Конспект урока Окружающий мир 3 класс на тему "Растениеводство"

УМК: "Школа России", автор А.А. Плешаков.

Цель урока - познакомить обучающихся с растениеводством – отраслью сельского хозяйства.

Основные термины и понятия: растениеводство, культурные растения, дикорастущие растения, зерновые культуры, кормовые культуры, прядильные культуры, овощные культуры, плодовые культуры, декоративные культуры, хлебороб, овощевод, бахчевод, садовод, хлопкороб.

Оборудование: учебник "Окружающий мир" автор А.А. Плешаков, рабочая тетрадь на печатной основе, толковый словарь С.И. Ожегова, проектор, презентация, иллюстрации растений, образцы растений из гербария.

Ход урока

Мотивационно-ориентировочный этап

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с сельским хозяйством.
- Отгадайте загадки:

В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке,
Только желтые лучи
У него не горячи. (Подсолнух)

Зеленый, полосатенький,
А в середке сладенький. (Арбуз)

Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах. (Капуста)

В поле на пригорочке
Лежат желтые бочоночки. (Дыня)

В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла. (Пшеница)

На стеблях белеют чашки,
В них нитки и рубашки. (Хлопок)

Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)

- О чем эти загадки? (ответы детей)
- О каких растениях?

- Что значит – выращивают растения?
- Растения, которые человек выращивает, называют культурными.

Учитель: А сейчас, чтобы определить тему нашего урока рассмотрите предметы. (картинки с изображением фруктов, овощей, деревьев)
- Что это за предметы? Что общего? (это растения)
- Что различного в них? (одни - фрукты, другие - овощи, третьи - деревья)

- А есть ли еще различия? (одни ответят, НЕТ, другие скажут, что есть растения, которые выращивают люди, а есть дикорастущие растения)
- Ребята, давайте вспомним, на какие группы делятся все растения. Вот вы гуляете по полю или лугу, и вас окружают растения, которые мы называем … (дикорастущие)
- Почему? (растут сами, их никто не сажал, за ними не ухаживал)

- Пришли в огород, а там растут… (Культурные растения. Их посадил человек и ухаживает за ними)
- Как вы думаете, о каких растениях пойдет речь сегодня на уроке? (о культурных)
- Кто-нибудь из вас знает, какая отрасль сельского хозяйства занимается выращиванием культурных растений? (Растениеводство)

Дети: Мы будем говорить о растениеводстве.
Учитель: Давайте сформулируем тему нашего урока. (Тема урока - Растениеводство)

- Сформулируйте цель урока. (Узнать, что такое растениеводство, как появились культурные растения; какие культурные растения выращивает человек; познакомимся с отраслями растениеводства, узнаем, для чего выращивают культурные растения)

- Хорошо. Определим учебные задачи, для достижения поставленной цели урока.
Дети: Узнать на какие группы делят культурные растения; познакомиться с условиями выращивания культурных растений.

Поисковый этап

Учитель: Чтобы достичь поставленной цели урока и задач я предлагаю составить план работы на уроке. (по опорным вопросам строится план урока и размещается на доске)

 

На доске обозначен плана урока:

  1. Что такое растениеводство?
  2. Группы культурных растений.
  3. Отрасли растениеводства.
  4. Профессии людей в растениеводстве.

- Знаете ли вы, что такое растениеводство? (нет)
- Итак, прежде всего, надо дать научное определение слову "растениеводство". (Пункт плана "Что такое растениеводство?")

- Что еще хотели бы узнать о растениеводстве?
- На какие группы делят культурные растения? (Пункт плана "Разнообразие культурных растений")
- Как вы думаете, для чего человек занимается растениеводством? (Чтобы растения приносили человеку пользу)

- А знаете ли вы, люди каких профессий заняты в растениеводстве? (нет)
- Значит, мы познакомимся с профессиями людей в растениеводстве.

Практический этап

Учитель: Приступим к работе, следуя составленному плану. Какой первый пункт плана?

Дети: Что такое растениеводство?
Учитель: Ребята, давайте посмотрим в словаре значение слова растениеводство? (Работа с толковым словарем С.И. Ожегова)

Ученик читает текст словарной статьи:

Растениеводство – отрасль сельского хозяйства – наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений

- Ребята, давайте запишем определение слова растениеводство в рабочую тетрадь, используя текст учебника стр. 53. (Работа в тетради стр. 32 задание № 1)
Ученик диктует и записывает в тетради: Растениеводство – часть сельского хозяйства, это выращивание культурных растений.

- Откройте учебник на странице 51. Прочитайте задание к практической работе, обозначенное двумя звездочками.
- Выполните практическую работу по группам. У каждой группы на столе лежит гербарий растений. (1 группа - веточка яблони, 2 группа - крыжовника, 3 группа - томата)

- Составьте описание своего растения согласно плану практической работы, используя атлас-определитель «От Земли до неба».
- Расскажите, что у вас получилось. (Отвечает один представитель от каждой группы)

Физминутка

(проводит ученик)

Учитель: Ребята, работаем над вторым пунктом нашего плана, прочитайте в учебнике на стр. 51-52 о группах культурных растений. (Зерновые культуры, кормовые культуры, прядильные культуры)
- Назовите примеры зерновых культур. (Пшеница, рожь, гречиха, просо, подсолнечник, кукуруза, рис, ячмень, овес)

- Какая бывает пшеница? (Озимая, яровая)
- Назовите примеры кормовых культур. (Кормовая свекла, клевер, люцерна, тимофеевка)
- Назовите примеры прядильных культур. (Лен, хлопчатник)

- Продолжим знакомство с группами культурных растений, работая в паре. Работа в тетради стр. 33, задание № 4. (взаимопроверка)
- Ребята, продолжаем работать по теме урока. Назовите следующий пункт плана урока. (Отрасли растениеводства)
- Перед вами на экране будут показаны фотографии групп культурных растений, вы должны назвать растения этих групп.

Полевые культуры
- Как вы думаете, какие растения вошли в эту группу?
- Правильно, ребята: подсолнечник, лен, пшеница, рожь, гречиха, картофель, клевер, свекла.

- Важнейшей отраслью растениеводства является выращивание зерновых культур.
- А как вы думаете, ребята, для чего выращивают зерновые культуры?
- Правильно. Именно они обеспечивают основу питания людей, а также значительную часть кормового рациона сельскохозяйственных животных.

- А вы задумывались над тем, каким большим трудом дается хлеб человеку. Надо землю вспахать, зерна посеять, уберечь от вредителей и болезней, урожай собрать, муку смолоть, тесто сделать, хлеб испечь.

- Хлеб – это труд многих людей. Хлеб надо беречь и ни в коем случае не выбрасывать. Сами не делайте и других остановите, если увидели.
- Еще одной из самых признанных культурных растений является – гречиха. Гречневая каша – богатырская каша. Она вкусная и питательная.

- В древности гречневую кашу называли княгиней, ее подавали даже к царскому столу, а также и к крестьянскому, и к солдатскому. На Руси говорили: "Матушка наша – гречневая каша, а хлебец ржаной – отец родной".
- Какие растения, помимо зерновых относят к полевым культурам вы узнаете, отгадав загадки:

Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили? (Картофель)

У извилистой дорожки
Растет солнышко на ножке.
Как дозреет солнышко,
Будет горстка зернышек. (Подсолнух)

- Кто знает, почему подсолнух так назвали?
- Что дает подсолнух человеку?
- Около поля подсолнечника хорошо дышится. Его большие листья выделяют много кислорода.

- Люди занимаются растениеводством не только для того, чтобы получать продукты питания, но и для обеспечения кормами домашних животных. Для этого выращивают кормовые культуры – тимофеевку, клевер, люцерну, кормовую свеклу.

- Овощеводство - это вторая отрасль растениеводства.
- Какие овощи вы знаете?
- Верно, к овощеводству относится капуста, морковь, лук, огурцы, чеснок.

- А где выращивают овощи?
- Овощи играют большую роль в питании человека. В них много витаминов. А какие овощи вам советуют кушать, чтобы не болеть?
- Следующая отрасль - плодоводство.

- А чем занимается эта отрасль?
- Какие фруктово-ягодные деревья и кустарники вы знаете?
- Что растет в нашей местности?

- Верно, в плодоводство входят такие деревья и кустарники с плодами, как яблоня, груша, слива, вишня, смородина, малина, крыжовник, клубника - это наиболее распространенные плодовые культуры в нашей стране.
- В некоторых южных местах нашей страны есть такие сады, где зреют абрикосы, персики, инжир.

- Цветоводство - выращивание цветочных культур. В теплицах и комнатах цветы выращивают круглый год.
- Теплица – это дом с прозрачными стенами и крышей, в котором круглый год можно выращивать растения. А в открытом грунте выращивают растения в теплое время года, которые успевают отцвести до холодов.

Физминутка
(Разминка с применением ольфомотренажера)

Учитель: Ребята, продолжаем работать по теме урока. Назовите следующий пункт плана урока.
Дети: Профессии людей в растениеводстве.

Учитель: Люди многих профессий работают в растениеводстве. Прочитайте информацию об этих профессиях в учебнике на стр.53. и подготовьтесь дать ответ на вопрос: Кто эти люди и чем занимаются? Назовите профессии, которые вы знаете. (Ответы детей)

- Какие знания и умения нужны, чтобы вырастить хороший урожай? (Заранее подготовленный ученик выступает с устным сообщением о Н.И. Вавилове)
- Хлеборобы, овощеводы, бахчеводы, садоводы, хлопкоробы хорошо знают, когда нужно сеять то или иное растение, как за ним ухаживать, когда собирать урожай.

- По внешнему виду растения они определяют здоровое оно или больное, знают, как его лечить. Растениеводы знакомы с современной техникой, которая используется в поле или в теплице. Но часть работ они выполняют вручную, а для этого нужна и сила, и ловкость, и терпение.

- Работа растениеводов непроста. И только тот, кто любит растения, землю, может выполнять ее по-настоящему хорошо.

Рефлексивно-оценочный этап

- А сейчас мы с вами определим, кто разбирается в растениеводстве. Я буду показывать вам объект, а вы должны назвать группу, к которой относится это.
- Итак, начинаем…
- Молодцы, справились!

- Оцените свою работу на уроке по этому алгоритму:

  • Выполнил все правильно, могу объяснить однокласснику.
  • Допустил ошибки, но разобрался и понял.
  • Допустил ошибки, нужна помощь. (Учащиеся ставят метки из цветной бумаги)

Домашнее задание:

  1. учебник, с. 51–53 (читать, отвечать на вопросы);
  2. выполнить задания рубрики "Обсудим!":
  3. изучить вопрос, где именно, в нашем районе, развита та или иная отрасль растениеводства, а потом поделиться своими знания с одноклассниками.
Размер:
38.87 Kb
Скачали:
9