Конспект урока окружающего мира в 3 классе "Природа России. Природные зоны России"

Цель урока: закрепление и обобщение знаний учащихся 3 класса о природных зонах России.

Задачи:

  • формирование чёткого представления о понятии "природная зона";
  • знакомство с природными зонами России.

Ход урока

Оргмомент

- Мы изучили большой раздел "Природа России". Сегодня мы будем говорить о разнообразии природы нашей страны, о животных и растениях разных природных зон.

Природные зоны РоссииПриродные зоны России

Изучая природу России, ученики класса разделились на 4 творческие группы: географы, ботаники, зоологи, экологи. Каждая группа ребят искала интересный и полезный материал для своего выступления.

Группа "Географы"

Вспомним, что такое география? (География – наука о Земле (ге – Земля, графо – пишу)

1 ученик:
Россия – самая большая по площади страна мира. Она такая же как весь материк Южная Америка. Россия занимает обширные пространства сразу в 2 частях света – в Европе и Азии. Территорию России омывают 13 морей.

2 ученик:
Климат на территории страны очень разнообразен. В некоторых районах он очень холодный, суровый. Солнце неравномерно нагревает разные участки Земли. Например: в Якутии температура зимой достигала 60-70 градусов. В южных же районах зима мягкая, теплая, лето жаркое. В пустынных районах температура воздуха достигала 69 градусов.

Игра "Сложи пазлы"

Задание: составь физическую карту России. Определите с помощью карты и запиши ответы в листок заданий:

  • На какой равнине находится наша столица?
  • Назови океаны, омывающие территорию России.
  • Что называют каменным поясом России?
  • Какая река несет свои воды в Каспийское море (озеро)?
  • Самое глубокое озеро России?

На территории России наблюдается смена с севера на юг природных зон: арктические пустыни, тундра, леса, степи, пустыни и даже субтропики. Ни в одной стране мира мы не увидим такое разнообразие природных зон.

В горах же природа изменяется с высотой. Это явление называют высотной поясностью. Поэтому горные области на карте природных зон обозначены отдельно.

Задание: напиши название природной зоны, которое соответствует описанию:

  1. Огромные деревья образовали зеленый шатер, а под ним – густые заросли орешника, черемухи, жимолости. Местами на опушках покачивает ветвями белоствольная березка, трепещет осина, благоухает липа. Посреди поляны огромный дуб, его ствол так толст, что с трудом обхватят три человека.
  2. Здесь царство холода и снега, бушует пурга, ветер валит человека с ног. Снег сухой и сыпучий, сдувается ветром, образуя застывшие беспорядочные волны. Летом почва прогревается на небольшую глубину, но и тогда возможны заморозки и снегопады. Все растения имеют карликовый рост. Много ягод.
  3. Михаил Александрович Шолохов "Вызрел ковыль". Земля на многие версты оделась колышущимся серебром. Отцвели разномастные травы. На гребнях пологих холмов никла безрадостная выгоревшая полынь. Короткие ночи истлевали быстро. По ночам на обугленном небе сияли несчетные звезды. А днями – зной, духота. На выцветшем небе – нещадное солнце. Суслики свистят истошно, хрипло. Дремлют сурки. Земля горяча и мертва".

Группа "Ботаники"

Вспомним, что такое ботаника? (Ботаника – наука о растениях)

1 ученик:
Принято считать, что главное в живой природе – растительность. В нашей стране насчитывается около 18 тысяч видов растений

2 ученик:
Разнообразие растений России возрастает с севера на юг, но в пустынях опять несколько снижается. В тундре и Арктике растения имеют карликовый вид, они так приспособились к суровым условиям природы. Это мхи, лишайники, карликовые березы и ивы.

3 ученик:
Лес занимает третью часть территории страны. На севере – хвойные леса из елей, сосны, пихты, лиственницы. К югу появляются смешенные и широколиственные леса. В них растут береза, дуб, осина, липа, клен, бук.

В степях преимущественно травянистые растения. В пустынях растения устойчивы к засухе. Они имеют длинные мощные корни, а их листья очень малы. Например, верблюжья колючка.

Почему в лесах самое большое количество видов растений?
Задание: установи соответствие.

Установи соответствиеУстанови соответствие

Физминутка

Группа "Зоологи"

Вспомним, что такое зоология? (Зоология – это наука о животных)

1 ученик:
Животный мир нашей страны весьма разнообразен. Первенство среди животных принадлежит насекомым, многочисленны и рыбы, их – более 1450 видов. Совсем мало земноводных и пресмыкающихся. Всего 160 видов, птиц – 710, млекопитающих – 350 видов.

2 ученик:
Характерно возрастание числа животных в направлении с севера на юг. В Арктике животный мир крайне беден: белые медведи, моржи, тюлени. Летом на скалах – птичьи базары: кайры, гагары. Немногие из животных приспособились и суровым зимним условиям тундры. Это лемминг, заяц-беляк, песец, волк, белая куропатка, полярная сова, северный олень.

3 ученик:
Животный мир лесов очень богат и разнообразен. Это множество зверей, птиц, рыб, насекомых. В степях и пустынях представителям животного мира приходится приспосабливаться к засушливому климату. Это птицы, грызуны, ящерицы, змеи. На охоту эти животные выходят ночью, когда спадет жара и зной.

Задание "Четвертый лишний"

  • Тушканчик, песчаный удавчик, белая куропатка, сайгак.
  • Белка-летяга, бурундук, верблюд, медведь.
  • Песец, лемминг, полярная сова, кедровка.
  • Дельфин, краб, медуза, тюлень.

Объясните свой выбор. Почему куропатка белая? Как называют верблюда? (корабль пустыни) Происхождение названия птицы кедровка.

Группа "Экологи"

Вспомним, что такое экология? (Экология – это наука о защите окружающей среды)

1 ученик:
Растительный и животный мир наиболее страдает от деятельности человека. В результате охотничьих промыслов практически исчезли: европейский зубр, кавказский олень, морж, белый медведь, амурский тигр и т. д. Для защиты отдельных видов растений и животных от полного уничтожения стали создавать заповедники.

2 ученик:
В настоящее время в России существует 101 заповедник. В заповедниках чаще всего охраняется весь природный комплекс: и животные, и растения, и водоемы, и почвы.
Первый заповедник был основан в 1916 году, почти 100 лет назад. Это Баргузинский заповедник. Он был создан для охраны соболя и восстановления его численности. В 2006 году был создан последний заповедник "Кологривский лес". Он находится в Костромской области.

3 ученик:
В 1966 году вышли первые тома "Красной книги". Для создания первого списка редких и исчезающих растений и животных понадобилось целых 17 лет. В Красную книгу внесены названия исчезающих видов животных и растений, сохраняемых в заповедниках.

Итог урока

- Вспомним названия природных зон.
- Какая природная зона самая многочисленная по числу растений и животных?
- Как называется национальный парк в Смоленской области?

Домашнее задание
Заполните карту-таблицу "Красная книга России".

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!