УМК: "Школа России".
Цели урока:
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация, видеоматериалы, раздаточный материал (тексты), план урока.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Организационный этап Задача: организовать детей на предстоящую работу. |
Проверка готовности к уроку. У всех на парте лежит учебник, рабочая тетрадь, пенал. |
Проверяют необходимые вещи, их порядок и расположение на парте. |
Обсуждение темы, постановка учебной задачи Задача: мотивировать детей на работу, подвести к формулированию учебной задачи. |
В начале урока мы посмотрим видеоролик «Дядя Вова, мы с тобой!» - Кто такой дядя Вова? - Детей заставили или они искренне поют эту песню? - О чём эта песня? - Песня о том, что нам всем очень нужен мир! О нашей великой России и, конечно, о нашем президенте! А ещё о том, что нужно учиться любить свою Родину и быть готовыми за неё постоять! - На перемене я услышала спор двух старшеклассников. Один мальчик считал, что Родина – это то место, где родился и вырос человек. А второй, что Родина – Отечество, вся наша родная страна. - Кто прав? Поднимите руку, кто считает, что Родина – это то место, где родился и вырос человек. - А теперь поднимите руку, кто думает, что Родина – вся наша родная страна? - Кто считает, что оба утверждения верны? - У нас три мнения… - Вы можете точно сказать, что такое Родина? - Почему? Чего вы не знаете? - Какая задача будет стоять перед нами? - Составим план. 1. Из чего «состоит» Родина 2. Почему люди любят Родину? 3. Как граждане страны (люди) передают свою любовь к Родине? |
Знакомятся с видеороликом, анализируют, вступают в диалог с учителем.
Дети поднимают руку, обозначая свою позицию.
- Нет. (Анализируют, понимают, что возникла проблема) - Мы не знаем, что такое Родина. (Уточнили и зафиксировали проблему в речи) - Узнать, что такое Родина. Анализируют пункты плана, отбирают подходящие. (Учитель размещает их в нужном порядке) |
Усвоение нового знания Задача: обеспечить восприятие и осмысление нового материала посредством погружения детей в содержание темы, актуализацию их субъектного опыта. |
- Знаете, что за мелодия звучит? - Вы узнаете эти места? - Кто может рассказать историю из своей жизни, связанную с одним из перечисленных мест? - У слайд-шоу нет названия. Как можно его назвать? Выберите подходящее название: Архангельск, Москва, наша Родина, Россия. - Какой пункт плана выполняем? |
Первичное эмоциональное погружение в тему урока; актуализация субъектного опыта детей. Анализируют и соотносят содержание собственных действий и пункты плана. |
Обобщение и микровывод |
- Так из чего «состоит» Родина? Напротив пункта плана фиксируются опорные слова: родные места, семья и т.д. - Можем ли мы перейти к следующему пункту плана? - Как он называется? |
Формулируют умозаключения о том, из чего состоит Родина. «Родина – это близкие родные места, родные люди, семья, друзья, страна, природа, Архангельск». Переключают собственное внимание на следующий пункт плана. |
Усвоение нового знания Задача: обеспечить восприятие и осмысление нового материала.
|
- Послушайте рассказ, чтобы потом поделиться впечатлениями и объяснить, что значит Родина для папы. (Текст у детей на столе). - А вас тянуло домой, когда приходилось куда-нибудь уехать? – Почему скучали по дому? - Почему вам так дорога Родина? - На какое из двух наших предположений оно больше похоже? - Хорошо, давайте прочитаем дальше. - Что вы теперь можете сказать о Родине? - Значит, эти два определения верны? Наша Родина, наше Отечество – это Россия. Отечеством её зовут потому, что в ней испокон веков жили и трудились наши отцы и деды. На свете много красивых и интересных стран, но для каждого человека самой лучшей будет его родная страна. У каждого человека есть и малая родина – его родное село или город, в котором он родился и вырос. - Мы смогли с вами ответить на второй пункт плана? Почему люди любят свою Родину? - Прочитайте следующий пункт плана - Как передает свою любовь к Родине композитор? А поэт? А художник? - Закроем глазки. Представим, что мы сидим на берегу реки, слушаем мелодичный колокольный звон. Вечереет. Вокруг тишина и покой. Это наша Родина. Перед вами возникла картина? - Совпали ли ваши образы с картиной Исаака Левитана? - Что вы чувствуете, глядя на картину? - Можно ли сказать, что художник любит свою Родину? - Я даю вам 2 минуты для того, чтобы вы прочитали стихотворение, которое лежит у вас на столе, затем я спрошу 1 человека выразительно прочитать вслух. - Может ли сказать, что поэт любит свою Родину? Подтвердите это словами из текста. - Какие красоты России особенно волнуют поэта? |
Внимательно следят за прочтением, отвечают на вопрос учителя. Дети вторично эмоционально погружаются в проблему, анализируют сложившуюся в семье ситуацию, высказывают своё мнение. Актуализируют собственный житейский опыт и ценностное отношение к Родине. Актуализируют собственный опыт, формулируют, опираясь на него, умозаключения. На первое определение. Мнения детей - Да! - Композитор через мелодию, поэт – словами, художник – красками. Делятся своими впечатлениями о картине. Читают стихотворение, высказывают своё мнение, работают с текстом. |
Физкультминутка Задача: снять усталость, напряжение, повысить работоспособность учащихся. |
В нашей стране горы – высокие, (тянемся на носочках вверх) Реки глубокие, (присаживаемся на корточки) Степи широкие, (раскидываем руками) Леса большие, (руки вверх) А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец) |
Выполняют элементарные физические упражнения (в соответствии с текстом стихотворения), повторяя их за учителем. |
Усвоение нового знания Задача: обеспечить восприятие и осмысление нового материала |
- В завершении урока хочу обратить ваше внимание на то, о чём следует помнить, чтобы оставаться единым народом, имеющим великую Родину. |
Знакомятся с видеороликом, анализируют, вступают в диалог с учителем. |
Подведение итогов урока Задача: организовать анализ и оценивание учебной деятельности на уроке, зафиксировать неразрешенные затруднения. |
- Какая учебная задача стояла перед нами? - Мы достигли её? - Давайте проверим себя. Посмотрите на экран, вставьте пропущенные слова (задание с learningapps) - Что такое Родина? - Где и как добывали информацию? - О чём бы вы рассказали своим друзьям из-за границы? Что спросили бы у родителей? |
- Узнать, что такое Родина? - Да! Мнения детей. |
Домашнее задание Задача: организовать запись домашнего задания. |
- На следующий урок вам необходимо принести фотографии или рисунки Родины и составить по ним небольшой рассказ. (можно письменно его зафиксировать) - Какое грандиозное спортивное событие происходило этим летом? (Летние Олимпийские игры в Токио) - А как вы думаете, почему мы заняли такое высокое место? (потому что мы объединились, очень хорошо поддерживали друг друга, болели и переживали, чувствовали ответственность перед нашей страной) |
Слушают объяснение домашнего задания и записывают его. |