Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс "Наше питание"

УМК "Школа России".

Автор учебника: Плешаков А.А.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель: формирование представления о правильном питании и органах пищеварительной системы.

Задачи:

  • познакомить с органами пищеварения и их работой;
  • познакомить с названием питательных веществ и их значением для организма;
  • развитие познавательного интереса к предмету;
  • воспитывать бережное отношение к собственному организму;
  • воспитывать культурно-гигиенические навыки приема пищи.

Прогнозируемые результаты: третьеклассники узнают о строении и работе органов пищеварительной системы, познакомятся с правилами здорового питания.

Демонстрационный материал: Интерактивная система оценки знаний VOTUM, Презентация, таблица "Органы пищеварения", макет "Внутренние органы человека", карточки самооценки, задания для работы в группах, электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова, мультимедиа презентация.

Ход урока

Мотивация к учебной деятельности

- Проверка готовности к уроку. Я вновь приглашаю вас стать маленькими учеными-докторами. Сегодня мы будем работать в группах.
- В каком настроении пришли на урок. Голосуем сигнальными кружками.
- Ребята, Мы продолжаем работать над темами, которые объединили общим названием "Наше здоровье в наших руках или в гостях у доктора Айболита"

- Я желаю вам, ребята, удивления и интересных открытий!
- Скажите? о чем мы говорили на прошлых занятиях?

- Все знакомо вокруг, тем не менее,
В науке еще столько всего,
Что достойно, поверь, удивления!

Актуализация знаний

- Из чего состоит организм человека?
- Что образуют органы, выполняющие общую работу?
- Ваше предположение, что мы будем изучать сегодня?

- Прежде чем узнать новое, какой шаг учебной деятельности мы совершим?
- Для того, чтобы проверить, как вы усвоили материал, ответьте на вопросы теста с помощью пультов Интерактивная система оценки знаний VOTUM.

(Обучающиеся выполняют задания теста VOTUM с помощью индивидуальных пультов)
- Посмотрите на экран, запишите свой результат.
Дети записывают результат теста в бланк самоанализа

Постановка целей и задач урока, формулирование темы

- Чтобы вы легко догадались о чем сегодня пойдет речь, послушайте стихотворение.
- Ученик читает стихотворение:

Чтобы быть всегда здоровым
Надо кушать помидоры,
Фрукты, овощи, лимоны,
Кашу – утром, суп – в обед,
А на ужин - винегрет.

- Кто догадался, что будем изучать сегодня на уроке? Сформулируйте тему.
- Определите цель нашей работы.

Работа по теме урока

- Может ли человек обходиться без пищи?
- Сколько времени?
- Расскажите о своих ощущениях, когда вы хотите кушать, что вы чувствуете?

- Правильно, когда человек не ест, он испытывает чувство голода, слабость, усталость.
- При длительном голодании человек слабеет, через 2-3 дня начнутся "голодные" обмороки, а через 10-15 дней он умрет.
- В пище находятся питательные вещества необходимые человеку для жизни.

- А хотите узнать какие это питательные вещества?
- Откройте учебник с. 138. Прочитайте статью "Питательные вещества"
- Узнали что-то новое?

- Ребята подготовили небольшие сообщения об этих веществах и сейчас расскажут вам. (Дети рассказывают о белках, жирах, углеводах, витаминах)
- Кроме этого человек не может жить без воды и минеральных солей (мясо, овощи, фрукты)

Работа в группах:

Практическая работа. Задание: Изучите этикетки на упаковках продуктов. Какие питательные вещества, и в каком количестве в них содержатся. Заполните таблицу

С помощью лупы дети изучают этикетки предложенных продуктов и заполняют таблицу.

Продукт

В 100 граммах продукта содержится

Белки

Жиры

Углеводы

Витамины

Шоколадный батончик с орехами

 

 

 

 

Овсяные хлопья

 

 

 

 

Йогурт

 

 

 

 

Вывод:

  • Белков больше в …
  • Жиров больше в …
  • Углеводов больше в …

- Проверьте себя по образцу на доске. (Примерный ответ детей: "Наша группа проверила себя по образцу, мы верно заполнили таблицу и сделали вывод")
- Посмотрите на продукты. Вы думаете в таком виде они разносятся по организму?
- С помощью каких органов измельчается и переваривается пища?

- Изучите в учебнике на с. 139 как работает пищеварительная система.
- Итак, какие органы пищеварения вы можете назвать. Какую роль они играют в процессе?

Органы пищеварения человекаОрганы пищеварения человека

Используйте табличку-подсказку:

Орган

Функции

Ротовая полость(зубы, язык)

Пища размельчается, смачивается слюной.

Глотка, пищевод

Мышцы пищевода проталкивают пищу в желудок

Желудок

Со стенок желудка течет желудочный сок, который растворяет пищу. Здесь продолжается переваривание.

Кишечник

Пища продолжает перевариваться и всасывается в кровь.

Печень

Выделяет особую жидкость – желчь, необходимую для пищеварения

Примерный ответ детей: "Органы пищеварения обеспечивают измельчение и переваривание пищи"
- Сделайте вывод о роли органов пищеварения.
Вывод: Вот так за 5-6 часов наш организм извлекает из продуктов питательные вещества. А непереваренные остатки пищи удаляются из кишечника.

Физкультминутка

Мы работаем отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас.
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Правильное питание + движение и спорт = здоровье!

Включение в систему знаний

- А теперь поговорим о значении питания для здоровья человека. Учебник с.140 Читаем статью "Как правильно питаться"
- Попробуйте из предложенных утверждений составить памятку правильного питания.

  1. Нужно есть разнообразную пищу, чтобы получать необходимые питательные вещества.
  2. Сладостей надо есть поменьше, особенно если имеешь склонность к полноте.
  3. Не надо есть много жареного, копченого, соленого, острого.
  4. Пища не должна быть горячей.
  5. Нужно стараться есть в одно и то же время.
  6. Утром обязателен завтрак.
  7. Ужинать нужно не меньше, чем за 2 часа до сна.

Проверьте свою работу по образцу на слайде.

Работа в группах

Третьеклассники читают статью, выбирают карточки с правилами из предложенных, составляют памятку.

Самостоятельная работа с самопроверкой

- Как убедиться, что вы хорошо поняли новый материал?
- Выберете себе вид работы:

Работа с электронным приложением к учебнику

Работа в группе: Расположите в правильном порядке органы пищеварения

  • Группа работает у плаката "Органы пищеварения".
  • Группа работает у макета "Внутренние органы человека".

У каждого ребенка ноутбук с заданием, которое он выполняет. У группы разрезанные части органов пищеварения. Дети в правильном порядке приклеивают их на листок. Ребята рассказывают друг другу и записывают в тетради органы пищеварения. Рассматривают с помощью лупы органы пищеварения, записывают в тетрадь.

Рефлексия учебной деятельности

- Какое затруднение было на уроке?
- Мы с ним справились?
- Для чего нам нужны эти знания?

- Оцените свою работу на уроке на листке самооценки, учитывая тест в начале урока.
- Будете ли вы стараться питаться правильно?
- Обратите внимание на выставку книг. Все они объединены одной темой "Как устроен человек". Книги можно прочитать в нашей школьной библиотеке.

Ученик подготовил нам стихотворение – совет, как уберечь здоровье.

Сладкоежка кушал чипсы,
кока-колой запивал
Врач теперь ему лечиться
На полгода прописал!

Если хочешь быть здоровым,
Бодрым, умным и веселым,
Ешь побольше овощей
Фруктов, кашек и борщей!

С каким настроением вы покидаете урок? Голосуют с помощью VOTUM.

Домашнее задание

с. 138-141 в учебнике № 5 с.63 в рабочей тетради.
- Молодцы! Спасибо за урок! Будьте здоровы!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!