какие бывают среды обитания, а вот чтобы узнать условия жизни, вам нужно познакомиться с текстом, который лежит у вас на столах.
- Что необходимо для жизни живых организмов? (на слайде изображения: воды, света, воздуха, температура)

- У каждой группы есть свой рабочий лист, на котором представлена таблица.
- Вам нужно ее заполнить, пользуясь данными из текста, который представлен на листке под номером 2.

- Заполняем с помощью специальных символов. Расшифровка представлена. (дублирую и на слайде)
- Давайте представим ваши результаты работы в единую таблицу!

- Переходим к третьему пункту нашего плана.
- Из групп картинок, выберете только те, которые относятся к среде обитания, о которой вы рассказываете. (распределяем животных)

- Прочитайте текст. Обсудите в группах какие условия жизни необходимы для тех или иных организмов и сообща заполните таблицу.
- Затем выберете одного члена из команды, который представит вашу работу ( текст у каждого человека)

Физкультминутка

- Ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть. Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру.
- Правила следующие: я называю живые организмы, которые живут в разных средах обитания.

  • если они живут в почвенной среде – нужно присесть;
  • если они живут в водной среде – руки в стороны;
  • если они живут в наземно-воздушной среде – прыгнуть;

Примеры: дождевой червь (П), землерой (П), крот (П), аист (НВ), белка (НВ), лиса (НВ), дельфин (В), кит (В), акула (В) (см. приложение)

Включение нового знания в систему знаний

Прочитаем параграф, придумать вопросы к абзацам.
Задать свой вопрос по тексту.

Рефлексия

- Мы выяснили, то как на живые организмы влияют такие условия, как свет, влага, количество кислорода.
- А как вы думаете, человек может влиять на другие живые организмы?

- Какова была тема урока?
- Что нового вы сегодня узнали?

Размер:
71.15 Kb
Скачали:
7