Окружающий мир 3 класс "Охрана почвы" ("Планета знаний")

Тип урока: применения предметных знаний.

Основные задачи:

  • назвать причины разрушения почв; познакомить с правилами охраны почвы;
  • заинтересовать научной деятельностью почвоведа В.В. Докучаева;
  • объяснять значение почвы в природе и жизни человека.

Ход урока

Эмоциональный настрой

Если Вам по душе
Красота земная,
Берегите ее,
Устали не зная!

Постановка цели и задачи урока

Кластер

Кластер "Береги почву"Кластер "Береги почву"

- В чем будем искать красоту?
- Какое слово вы бы поставили в центр? (береги)
- Каким словом еще дополнили? (почва)

Поставка цели урока

- Выберите новую задачу из предложенных, которой мы еще на уроках не касались:

  • объяснять, что такое почва и ее плодородие;
  • охарактеризовать взаимосвязь растений и почвы;
  • объяснить процессы образования почвы;
  • открыть причины разрушения почв;
  • познакомить с правилами охраны почвы;
  • открыть причины разрушения почв.

Открытие нового знания

Работа с текстом учебника

- Прочитайте текст учебника и дополните схему.

СхемаСхема

Причины разрушения почвы и действия человека по охране почвы.

Отработка полученных знаний

Игра "Копилка знаний "Охрана почвы"

- Кто лучше запомнил текст.

Называют по очереди по одной информации из текста, победил тот, кто последний.

Выдвижение гипотезы. Сообщение ученика

Учитель подводит итог игры и добавляет:
- В мире все-таки остро ощущается нехватка плодородных почв. Ученые нашли способ получать хорошие урожаи, используя метод гидропоники.
- Предположите, что это за способ, опираясь на иллюстрацию.
- Правы ли мы, послушаем.

Гидропоника - это способ выращивания растений без почвы. При таком выращивании растение питается корнями не в почве, а во влажной среде, например, в питательном растворе или в кокосовом волокне. Дело в том, что в кокосовом волокне вода и воздух распределяются равномерно по всему своему объему. Это способствует дыханию корней, но также требует частого или постоянно-капельного полива раствором минеральных солей.

ГидропоникаГидропоника

В северных широтах в теплицах овощи, выращенные гидропонным методом, отличаются высокой урожайностью. При этом на небольшой площади можно выращивать зелень, овощи, цветочные и ягодные культуры. б) Высказывают предположение, опираясь на иллюстрацию:

Очистка почвы от мусора

Работа в группах
- Давайте и мы с вами поучаствуем в мероприятиях по охране почвы.
- Что нам по силам?
- Составьте картинку, склейте и вы увидите, как преобразится свалка мусора.

Работа в группах по составлению картинки:

  • город;
  • детская площадка;
  • хлебное поле.

Составленная картинкаСоставленная картинка

Защита проекта

- Что у Вас появилось на этом месте?
Повторяют девиз урока. Комментируют полученную картинку в результате работы.

Домашнее задание

- Как Вы думаете, почему мы вспоминаем В.В. Докучаева?
- Сообщение о Василии Васильевиче Докучаеве.

Василии Васильевиче Докучаев - русский геолог и почвовед

Тест по теме "Почва"

1. Что такое почва?

1) верхний плодородный слой земли;
2) слой земли на поверхности;
3) слой земли, в который внесли удобрения;
4) слой земли, в котором обитают животные.

2. Что не входит в состав почвы?
1) песок;
2) вода;
3) дождевой червь;
4) воздух.

3. Если сухой комочек почвы бросить в воду, пойдут пузырьки. Наличие чего в почве это доказывает?
1) воздуха;
2) солей;
3) песка;
4) перегноя.

4. Что растения не могут получить из почвы?
1) воду;
2) кислород;
3) соли;
4) солнечный свет.

5. Чем богата плодородная почва?
1) перегноем;
2) песком;
3) глиной;
4) воздухом.

6. Почему почву трудно восстанавливать?
1) ее разрушают животные;
2) она медленно образуется;
3) камни долго разрушаются;
4) растения впитывают много минеральных солей.

7. Какие действия человека наносят вред почве?
1) хищническая вырубка лесов;
2) распахивание почвы на больших участках;
3) возделывание одних и тех же растений на одном участке;
4) снегозадержание Прохождение теста в мобильном классе.

Ответы:
1. 1
2. 3
3. 1
4. 4
5. 1
6. 2
7. 1,3

Итог урока. Рефлексия

- Что больше всего запомнилось, что нового узнали?
Подводят итоги урока. Анализируют результаты своей работы по диаграмме правильности и неправильности ответов.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!