Урок на основе технологии проблемного обучения для 3 класса "Царство грибов"

УМК "Школа России"

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-исследование.
Методы работы: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, частично-поисковый, словесный, наглядный, практический.

Планируемые результаты:

  • Актуализировать знания о царствах живой природы.
  • Сформировать представление о строении гриба, о его разновидностях.
  • Формировать навыки и умение различать съедобные и несъедобные грибы.

Технологическая карта

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

- Ну-ка проверь, дружок, ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё в порядке, ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?

- Посмотрите, друг на друга; улыбнитесь и пожелайте успехов себе и соседу.

Самопроверка школьных принадлежностей к уроку. Самопроверка правильной посадки. Позитивный настрой.

Актуализация знаний

Отгадайте загадку:

«Есть у ребят зеленый друг, веселый друг, хороший. Он им протянет сотни рук и тысячи ладошек».

Работа по картине с изображением леса. Назовите и покажите представителей «лесных этажей».

Выберите табличку к какому миру можно отнести лес и почему.

 

Соберите из разных частей дерево и цветок. Подпишите их части. 

 

Продемонстрируйте свою работу. Объясните, что получилось. 

 

Заполните таблицу с помощью карточек:

Позвоночные и беспозвоночные, шерсть, перья, 3 пары ног, 4 пары ног, чешуя; Корень, стебель, листья, цветок, плод, семена; кислород; углекислый газ; растениями, животными; подходящие условия; яйца, икра, детеныши; вода, уголек газ, соли; свет, вода, тепло; плодами, семенами, шишками.

(На доске остаются «лишние» карточки).

К чему или к кому можно отнести оставшиеся карточки?

Ответ: Лес.

Деревья, кустарники, травы и цветы, мхи. 

Выбор учащимися нужной таблички: рукотворный мир-природный мир- живая природа- неживая природа.

Ответ: Природный мир- живая природа.  Растения – живые предметы. Они растут, питаются, дышат и размножаются.

Работа в парах.( Самостоятельная работа)

1 задание. Дерево (корень, ствол, ветви, листья (крона), плод, семена, шишки; 2 задание. Цветок (корень, стебель, листья, цветок, семена). 

Учащиеся демонстрируют готовое изделие с называнием частей растений. 

Учащиеся выбирают карточки, относящиеся к растениям,

заполняют таблицу: Дыхание- кислород, питание- вода, углекислый газ, минерал соли.

Условия роста - свет, вода, тепло. Размножение-плодами, семенами, шишками.

Ответ: Оставшиеся карточки – о животных. Дети заполняют далее таблицу. 

Поиск решения («открытие нового знания»)

Мы отправляемся в лес. Угадайте, что там мы можем встретить?

Загадка

 «Землю пробуравил, корешок оставил, сам на свет явился, шапочкой прикрылся».

Как выглядит гриб? Из чего он состоит? Сделайте рисунок в паре. Подпишите части гриба. Соотнесите данный текст и строение гриба на вашем рисунке.

Просмотр слайда: «Гриб имеет плодовое тело, которое мы видим над землёй, а под землёй находится грибница, похожая на паутинку сплетение нитей. Она всасывает из почвы
воду с растворёнными в ней питательными веществами. Чтобы грибница росла,

нужны: тепло, воздух и влага. Размножение – спорами). Плодовое тело – это шляпка и ножка. Грибы, которые имеют в своём составе

шляпку и ножку, называют шляпочными грибами.

У них на нижней стороне шляпки находятся

пластины, на которых образуются споры». (Чтение и строение гриба на слайде)

Какой вывод можете сделать о грибах?

Определите тему нашего урока. 

Отгадка: гриб.

Исследование.

 Изучают строение гриба.

Сравнивают грибы с растениями, сравнивают гриб с животными.

 

 

Демонстрация рисунка. Показ с названием частей гриба (корень, ножка, шляпка).

Делают исправления: корень- грибница. Размножение- спорами

Вывод: части растений и грибов отличаются: ствол-ножка, крона-шляпка, корень- грибница, семена- споры.

Грибы – не растения, ни животные. 

Первичное закрепление

Найти с помощью учебника подтверждающую информацию о грибах.

В словаре С.И. Ожегова написано: «Грибы - особый организм, не образующий цветков и семян и размножающийся спорами». Существует даже целая наука, посвященная их изучению. (слайд) Она называется “микология”.

На слайде: микология, микос - гриб, логос - наука. (Наука о грибах.)

Чтение темы урока «Царство грибов». Чтение текста в учебнике о грибах и их строении. (Выборочное чтение)

 

Включение нового знания в систему знаний

Почему грибы растут в лесу? Подготовить сообщение на вопросы.

Чтение статьи - учебник стр. 112

1. Где любят вырастать грибы, в каких местах?

2. «Почему грибы стараются вырасти в лесу, рядом с деревьями?»

3. С чем срастаются нити грибницы?»

4. «Как грибы помогают лесу?»

Какое значение имеют грибы для человека?

Физ. минутка «По грибы»

Мы шли, шли, шли, (маршируют, руки на поясе) боровик нашли. (наклонились)

Раз, два, три, четыре, пять, (маршируют)мы идем искать опять. (наклоны вперед)

Мы в лесок пойдем, (маршируют) мы грибок найдем.

В шапочке нарядной, (изображают шляпку гриба) светло-шоколадной.

Ты не прячь, грибок, (закрывают лицо руками) под листок свой бок!

- Назовите грибы, изображенные на рисунке.

Почему люди едят грибы? Как выдумаете, почему они вкусные?

 Назовите правила сбора грибов из своего опыта. Найдите информацию в учебнике какие еще есть правила сбора. Откройте учебник на стр.23.

Все ли грибы можно собирать?  Сделать сообщение об ядовитых грибах.

- Как же отличить съедобный гриб от несъедобного?

Сообщение учителя:

В нашей стране 200 видов грибов. Грибники собирают 15 видов, а заядлые берут до 25.

Посмотрим, хорошо ли вы знаете грибы? ИГРА «Собери грибы в лукошко».

Сообщение:

Среди царства грибов есть разные виды грибов. Многие из них используются в пище и медицине: вы видели много раз, (Учитель демонстрирует хлеб, покрытый плесенью, хлебные дрожжи, гриб чага).

1) Из особого гриба чага, который растет на березе, получают ценное лекарство. Им лечат болезни желудка, воспаление легких, бронхиты.

2) Гриб под названием дрожжи помогает выпекать вкусные булочки.

- Если мы рассмотрим плесень под микроскопом, то мы увидим, что она имеет такое же строение, как и шляпочный гриб.

- Можно назвать ее грибом? 

Этот вид грибов называется “плесневыеОна очень опасна, ею можно  отравиться. 

(Работа с таблицей у доски)

- Какой можно сделать вывод, какие бывают грибы?

Работа в группах.

1 группа. Грибы довольно быстро заселяют пни, оставшиеся после вырубки, валежник, возле деревьев.

2. Гриб даёт дереву питательные вещества, которые он берёт из почвы Грибница получает от корней деревьев сахар.

3.Грибница гриба оплетает корни деревьев.

4.Эти грибы - лесные санитары. Они перерабатывают мертвую древесину и очищают лес.)

Ответы детей: лисички, боровик и другие.

Грибы вкусные. В них есть много витаминов, они полезны.

 

Дети из своего опыта объясняют правила сбора грибов- срезать ножку, а не вырывать с грибницей, чтобы она не разрушилась.

Выборочное чтение о правилах сбора грибов.

 

Брать только те грибы, которые вам известны, а незнакомые грибы лучше не трогать.

 

Есть ядовитые грибы. Они опасны тем, что человек может умереть от них.

 (Поисковая работа в группах). Работа по учебнику и атласу определителю «От Земли до неба».

Учащиеся находят и зачитывают информацию о различии съедобных и несъедобных грибов- пояска или юбочки. (стр. 27)

ИГРА «Собери грибы в лукошко».

Виды грибов: шляпочные, плесневые, дрожжи, грибы-  паразиты на деревьях.

Рефлексия

Так чему же был посвящен наш урок? Продолжите фразы.

Я узнал… Я теперь умею... Мне понравилось…

А теперь пусть каждый из вас оценит себя, как он работал на уроке. Зеленая карточка – все получилось! Желтая – осталось что-то не понятно. Красная – ничего не понял.

Оценивают работу, делают выводы.

Работают сигнальными карточками

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!