Цель урока: учащиеся знают, что такое воздух, состав воздуха, свойства воздуха.
Критерии успеха:
Тренинг
Передаём друг другу глобус (земной шар) и высказываем своё пожелание нашей планете.
Деление на группы. Дети разбирают таблички с нарисованными на них растениями (деревья – группа, кустарники – вторая, травы – третья группа)
Учащиеся определяют тему нового урока при помощи загадки.
Есть на земле Невидимка. Каждому приходилось иметь с ним дело. Вы его не видите, но знаете, что он тут, вы ощущаете его прикосновение.
Вот он захлопнул дверь в комнате, распахнул окно, задел на ходу ветки куста.
Вы идете по улице и чувствуете, что он за вашими плечами и слегка толкает вас в спину. Он обращается с вами не очень вежливо — срывает с вашей головы шапку.
Если вы видите, что листочки вдруг срываются с места и начинают путешествовать, можете быть твердо уверены, что их несет Невидимка. Вы не видите его самого, но вам заметно, как на его пути наклоняются в поле колосья, пригибается трава.
Чем чаще люди имели с ним дело, тем лучше узнавали его привычки и повадки.
Отгадай, кто этот Невидимка? (Слайд. Тема нашего урока «Воздух и его свойства»)
Вся планета Земля окутана невидимымпрозрачным покрывалом - воздухом.
Слой воздуха, окружающий нас и нашупланету, называется атмосферой.
Вы разделились на три группы. Осталось распределить роли в группе. Выберите в каждой группе лидера (руководит работой группы), спикера (выступающего), секретаря (того, кто будет вести записи), чтеца (для чтения заданий), хронометриста (следит за временем).
При помощи стратегии «Кластер» определяются общее понятие и первичные знания учеников о воздухе.
- Обсудите в группе и запишите то, что знаете о воздухе.
Проблемный вопрос
– Что такое воздух?
Выступление одарённых учащихся
Это не просто газ, а смесь разных газов. 200 лет назад учёные узнали, что воздух – состоит из смеси разных газов, которые так необходимы для жизни человека, животных и растений.
А вот какие газы входят в состав воздуха нам расскажут Настя, Карина и Вика.
Им было дано опережающее домашнее задание. (Слайдовая презентация)
Настя:
Больше всего в воздухе азота - 78%.
Это одно из необходимых и важных веществ для жизни живых организмов. Он нужен растениям для полноценного развития. Без азота пожелтела бы трава, деревья стали бы карликовыми, ягоды и фрукты - мелкими.
Карина:
Самый важный газ - кислород. Его в воздухе 21 % Вы знаете, что он необходим нам для дыхания. Кислород ещё поддерживает горение. Без него мы не смогли бы завести машину, разжечь печь, сварить на газовой плите обед.
Вика:
Углекислого газа всего 1%. Все при дыхании выделяют углекислый газ, а заводы выбрасывают в воздух огромное количество углекислого газа. Когда горит огонь – тоже выделяется этот газ. Мы бы давно бы задохнулось, если бы не растения. Именно они возвращают в воздух кислород. Поэтому нужно сажать как можно больше растений, чтобы воздух был чистым.
Итак, мы узнали, что воздух – это смесь газов: азота, кислорода и углекислого газа.
- Мы сегодня проведём с вами урок-исследование. А класс будет лабораторией (это помещение, где проводятся исследования и опыты)
Каждая группа проводит опыт, делает вывод по практической работе.
Эксперименты № 1, 2, 3, 4, 5 в учебнике стр. 23-24
№ 1. Закрыть фото ладошкой. Почему не видно рисунка? (Ладошка непрозрачна) Убрать ладошку. Сейчас между рисунком и тобой только воздух. Сквозь него чётко видно фото. Сделай вывод.
№ 2. Положить перед собой лист белой бумаги. Посмотреть на него сквозь цветные стёкла. Что происходит? Сделай вывод.
№ 3. Налить в ёмкость воды. Опустить баночку в воду. Что произошло?
№ 4. Понюхай воздух. Что чувствуешь? Теперь разрежем апельсин. Что изменилось?
№ 5. Зажги две свечи. (обсудить правили безопасности) Накрой одну стаканом. Что происходит?
Сделать выводы.
Физминутка «Ёлочка»
В перерыве между опытами выступление одарённого ученика о воздушном шаре.
Загадка о воздушном шаре
В результате сообщения Никиты, дети делают вывод о том, что тёплый воздух легче холодного.
Группы дополняют свой кластер.