Цель урока: знакомство учащихся с различными средами обитания живых организмов.
Задачи:
Прозвенел уже звонок
Начинается урок
Все за парты тихо сели
На меня все посмотрели.
Здравствуйте, ребята!
- Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, пусть в течение урока у всех будет хорошее настроение.
- Нам предстоит интересная работа, я желаю вам удачи и уверена, что у вас все получится!
- Но прежде, мы вспомним, о чем говорили на прошлом уроке и проверим домашнее задание.
- У каждого из вас лежит лист № 1, с тестом. Ответив на все вопросы, вы получите подсказку по теме нашего урока.
- Правильный вариант ответа нужно обвести в кружок. На решение у вас 2 минуты.
- Время вышло. Обменялись тестом с товарищем по парте и проверили по эталону, представленный на слайде. Проверьте, напишите столько баллов, сколько верных ответов.
- Поднимите руку, у кого все верно? У кого 4 правильных ответа?
- Если у вас меньше, чем 4 правильных ответа, значит вам нужно еще раз повторить тему прошлого урока.
- Соберите по буквам, которые вы отмечали в тестах, слово.
- Какое слово у вас получилось? (среда)
- Верно, ребята! А что означает слово "Среда"?
- Это слово употребляется только в одном значении? (День недели или среда обитания)
- Вы правы, ребята. Слово "среда" у нас является многозначным словом, т.е. имеет несколько значений.
- Молодцы, ребята! Обратимся к словарю Ожегова? Как он дает толкование этого слова? (на слайде)
- Ребята, а каких живые организмы вы знаете? В какой среде они обитают?
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (познакомиться с разными средами обитания живых организмов)
- Тема нашего урока: "Среда обитания живых организмов".
- А что вы знаете о среде обитания живых организмов?
- А что вы хотите узнать?
- Для такого, чтобы ответить на первый пункт плана, предлагаю вам поработать в парах. Кто знает правила работы в парах?
- Вам даны слова, из которых нужно составить определение "Среда обитания".
- А поможет вам в этом ваш учебник, стр. 76. Кто может сказать определение?
- Итак, мы с вами узнали что такое среда обитания? (Ставлю галочку в плане урока)
- Двигаемся дальше! А чтобы узнать ответы на вопрос по 2-ому пункту плана, я предлагаю вам поработать в группах.
- Вспомним правила работы в группе:
- У каждого на столах лежат фишки, которые помогут вам найти свою группу. У вас 15 секунд, чтобы распределиться по своим группам. (место групп отмечаю на столах)
- Молодцы, оперативно сработали! Сейчас каждая из групп получит свой конверт с заданиями и с рабочим листом, который вам поможет на вашем пути!
- Какое у вас первое задание? Прочитайте. (Собрать пазл)
- Правильно! Что получилось у 1-ой группы? У 2-ой? У 3-ей группы? Что изображено на ваших пазлах? (вода, земля/воздух, почва)
- Ребята, как вы думаете, по какому признаку распределены ваши группы?
- К какой среде обитания вы относитесь?
- Значит мы с вами узнали какие бывают среды обитания, а вот чтобы узнать условия жизни, вам нужно познакомиться с текстом, который лежит у вас на столах.
- Что необходимо для жизни живых организмов? (на слайде изображения: воды, света, воздуха, температура)
- У каждой группы есть свой рабочий лист, на котором представлена таблица.
- Вам нужно ее заполнить, пользуясь данными из текста, который представлен на листке под номером 2.
- Заполняем с помощью специальных символов. Расшифровка представлена. (дублирую и на слайде)
- Давайте представим ваши результаты работы в единую таблицу!
- Переходим к третьему пункту нашего плана.
- Из групп картинок, выберете только те, которые относятся к среде обитания, о которой вы рассказываете. (распределяем животных)
- Прочитайте текст. Обсудите в группах какие условия жизни необходимы для тех или иных организмов и сообща заполните таблицу.
- Затем выберете одного члена из команды, который представит вашу работу ( текст у каждого человека)
Физкультминутка
- Ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть. Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру.
- Правила следующие: я называю живые организмы, которые живут в разных средах обитания.
Примеры: дождевой червь (П), землерой (П), крот (П), аист (НВ), белка (НВ), лиса (НВ), дельфин (В), кит (В), акула (В) (см. приложение)
Прочитаем параграф, придумать вопросы к абзацам.
Задать свой вопрос по тексту.
- Мы выяснили, то как на живые организмы влияют такие условия, как свет, влага, количество кислорода.
- А как вы думаете, человек может влиять на другие живые организмы?
- Какова была тема урока?
- Что нового вы сегодня узнали?