Цели урока:
Предполагаемый результат:
Материал прошедших уроков: учащиеся знают задачи на движение в одном направлении, распределительное и сочетательное свойства умножения.
Прозвенел уже звонок,
А у нас, ребята, с вами
Математики урок.
- Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи. Вы готовы начать урок математики? (да)
- Проверим, как мы сидим. Руки? (на месте)
- Ноги? (на месте)
- Локти? (у края)
- Спина? (прямая)
- Ребята, нас впереди ждет много интересной работы.
Сегодня мы откроем тайну,
Ведь в жизни нашей часты чудеса.
Секрет математических чудес необычайных
Откроем мы всего за полчаса.
Орешек знанья тверд, но все же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его помогут
Волшебные слова:
"Хотим все знать!"
- Эти слова пусть будут девизом нашего урока.
- Перед вами таблица с выражениями и соответствующими буквами. Нужно решить выражения и полученные результаты записать в порядке убывания.
- Каждому ответу соответствует буква. Прочитайте, какое слово получилось. (Движение)
8*100 |
120:10 |
350:350 |
27000:9 |
81000:9 |
500:100 |
70*50 |
200:10 |
ж |
н |
е |
и |
д |
и |
в |
е |
- Ребята, поему мы используем в математике слово "движение"?
Работа с толковым словарем
- Что такое движение?
- Давайте прочитаем определение этого слова в словаре Ожегова. (чтение учащимся)
- Подберите синонимы к слову движения. (Перемещение, шаг, следование)
- Антонимы. (Остановка, простой, покой)
- Ребята, давайте подумаем какие виды движения мы знаем?
В одном направлении
Хаотичное движение
Задачи на движение в одном направлении
Задание для групп 1 и 2
Даниил идет 5 секунд со скоростью 4 м/с. Что нам известно? Что нужно найти? Какую мы используем формулу?
t = 5 с
v1 = 4 м/с
S1 = ? м
S1 = v1 x t
4 x 5 = 20 м
Задание для групп 3 и 4
Наоми идет 5 секунд со скоростью 6 м/с. Что нам известно? Что нужно найти? Какую мы используем формулу?
t = 5 с
v2 = 6 м/с
S2 = ? м
S2 = v2 x t
6 x 5 = 30 м
- Ребята, какой вид движения мы с вами рассмотрели? (в одном направлении)
Задачи на движение во встречном направлении
- Наоми и Даниил движутся на встречу друг к другу. Даниил идет 5 секунд со скоростью 4 м/с. Наоми идет 6 секунд со скоростью 4 м/с. (данные предыдущих задач)
- Ребята, в какую сторону идут ваши одноклассники? (Навстречу друг другу)
- Это значит, что мы сегодня будем изучать задачи на какое движение? (на встречное)
- Чему мы научимся на уроке? (решать задачи на встречное движение)
- Предлагаю вам на этот урок стать учеными-математиками и попробовать вывести формулу!
- Мы нашли расстояние, которое прошел Даниил и расстояние, которое прошла Наоми. Ребята, можем ли мы найти общее расстояние, которое прошли дети?
- Давайте вспомнил формулу нахождения расстояния. (S = v x t)
- В нашем движении участвует двое человек, которые, как мы выяснили идут с разной скоростью, но одинаковое время. Выведем формулу общего расстояния, на основе данной формулы. v1 x t + v2 x t
- Обратите внимание, время одинаковое. Какое свойство умножения здесь можно заметить? (распределительное)
Чтобы умножить сумму на число, нужно умножить на это число каждое слагаемое и сложить полученные результаты
- Как можно упростить нашу формулу?
S = (v1+v2) x t
- Верно! Посмотрите, дети идут навстречу друг другу, они отдаляются или сближаются? (сближаются)
- Именно поэтому их скорости суммируются: v1+v2 – это называется скорость сближения, на письме обозначается v сбл.
- Скорость сближения – это расстояние, пройденное двумя объектами навстречу друг другу за единицу времени.
- Чтобы найти скорость сближения, нужно сложить скорости объектов.
- Теперь, вооружившись формулами, можем решить задачу: S = (v1+v2) x t = (4+6) x 5 = 50м/с
- Вот так выглядит схема задач на встречное движение.
Предлагаю вам найти t и Vсбл. На основе формул, которые мы знаем. (дети вспоминают формулы)
t = S:vсбл, vсбл = S:t
- На экране выведены схемы движений детей. Я называю значение х – дети выполняют нужное движение.
Решение задачи
- Расстояние между двумя пристанями 90 км. От каждой из них одновременно навстречу друг другу вышли два теплохода.
- Сколько часов им понадобится чтобы встретиться, если скорость первого 20 км/час, а второго 25 км/час?
Решение:
Выражение: 90 : (20 + 25) = 2 (ч)
Ответ: теплоходы встретятся через 2 часа.
Интерактивная викторина "Задачи на встречное движение"
- Давайте вспомним цель сегодняшнего урока? (Научиться решать задачи на встречное движение, работать со схемой)
- Как вы считаете, мы ее достигли?
- Какая новая величина появляется при решении задач на движение? (скорость сближения)
Групповое оценивание
- Ребята, давайте подведем итоги и посчитаем сумму баллов в каждой группе. Какая группа набрала самое большое количество баллов?
Учащимся предлагается оценить свою работу за урок.
В зависимости от того, как вы поработали сегодня и что поняли, предлагаю выбрать нужный смайлик и нарисовать его на дисплее своего телефона.
Информация о домашнем задании
- Составить свою задачу на встречное движение.
- Спасибо за активное участие на уроке. Очень надеюсь, что занятие было увлекательным и познавательным для вас.
- Далее мы будем знакомится другими видами задач на движение. До свидания.