Цель: формирование новых знаний о жизни восточных славян.
Задачи урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Организационный момент |
Мы - дружные! Мы - внимательные! Мы - старательные! Мы отлично учимся! Всё у нас получится! С каким настроением вы пришли на урок? |
Организовать своё рабочее место для выполнения различных видов работ |
Подготовка к активной познавательной деятельности |
Перед началом урока вы рассматривали выставку различных предметов. - Это современные вещи? Почему так решили? - О чём сегодня будем говорить на уроке? - Какова цель нашего урока? - Кому могли принадлежать эти вещи? (подвести уч-ся к быту и жизни наших предков в старину) |
Рассматривают выставку(прялка, корыто, чугунок, старинная книга, тряпичная кукла и т.п.). - Нет, это вещи старые, эти вещи сейчас не используются в быту. - Будем говорить о предметах быта, которые в современном мире не используются. Узнавать, в какое время использовали эти вещи, кому они принадлежали. |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности |
- Тогда помогите мне сформулировать тему сегодняшнего урока. А для этого вы должны. |
Учащиеся отвечают на вопросы, применяют знания на основе ранее изученного материала. |
Постановка учебной задачи
|
Работа в парах с последующим отчётом. Рассмотрите карточки, которые лежат у вас на парте. Разделите эти предметы на две группы. В одну группу - современные вещи, в другую те, которыми мы не пользуемся. - Отложите в сторону изображения тех предметов, которыми мы пользуемся. Перечислите их. Где они находятся (квартира, дом.)Как их можно назвать? (современные) - Какие предметы у вас остались? Мы пользуемся этими вещами в нашей жизни сейчас? А кому они могли принадлежать? (людям, которые жили давно) - Как называют людей, которые давно жили?(предки) - Где могли находиться эти вещи? Где они «жили»? (в старом доме) - Как называется дом, где жили наши предки? (изба) - О чём сегодня будем говорить на уроке? Что узнаем? (где жили наши предки) Слайд. Дом для русского человека- это счастье, покой, достаток, единство семьи и рода. |
Рассматривают картинки, обсуждают, распределяют по группам. Знакомятся с историей, как наукой о прошлом, со способами познания прошлого: наблюдениями, архивами. |
Усвоение новых знаний |
- Сейчас мы с вами совершим виртуальную экскурсию по русской избе и узнаем много интересного. Вы должны не только внимательно слушать, но и делать пометки на листочках о том, что вам покажется наиболее важным. демонстрация фрагмента фильма «Русская изба». Итак, изба построена. Но в пустом доме жить плохо. Что нужно сделать? (обустроить) - Что значит обустроить? ( привести в порядок, сделать пригодным для жилья) - Сейчас мы совершим виртуальную экскурсию в русскую избу. Определите главные места в русской избе. По окончании просмотра подпишите их на карточках. - Какие вы определили главные места в русской избе? (печь и «красный» угол) - Почему эти места наиболее почитаемы? - Почему так решили? - Что располагалось в «красном» углу? Как он украшался? Какой предмет располагался рядом с красным углом? (стол). Почему называют «красный» угол? Что всегда было на столе у наших предков? (хлеб, соль) Слайд - «Хлеб на столе, так и стол - престол, а хлеба ни куска-так и стол-доска» - так говорили наши предки. |
Смотрят фрагменты фильмов. Делают заметки.
Печь кормила, грела, лечила, мыла и спать укладывала. Печь - это тепло, приготовление пищи, на печи спали, в печи даже мылись. «Красный» угол - это священное место в доме. |
Первичное закрепление знаний |
- Сейчас мы с вами осуществим историческую реконструкцию главных мест в русской избе. - Что такое реконструкция? (слайд с разъяснением) Работа по группам. Определение, какую часть избы будут реконструировать (восстанавливать) |
Создание проекта-аппликации «Красный угол», «Русская печь». |
Реализация построенного проекта
|
- Почему вы сделали так, а не иначе? Защита проекта каждой группы.
|
Каждая группа учащихся рассказывают о результатах своей работы, делают вывод. (Ответы в виде наглядности фиксируются у доски, на доске: макет жилья, бумажная фигура человека, предметы быта, пища). Работа со словарём. Многозначность слова коромысло. Поговорка «Дым коромыслом» |
Первичное проговаривания во внешней речи |
Применение знаний. Работа с пословицами и поговорками. Работа со словарём. Многозначность слова коромысло. Поговорка «Дым коромыслом». |
Учащиеся объясняют значение пословиц. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Включение в систему знаний и повторение |
Возвращение к проблемному вопросу:какими были наши предки? Проведём викторину. Украшение избы («красны» угол и русская печь) - дорогих гостей встречали… - спали в избе на постели из… (соломы) - самым почётным продуктом считался… (хлеб) - избу освещали… (святец) Интерактивный метод обучения - игра «Верю – не верю». Я буду говорить вам высказывания, если оно верное, вы подходите к слову «верю», если высказывание неверное, то подходите к словам «Не верю». 1) основное занятие славян земледелие (да); 2) славяне жили в Африке (нет); 3) для поселения славяне выбирали место на реке (да); 4) славяне жили в доме из кирпичей (нет); 5) славяне ели в древности: хлеб, квас, кашу, рыбу (да); 6) славяне ели в древности: картофель, помидор, кофе (нет); 7) славянин крепок, статен, у него окладистая борода, светлые голубые глаза (да); 8) славяне были темноволосые (нет); 9) славяне носили сарафан, рубаху, лапти (да); 10) славяне носили узкую юбку и туфли на каблуке (нет). |
|
Рефлексия учебной деятельности
|
- Все хорошо поработали на уроке. Ребята в группах были дружные, активные, любознательные, скромные. Славяне очень любили цветы. Это символы. Символ дружбы - ромашку я дарю ребятам 1 группы, символ любознательности - ландыш дарю ребятам 2 группы, символ активности – колокольчик дарю ребятам 3 группы, символ скромности – незабудку, дарю ребятам 4 группы. Ребята, займите свои места. - Если вы довольны своей работой на уроке, то улыбнитесь друг другу. Стихотворение о России читает учитель. - Колышет берёзоньку ветер весенний, Весёлой капели доносится звон. Как будто читает поэму Есенин Про землю, в которую был он влюблён. Про белые рощи и ливни косые, Про жёлтые нивы и радость весны. Любите Россию, любите Россию, И будьте России навеки верны! Сегодня на занятии мы побывали на виртуальной экскурсии, а настоящую экскурсию мы совершим в этнографический музей деревянного зодчества под открытым небом музей Тальцы, который находится на Байкале, где вы своими глазами увидите строение и убранство русской избы, «красный» угол, русскую печь |
Учащиеся слушают стихотворение |
Домашнее задание
|
Каждый народ имеет свои ценности. Это - его мудрость, его искусство, его правила жизни, его обычаи и праздники. «Кто не помнит прошлого, тот не имеет настоящего» (Конфуций) Творческое домашнее задание по группам: 1 группе подготовить рисунок о занятиях славян, 2 группе – рисунок о пище славян, 3 группе – рисунок об одежде и обуви славян, 4 группе – рисунок о жилье славян. Поработать в интернет ресурсах (ссылку дать), в словарях. - Спасибо за урок! |
|