Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "По одежке встречают"

УМК: "Начальная школа XXI века".

Учебник: "Окружающий мир" 3 класс, авторы: Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С.

Цель урока: формирование у учащихся представление об одежде, которую носили русские люди в старину.

Основные термины и понятия: рубаха, сарафан, сорочка, кокошник, тулуп.

Демонстрационный материал: карточки с текстом, конверты с заданиями для групп заданий, презентация, видеофильм, набор бумажной одежды для кукол.

Ход урока

Мотивационно-ориентировочный этап

Прозвенел звонок для нас
Много дел у нас сейчас!
Чтоб урок был интересным
И, конечно же, полезным,

Мы с собой возьмем старанье,
Горсть терпенья, прилежанья,
Аккуратность и внимание,
Чтоб прочнее были знания!

На урок настроимся,
Быстро успокоимся,
Скажем другу своему:
Все сумею! Все смогу!

Актуализация знаний

- Мы продолжаем путешествие по рубрике "Как жили славяне в старину".
- О чем будем говорить сегодня на уроке? (ответы учащихся)

- Поработайте в парах и разделите эти слова на две группы: рубаха, брюки, кафтан, тулуп, футболка, шорты. (Дети делят одежду на старинную и современную)
- Посмотрите перед вами представлена картинная галерея "Славяне в старинной одежде".

Формулирование темы урока, постановка цели и задач

- Посовещайтесь с соседом и сформулируйте тему урока. (ответы детей)
- Тема урока " По одежке встречают" (учитель открывает название темы на слайде)
- Найдите тему урока в учебнике на стр. 71, заложите стикер.

- Чтобы вы хотели узнать по этой теме? (учитель слушает мнения ребят и обобщает)
- Цель урока - узнать, какую одежду носили славяне?

- Какая задача поможет вам раскрыть цель урока? (Изучить материал к уроку и дополнительные источники и узнать, как одевались наши предки)
- Верно, молодцы!

Поисковый этап

- Эту тему будем изучать несколько уроков.
- Поработайте в группах. Посмотрите на содержание учебника стр. 71-73 и составьте план урока, пользуясь карточками-помощниками, которые находятся в конверте. (Самопроверка по слайду)

План:

  1. О чем может рассказать одежда?
  2. Детская одежда.
  3. Мужская и женская одежда.

Практический этап

Учитель: Прочитайте первый пункт плана.
- Послушайте сообщение, которое подготовил ваш одноклассник и объясните пословицу "По одежке встречают". (учитель выслушивает мнения учащихся)

- Сверьте свои ответы со слайдом и оцените себя в листах самооценки.
- Вывод: нашим предкам достаточно было взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду-племени принадлежит, какое его общественное положение. В старину одежда была "визитной карточкой" человека.

- Какой второй пункт плана? (учащийся зачитывает)
- Разделитесь на 3 группы, прочитайте текст на стр. 71, ответьте на свой вопрос.

Каждая группа получает свой вопрос:

  • 1 группа: Почему первую одежду для детей шили из старой одежды родителей?
  • 2 группа: Что носили маленькие девочки и мальчики?
  • 3 группа: Как одевались подростки?

- Оцените свою работу в группах в листах самооценки.
- А какую одежду вы носите сейчас? (рассуждения учащихся)
- А сейчас давайте, отдохнем.

Физкультминутка

Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку.
Глубоко теперь вдохните,

Сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведите
И работать вы начните.

- Прочитайте третий пункт плана.
- Поиграем в игру "Модный приговор" и оденем славян в рабочую и праздничную одежду.
- Для этого вы разделитесь по три человека. (каждая тройка получает бумажную куклу и конверт с одеждой)

  • 1 тройка - рабочая одежда мужчины.
  • 2 тройка - рабочая одежда женщины.
  • 3 тройка - праздничная одежда мужчины.
  • 4 тройка - праздничная одежда женщины.

- Посмотрите отрывок из видеофильма "Из истории народного костюма", прочитайте стр. 71-72 и приступайте к работе.
- Оцените свою работу в тройках в листах самооценки. (показ мод и защита работ)

Рефлексивно-оценочный этап

- Подведем итог урока. Какова тема урока?
- Какую цель ставили в начале урока? Достигли цели?
- Что для этого делали?

- Я буду зачитывать начало предложения, а вы продолжать его. Помогать вам будет таблица, которую мы составили за урок.
- Перед глазами детей находится таблица, которую составляли в течение урока.

Игра "Продолжи фразу"

  1. Одежда может рассказать о ...
  2. В далекие времена одежду шили из ...
  3. На Руси главной одеждой мужчин и женщин была ...
  4. Ткань для рубахи изготавливали из ...
  5. В женский костюм Белгородчины входил сарафан, ...
  6. На формирование костюма влияет ...

- Как вы думаете, носили бы славяне нашу современную одежду? Почему?
- А вы бы носили одежду славян сейчас? Почему?

- Посмотрите на листы самооценки и оцените свою работу на уроке.
- Молодцы! Урок окончен.

Размер:
30.06 Kb
Скачали:
7