УМК "Школа России".
Автор учебника: Плешаков А.А.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель: формирование представления о правильном питании и органах пищеварительной системы.
Задачи:
Прогнозируемые результаты: третьеклассники узнают о строении и работе органов пищеварительной системы, познакомятся с правилами здорового питания.
Демонстрационный материал: Интерактивная система оценки знаний VOTUM, Презентация, таблица "Органы пищеварения", макет "Внутренние органы человека", карточки самооценки, задания для работы в группах, электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова, мультимедиа презентация.
- Проверка готовности к уроку. Я вновь приглашаю вас стать маленькими учеными-докторами. Сегодня мы будем работать в группах.
- В каком настроении пришли на урок. Голосуем сигнальными кружками.
- Ребята, Мы продолжаем работать над темами, которые объединили общим названием "Наше здоровье в наших руках или в гостях у доктора Айболита"
- Я желаю вам, ребята, удивления и интересных открытий!
- Скажите? о чем мы говорили на прошлых занятиях?
- Все знакомо вокруг, тем не менее,
В науке еще столько всего,
Что достойно, поверь, удивления!
- Из чего состоит организм человека?
- Что образуют органы, выполняющие общую работу?
- Ваше предположение, что мы будем изучать сегодня?
- Прежде чем узнать новое, какой шаг учебной деятельности мы совершим?
- Для того, чтобы проверить, как вы усвоили материал, ответьте на вопросы теста с помощью пультов Интерактивная система оценки знаний VOTUM.
(Обучающиеся выполняют задания теста VOTUM с помощью индивидуальных пультов)
- Посмотрите на экран, запишите свой результат.
Дети записывают результат теста в бланк самоанализа
- Чтобы вы легко догадались о чем сегодня пойдет речь, послушайте стихотворение.
- Ученик читает стихотворение:
Чтобы быть всегда здоровым
Надо кушать помидоры,
Фрукты, овощи, лимоны,
Кашу – утром, суп – в обед,
А на ужин - винегрет.
- Кто догадался, что будем изучать сегодня на уроке? Сформулируйте тему.
- Определите цель нашей работы.
- Может ли человек обходиться без пищи?
- Сколько времени?
- Расскажите о своих ощущениях, когда вы хотите кушать, что вы чувствуете?
- Правильно, когда человек не ест, он испытывает чувство голода, слабость, усталость.
- При длительном голодании человек слабеет, через 2-3 дня начнутся "голодные" обмороки, а через 10-15 дней он умрет.
- В пище находятся питательные вещества необходимые человеку для жизни.
- А хотите узнать какие это питательные вещества?
- Откройте учебник с. 138. Прочитайте статью "Питательные вещества"
- Узнали что-то новое?
- Ребята подготовили небольшие сообщения об этих веществах и сейчас расскажут вам. (Дети рассказывают о белках, жирах, углеводах, витаминах)
- Кроме этого человек не может жить без воды и минеральных солей (мясо, овощи, фрукты)
Работа в группах:
Практическая работа. Задание: Изучите этикетки на упаковках продуктов. Какие питательные вещества, и в каком количестве в них содержатся. Заполните таблицу
С помощью лупы дети изучают этикетки предложенных продуктов и заполняют таблицу.
Продукт |
В 100 граммах продукта содержится |
|||
Белки |
Жиры |
Углеводы |
Витамины |
|
Шоколадный батончик с орехами |
|
|
|
|
Овсяные хлопья |
|
|
|
|
Йогурт |
|
|
|
|
Вывод:
- Проверьте себя по образцу на доске. (Примерный ответ детей: "Наша группа проверила себя по образцу, мы верно заполнили таблицу и сделали вывод")
- Посмотрите на продукты. Вы думаете в таком виде они разносятся по организму?
- С помощью каких органов измельчается и переваривается пища?
- Изучите в учебнике на с. 139 как работает пищеварительная система.
- Итак, какие органы пищеварения вы можете назвать. Какую роль они играют в процессе?
Используйте табличку-подсказку:
Орган |
Функции |
Ротовая полость(зубы, язык) |
Пища размельчается, смачивается слюной. |
Глотка, пищевод |
Мышцы пищевода проталкивают пищу в желудок |
Желудок |
Со стенок желудка течет желудочный сок, который растворяет пищу. Здесь продолжается переваривание. |
Кишечник |
Пища продолжает перевариваться и всасывается в кровь. |
Печень |
Выделяет особую жидкость – желчь, необходимую для пищеварения |
Примерный ответ детей: "Органы пищеварения обеспечивают измельчение и переваривание пищи"
- Сделайте вывод о роли органов пищеварения.
Вывод: Вот так за 5-6 часов наш организм извлекает из продуктов питательные вещества. А непереваренные остатки пищи удаляются из кишечника.
Мы работаем отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас.
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Правильное питание + движение и спорт = здоровье!
- А теперь поговорим о значении питания для здоровья человека. Учебник с.140 Читаем статью "Как правильно питаться"
- Попробуйте из предложенных утверждений составить памятку правильного питания.
Проверьте свою работу по образцу на слайде.
Работа в группах
Третьеклассники читают статью, выбирают карточки с правилами из предложенных, составляют памятку.
- Как убедиться, что вы хорошо поняли новый материал?
- Выберете себе вид работы:
Работа с электронным приложением к учебнику
Работа в группе: Расположите в правильном порядке органы пищеварения
У каждого ребенка ноутбук с заданием, которое он выполняет. У группы разрезанные части органов пищеварения. Дети в правильном порядке приклеивают их на листок. Ребята рассказывают друг другу и записывают в тетради органы пищеварения. Рассматривают с помощью лупы органы пищеварения, записывают в тетрадь.
- Какое затруднение было на уроке?
- Мы с ним справились?
- Для чего нам нужны эти знания?
- Оцените свою работу на уроке на листке самооценки, учитывая тест в начале урока.
- Будете ли вы стараться питаться правильно?
- Обратите внимание на выставку книг. Все они объединены одной темой "Как устроен человек". Книги можно прочитать в нашей школьной библиотеке.
Ученик подготовил нам стихотворение – совет, как уберечь здоровье.
Сладкоежка кушал чипсы,
кока-колой запивал
Врач теперь ему лечиться
На полгода прописал!
Если хочешь быть здоровым,
Бодрым, умным и веселым,
Ешь побольше овощей
Фруктов, кашек и борщей!
С каким настроением вы покидаете урок? Голосуют с помощью VOTUM.
Домашнее задание
с. 138-141 в учебнике № 5 с.63 в рабочей тетради.
- Молодцы! Спасибо за урок! Будьте здоровы!