Конспект урока окружающий мир 3 класс "Жизнь наших предков. История русского быта"

Цель: формирование новых знаний о жизни восточных славян.

Задачи урока:

  • формирование умения работать с исторической картой, лентой времени;
  • использовать информационные ресурсы для поиска информации о жизни славян;
  • развивать умение работать со справочной литературой;
  • формировать умения работать в группе.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент

Мы - дружные!

Мы - внимательные!

Мы - старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

С каким настроением вы пришли на урок?

Организовать своё рабочее место для выполнения различных видов работ

Подготовка к активной познавательной деятельности

Перед началом урока вы рассматривали выставку различных  предметов.

- Это  современные вещи? Почему так решили?

- О чём сегодня будем говорить на уроке?

- Какова цель нашего урока?

- Кому могли принадлежать эти вещи? (подвести уч-ся к быту и жизни наших предков в старину)

Рассматривают выставку(прялка, корыто, чугунок, старинная книга, тряпичная кукла и т.п.).

- Нет, это вещи старые, эти вещи сейчас не используются в быту.

- Будем говорить о предметах быта, которые  в современном мире не используются. Узнавать, в какое время использовали эти вещи, кому они принадлежали.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

- Тогда помогите мне сформулировать тему сегодняшнего урока. А для этого вы должны.

Учащиеся отвечают на вопросы, применяют знания на основе ранее изученного материала. 

Постановка учебной задачи

 

Работа в парах с последующим отчётом.

Рассмотрите карточки, которые лежат у вас на парте. Разделите эти предметы на две группы. В одну группу - современные вещи, в другую те, которыми мы не пользуемся.

- Отложите в сторону изображения тех предметов, которыми мы пользуемся. Перечислите их. Где они находятся (квартира, дом.)Как их можно назвать? (современные)

- Какие предметы у вас остались? Мы пользуемся этими вещами в нашей жизни сейчас? А кому они могли принадлежать? (людям, которые жили давно)

- Как называют людей, которые давно жили?(предки)

- Где могли находиться эти вещи? Где они «жили»? (в старом доме)

- Как называется дом, где жили наши предки? (изба)

- О чём сегодня будем говорить на уроке? Что узнаем? (где жили наши предки)

Слайд. Дом для русского человека- это счастье, покой, достаток, единство семьи и рода.

Рассматривают картинки, обсуждают, распределяют по группам.

Знакомятся с историей, как наукой о прошлом, со способами познания прошлого: наблюдениями, архивами.

Усвоение новых знаний

- Сейчас мы с вами совершим виртуальную экскурсию по русской избе и узнаем много интересного. Вы должны не только внимательно слушать, но и делать пометки на листочках о том, что вам покажется наиболее важным.

демонстрация фрагмента фильма «Русская изба».

Итак, изба построена. Но в пустом доме жить плохо. Что нужно сделать? (обустроить)

- Что значит обустроить? ( привести в порядок, сделать пригодным для жилья)

- Сейчас мы совершим виртуальную экскурсию в русскую избу. Определите главные места в русской избе. По окончании просмотра подпишите их на карточках.

- Какие вы определили главные места в русской избе? (печь и «красный» угол)

- Почему эти места наиболее почитаемы?

- Почему так решили?

- Что располагалось в «красном» углу? Как он украшался? Какой предмет располагался рядом с красным углом? (стол). Почему называют «красный» угол? Что всегда было на столе у наших предков? (хлеб, соль)

Слайд - «Хлеб на столе, так и стол - престол, а хлеба ни куска-так и стол-доска» - так говорили наши предки.

Смотрят фрагменты фильмов. Делают заметки.

 

 

 

 

Печь кормила, грела, лечила, мыла и спать укладывала. Печь - это тепло, приготовление пищи, на печи спали, в печи даже мылись. «Красный» угол - это священное место в доме.

Первичное закрепление знаний

- Сейчас мы с вами осуществим историческую реконструкцию главных мест в русской избе.

- Что такое реконструкция? (слайд с разъяснением)

Работа по группам. Определение, какую часть избы будут реконструировать (восстанавливать)

Создание проекта-аппликации

«Красный угол», «Русская печь».

Реализация построенного проекта

 

- Почему вы сделали так, а не иначе?

Защита проекта каждой группы.

 

Каждая группа учащихся рассказывают о результатах своей работы, делают вывод. (Ответы в виде наглядности фиксируются у доски, на доске: макет жилья, бумажная фигура человека, предметы быта, пища).

Работа со словарём. Многозначность слова коромысло. Поговорка «Дым коромыслом»

Первичное проговаривания во внешней речи

Применение знаний. 

Работа с пословицами и поговорками.

Работа со словарём. Многозначность слова коромысло. Поговорка «Дым коромыслом».

Учащиеся объясняют значение пословиц.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Включение в систему знаний и повторение

Возвращение к проблемному вопросу:какими были наши предки?

Проведём викторину.

Украшение избы («красны» угол и русская печь)

- дорогих гостей встречали…

- спали в избе на постели из… (соломы)

- самым почётным продуктом считался… (хлеб)

- избу освещали… (святец)

Интерактивный метод обучения - игра «Верю – не верю».  Я буду говорить вам высказывания, если оно верное, вы подходите к слову «верю», если высказывание неверное, то подходите к словам «Не верю».

1) основное занятие славян земледелие (да);

2) славяне жили в Африке (нет);

3) для поселения славяне выбирали место на реке (да);

4) славяне жили в доме из кирпичей (нет);

5) славяне ели в древности: хлеб, квас, кашу, рыбу (да);

6) славяне ели в древности: картофель, помидор, кофе (нет);

7) славянин крепок, статен, у него окладистая борода, светлые голубые глаза (да);

8) славяне были темноволосые (нет);

9) славяне носили сарафан, рубаху, лапти (да);

10) славяне носили узкую юбку и туфли на каблуке (нет). 

 

Рефлексия учебной деятельности

 

- Все хорошо поработали на уроке. Ребята в группах были дружные, активные, любознательные, скромные. Славяне очень любили цветы. Это символы. Символ дружбы -  ромашку я дарю ребятам 1 группы, символ любознательности -  ландыш дарю ребятам 2 группы, символ активности – колокольчик дарю ребятам 3 группы, символ скромности – незабудку, дарю ребятам 4 группы. Ребята, займите свои места.

- Если вы довольны своей работой на уроке, то улыбнитесь друг другу.

Стихотворение о России читает учитель. - Колышет берёзоньку ветер весенний,

Весёлой капели доносится звон.

Как будто читает поэму Есенин

Про землю, в которую был он влюблён. 

Про белые рощи и ливни косые,

Про жёлтые нивы и радость весны.

Любите Россию, любите Россию,

И будьте России навеки верны! 

Сегодня на занятии мы побывали на виртуальной экскурсии, а настоящую экскурсию мы совершим в этнографический музей деревянного зодчества под открытым небом музей Тальцы, который находится на Байкале, где вы своими глазами увидите строение и убранство русской избы, «красный» угол, русскую печь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся слушают стихотворение

Домашнее задание

 

Каждый народ имеет свои ценности. Это - его мудрость, его искусство, его правила жизни, его обычаи и праздники.

«Кто не помнит прошлого, тот не имеет настоящего» (Конфуций)

Творческое домашнее задание по группам:

1 группе подготовить рисунок о занятиях славян,

2 группе – рисунок о пище славян,

3 группе – рисунок об одежде и обуви славян,

4 группе – рисунок о жилье славян.

Поработать в интернет ресурсах (ссылку дать), в словарях.

- Спасибо за урок! 

 

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!