Цель урока: закрепление и обобщение знаний учащихся 3 класса о природных зонах России.
Задачи:
- Мы изучили большой раздел "Природа России". Сегодня мы будем говорить о разнообразии природы нашей страны, о животных и растениях разных природных зон.
Изучая природу России, ученики класса разделились на 4 творческие группы: географы, ботаники, зоологи, экологи. Каждая группа ребят искала интересный и полезный материал для своего выступления.
Вспомним, что такое география? (География – наука о Земле (ге – Земля, графо – пишу)
1 ученик:
Россия – самая большая по площади страна мира. Она такая же как весь материк Южная Америка. Россия занимает обширные пространства сразу в 2 частях света – в Европе и Азии. Территорию России омывают 13 морей.
2 ученик:
Климат на территории страны очень разнообразен. В некоторых районах он очень холодный, суровый. Солнце неравномерно нагревает разные участки Земли. Например: в Якутии температура зимой достигала 60-70 градусов. В южных же районах зима мягкая, теплая, лето жаркое. В пустынных районах температура воздуха достигала 69 градусов.
Игра "Сложи пазлы"
Задание: составь физическую карту России. Определите с помощью карты и запиши ответы в листок заданий:
На территории России наблюдается смена с севера на юг природных зон: арктические пустыни, тундра, леса, степи, пустыни и даже субтропики. Ни в одной стране мира мы не увидим такое разнообразие природных зон.
В горах же природа изменяется с высотой. Это явление называют высотной поясностью. Поэтому горные области на карте природных зон обозначены отдельно.
Задание: напиши название природной зоны, которое соответствует описанию:
Вспомним, что такое ботаника? (Ботаника – наука о растениях)
1 ученик:
Принято считать, что главное в живой природе – растительность. В нашей стране насчитывается около 18 тысяч видов растений
2 ученик:
Разнообразие растений России возрастает с севера на юг, но в пустынях опять несколько снижается. В тундре и Арктике растения имеют карликовый вид, они так приспособились к суровым условиям природы. Это мхи, лишайники, карликовые березы и ивы.
3 ученик:
Лес занимает третью часть территории страны. На севере – хвойные леса из елей, сосны, пихты, лиственницы. К югу появляются смешенные и широколиственные леса. В них растут береза, дуб, осина, липа, клен, бук.
В степях преимущественно травянистые растения. В пустынях растения устойчивы к засухе. Они имеют длинные мощные корни, а их листья очень малы. Например, верблюжья колючка.
Почему в лесах самое большое количество видов растений?
Задание: установи соответствие.
Группа "Зоологи"
Вспомним, что такое зоология? (Зоология – это наука о животных)
1 ученик:
Животный мир нашей страны весьма разнообразен. Первенство среди животных принадлежит насекомым, многочисленны и рыбы, их – более 1450 видов. Совсем мало земноводных и пресмыкающихся. Всего 160 видов, птиц – 710, млекопитающих – 350 видов.
2 ученик:
Характерно возрастание числа животных в направлении с севера на юг. В Арктике животный мир крайне беден: белые медведи, моржи, тюлени. Летом на скалах – птичьи базары: кайры, гагары. Немногие из животных приспособились и суровым зимним условиям тундры. Это лемминг, заяц-беляк, песец, волк, белая куропатка, полярная сова, северный олень.
3 ученик:
Животный мир лесов очень богат и разнообразен. Это множество зверей, птиц, рыб, насекомых. В степях и пустынях представителям животного мира приходится приспосабливаться к засушливому климату. Это птицы, грызуны, ящерицы, змеи. На охоту эти животные выходят ночью, когда спадет жара и зной.
Задание "Четвертый лишний"
Объясните свой выбор. Почему куропатка белая? Как называют верблюда? (корабль пустыни) Происхождение названия птицы кедровка.
Вспомним, что такое экология? (Экология – это наука о защите окружающей среды)
1 ученик:
Растительный и животный мир наиболее страдает от деятельности человека. В результате охотничьих промыслов практически исчезли: европейский зубр, кавказский олень, морж, белый медведь, амурский тигр и т. д. Для защиты отдельных видов растений и животных от полного уничтожения стали создавать заповедники.
2 ученик:
В настоящее время в России существует 101 заповедник. В заповедниках чаще всего охраняется весь природный комплекс: и животные, и растения, и водоемы, и почвы.
Первый заповедник был основан в 1916 году, почти 100 лет назад. Это Баргузинский заповедник. Он был создан для охраны соболя и восстановления его численности. В 2006 году был создан последний заповедник "Кологривский лес". Он находится в Костромской области.
3 ученик:
В 1966 году вышли первые тома "Красной книги". Для создания первого списка редких и исчезающих растений и животных понадобилось целых 17 лет. В Красную книгу внесены названия исчезающих видов животных и растений, сохраняемых в заповедниках.
- Вспомним названия природных зон.
- Какая природная зона самая многочисленная по числу растений и животных?
- Как называется национальный парк в Смоленской области?
Домашнее задание
Заполните карту-таблицу "Красная книга России".