Конспект урока окружающий мир 2 класс "Как называли нашу Родину в разные времена"

Цели урока: познакомить, обобщить и систематизировать знания учащихся о названиях нашей страны в разные исторические периоды.

Задачи:

  • развивать умение учащихся выделять основное, оперативно работая с учебниками и пособиями, дополнительной литературой;
  • учить выражать свое мнение, доказывать его, опираясь на изученный материал;
  • прививать любовь, уважение, гордость за свою Родину.

Форма проведения: урок-путешествие.

Оборудование: таблички с названиями исторических станций, карточки самоанализа для каждого ученика, иллюстрации, толковый словарь, листы для записей.

Ход урока

Орг. момент

Организация учащихся на уроке. Сообщение целей и задач урока.
Учитель: Сегодня на уроке я предлагаю вам отправимся в интересное путешествие на машине времени по страницам истории нашей страны, которое займет всего 40 минут, а побываем мы в разных исторических периодах, которые пережила наша Родина.
- Узнаем о том, как изменялось название нашего государства – от Древней Руси до Российской Федерации.

Итория РоссииИтория России

Вводная беседа

- Прежде чем мы отправимся в путь, мне бы хотелось, чтобы вы высказали свое мнение о том, как произошли названия Русь и Россия. (Предположения детей)
- Откройте учебники на странице 91 и прочтите высказывания по этому поводу. Какое из них вам кажется наиболее убедительным?
- Интересным является тот факт, что сами ученые не могут ответить на него с абсолютной точностью.

- Многие считают, что эти наименования восходят к названию одного из славянских племен – родиев, россов или руссов.
- Русью, Русской землей стало называться с самого начала государство восточных славян, что послужило основой и для возникновения понятия "русский", "русские".

Основная часть. Путешествие по станциям

Станция "Древняя Русь"

- Наша первая станция - это "Древняя Русь". Послушайте внимательно следующие строки:

В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.

Учитель: Как вы думаете, о ком здесь идет речь? (Мнения ребят)
- Найдите ответ на страницах учебника, прочтите его. (Чтение рубрики "Жил на свете человек")
- Вы встретились с новыми понятиями, назовите их. (Летопись, монах, Нестор, "Повесть временных лет")

- Найдите в словарях определения первых двух слов. Запишите эти понятия.
- Действительно, ребята, самым известным из русских летописцев был Нестор, монах Киевского Печерского монастыря. Главный труд его – "Повесть временных лет", а обозначает это "Повесть о прошедших временах".

- В ней он описывал историю Руси и связывал ее с историей всех славян и соседних народов. Прочтите внимательно запись на слайде и объясните, как вы ее понимаете.

"Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве наче перви княжити, и откуда Русская земля стала есть". ("Каково начало Русской земли, и кто первым начал княжить в Киеве, и как образовалось Русское государство")

Станция "Московская Русь"

Учитель: Станция вторая, внимательно посмотрите, как она называется – "Московская Русь". Найдите в учебниках статью на данную тему и прочтите ее.
- Какие новые понятия встретились вам? (Можайск, Коломна, Переяславль - Залесский, Московское княжество, Тверское княжество)
- Запишите их. Скажите, можно ли охарактеризовать прочитанную статью следующими строчками?

Ну-ка снимем шапки, братцы,
Да поклонимся Кремлю.
Это он помог собраться

Городам в одну семью.
Это он нам всем на славу
Создал русскую державу…

- Найдите в словарях значение последнего слова, прочтите. Запишите его.

Гимнастика для глаз

Работа с плакатом - тренажером.
- В этот исторический период в нашей стране произошло очень важное событие – это провозглашение первого русского царя.
- Посмотрите внимательно на слайд, где он изображен, и постарайтесь описать его внешность, выскажите свои предположения о его характере.

- У вас на партах лежат карточки с именами прилагательными, выберите те из них, которые наиболее точно описывают этого человека. (Мнения детей)
- Найдите и прочтите статью в учебнике об Иване Грозном.

Физкультминутка

  1. Исходное положение: сидя за столом, руки на столе, пальцы сцеплены " в замок", голова опущена. Поднять сцепленные руки ладонями вверх, вернуться в исходное положение.
  2. Сидя на стуле, руки за голову. Поворот влево, вправо.
  3. Стоя, руки на поясе. Прыжки на месте на двух ногах, чередуя с ходьбой на месте.

Станция "Россия, Российская империя"

Учитель: Ребята, мы с вами благополучно отправляемся на следующую историческую станцию, которая называется "Россия, Российская империя".
- Эта страница истории нашего государства интересна тем, что в это самое время на престол вступает Петр Великий или Петр I, который очень изменил Россию.

- Конец XVII века, начало XVIII века – это становление империи, где царь становиться императором.
- Очень многое в нашей стране связано с именем Петра Великого, поэтому вам необходимо к следующему уроку найти интересный материал об этом человек, его делах.

Станция "Советская Россия"

- Станция, на которую мы сейчас отправимся, называется "Советская Россия".
- Чтобы вам было легче понять все те события, которые, связаны с этим периодом, я приготовила для вас слайд с иллюстрациями, изображены самые главные исторические моменты того периода.
- Расскажите о тех событиях, которые вам известны. (Ответы детей)

- Найдите статью в учебнике, прочтите, назовите понятия, которые вам неизвестны.
- Запишите Великая Октябрьская социалистическая революция, РСФСР, СССР.

Станция "Россия, Российская Федерация"

Учитель: Вы видите, что из Советской России наша страна превратилась в Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику.
- Мы с вами добрались до последней станции, которая называется "Россия, Российская Федерация".
- Это то государство, в котором живем все мы сейчас. Эта станция, о которой вы можете сами рассказать мне сейчас очень многое, так как вам это все знакомо и близко. (Рассказы детей)

Закрепление

- А теперь я хочу узнать, насколько вы были внимательны. Внимательно посмотрите на свои записи, прочтите их.
- Постарайтесь с их помощью восстановить события, о которых мы говорили на сегодняшнем уроке.
- Помогать вам будут и слайды, и иллюстрации, и статьи учебника. (Рассказы учащихся)

Работа с карточками самоанализа

Учитель: О своей стране необходимо знать как можно больше, поэтому давайте проверим, как вы запомнили то, о чем говорилось на уроке.
- Заполните карточки самоанализа. Сделайте выводы для себя.

Рефлексия

- Что нового вы узнали о своей стране?
- Какие полезные сведения получили?
- Чему удивились?

Домашнее задание

С. 91-96

Задание по выбору:

  • сообщение об Иване Грозном, о Петре Великом, Ленине;
  • нарисовать рисунок "Наша страна в разные времена";
  • написать сочинение-миниатюру "Россия, Российская Федерация".
Размер:
14.24 Kb
Скачали:
11