Цель: познакомить учеников с составом воздуха, его свойствами. Повысить психологическую комфортность на уроке через работу в группах и парах. Обеспечить творческими заданиями, формирующими и развивающими функциональную грамоту.
Задачи: познакомить с некоторыми свойствами воздуха, значением воздуха для всего живого на планете.
Развивать наблюдательность, умение делать выводы и обобщать.
Развивать умение исследовать свойства веществ экспериментальным способом.
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Методы обучения: словесные, наглядные, самостоятельно-познавательные.
Оборудование: светофор (для рефлексии), предметы для проведения опытов: свечи, банка, стакан, пластиковые стаканы, трубочки для коктейля, бумажные кораблики, чашки, стикеры цветные, воздушные шарики, сахар, веер; картинки по теме «Живая природа», схемы – опоры: «Состав воздуха», «Химические элементы»; листы-исследования, задания для работы в группах.
№ |
Действия учителя |
Действия учеников |
1.Организационный момент. Мотивация. |
Работа в круге. - А вы не знаете, что я вам приготовила к уроку интересные задания. |
Дети по цепочке продолжают, подбирая свои ответы: «А вы не знаете, что…» |
2. Актуализация знаний
|
- Повторим, что мы изучали на прошлом уроке. - Что такое горизонт? - Что такое линия горизонта? - Почему мы видим горизонт? - Какой прибор позволяет нам определить стороны горизонта? - Назовите стороны горизонта. Деление на группы (север, юг, запад, восток, компас) Опрос учащихся «Это интересно!»: - Какую дополнительную информацию подготовили участники ваших групп? |
Ответы учащихся.
Дети заранее поделены на группы, рассаживаются по своим местам. Рассказы учащихся про север, юг, запад, восток, компас. |
4. Проблемный диалог.
Сообщение темы урока. |
- Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами станем участниками практических опытов и заданий. Фронтальный опрос - Что необходимо человеку для жизни? - А какое из условий самое главное? - Как, вы, думаете, к какому условию подходит слово «невидимка»? - Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? - Назовите тему нашего урока. |
Тепло, свет, вода, воздух пища. (ответы учащихся) Ответы учащихся Воздух.
Ответы учащихся
Ответы учащихся |
5. Осмысление. Работа над новым материалом. |
«Светофор» - Не знаю - Немного - Знаю Подсчёт стикеров учителем, запись на доске. Объяснения учителя. - Как долго человек может прожить без воздуха? - Какой орган отвечает за наше дыхание? Объяснения учителя. Всё живое на земле нуждается в воздухе (работа по картинкам «Живая природа».) Воздух-смесь газов (работа по схеме-опоре). Он обладает важными свойствами, с которыми мы познакомимся на практике. Например, когда дуешь на тлеющий огонь , то он разгорается сильнее. Если же прекратить доступ воздуха к огню, то он погаснет. Так гаснет горящая свеча, если её накрыть стаканом. Проведение опыта. Зажечь 3 свечи. Одну накрыть стаканом, вторую-банкой, третью оставить незакрытой. - Что произошло? Почему, как вы думаете? |
Работа учащихся с цветными стикерами.
Ответы учащихся
Наблюдают, делают выводы. |
6. Первичное закрепление (применение) |
Учитель раздаёт задания в коробках. Наводящие вопросы, помощь группам.
Проверка задания. |
Работают в группах (проведение опытов по алгоритму: наблюдения, выводы заносят в листы-исследования. Защита работ учащихся. |
7. Физминутка «Ветер». |
Контролирует |
Самостоятельно выполняют. |
8. Дополнительное задание на развитие функциональной грамоты. |
- Прочитать справку, исследовать проведённый опыт, выбрать правильный вывод. Проверка задания. |
Самостоятельная работа в группах. Самооценка. |
9. Домашнее задание. |
- Предлагаю написать творческий отчёт по уроку. |
|
V. Итог урока
|
«Светофор» - Не знаю - Немного - Знаю Подсчёт стикеров учителем, запись на доске. |
Работа с цветными стикерами. |
VI. Рефлексия |
Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… |
Ответы учащихся |
Приложения