Цель: формирование представления о сложении двузначных чисел.
Задачи:
- формирование знаний о сложении двузначных чисел;
- развитие вычислительных умений и навыков складывать двузначные числа;
- решать задачи; развитие математической зоркости; развитие логического мышления; развитие внимания, памяти;
- воспитание познавательного интереса к изучаемой теме; воспитание усидчивости, терпеливости.
Требования к уроку: уметь решать примеры и задачи на сложение двузначных чисел;
знать формы решения примеров и задач на сложение двузначных чисел.
Оборудование: учебники, наглядности, мультимедийная техника.
Ход урока:
I. Организационный момент:
(На слайде: Добрый день!)
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня урок математики (на слайде) буду вести я. Надеюсь, вы мне покажете какие вы умнички, какие активные, послушные и мы с вами подружимся.
- Я вижу, после перемены вы слишком возбужденные. Чтобы сосредоточиться на уроке давайте проведем физминутку (на слайде). Сначала я ее покажу вам, а потом сделаем вместе.
II. Минутка чистописания:
(На слайде число 16).
- Внимание на доску, что вы видите?
- Число.
- Какое число?
- 16, двузначное, четное, в этом числе 1 десяток, 6 единиц.
- Назовите соседей этого числа?
- 15 или 17 (на слайде)
- Представьте это число в виде суммы разрядных слагаемых.
- 16= 10+6. (на слайде)
- А теперь откройте тетради, запишите число, классная работа (на доске). Пропишите это число увеличивая каждое последующее на один десяток.
- Сидим красиво, спинки выпрямили, пишем аккуратно. (Хожу по рядам!)
- 16,26,36,46,56,66,76,86,96
- Написали? Читаем хором. (На слайде).
III. Устный счет:
(На слайде пример №1)
- Внимание на доску. Что вы видите?
- Цепочку примеров.
- Что нужно сделать?
- Вычислить устно.
- Работаем по цепочке.
- Что сейчас делаем?
- К 5 прибавляем 8
- Сколько получается?
- 13
- Дальше. (Разбор цепочки до конца).
Цепочка №1. 5+8=13, 13-4=9, 9+2=11, 11-7=4
Цепочка №2. 16-9=7, 7+6=13, 13-5=8, 8+3=11
- Молодцы. (На слайде появилась задача).
- Ребята, что у нас появилось на доске?
- Задача.
- Прочитайте её. И давайте решим ее устно.
- У Пети было 12 орехов. Он съел 7 орехов. Сколько орехов у него осталось?
- Что нам известно?
- Что у Пети было 12 орехов.
- Что еще нам известно?
- Что он съел 7 орехов.
- Какой главный вопрос задачи?
- Сколько орехов у него осталось?
- Как можно решить задачу?
- Нужно от 12 отнять 7. (На доске 12-7=5)
- Отняли, сколько получилось?
- 5 орехов осталось у Пети.
- Хорошо. Смотрим снова на доску. (На доске задача). Что на ней?
- Задача.
- Прочитайте ее и решим ее устно.
- Из трамвая вышло 6 детей и осталось 8 взрослых. Сколько людей было в трамвае?
- Что нам известно?
- Что из трамвая вышло 6 детей.
- Что еще нам известно?
- Что в трамвае осталось 8 взрослых.
- Какой главный вопрос задачи?
- Сколько людей было в трамвае?
- Как можно решить задачу?
- Нужно к 6 прибавить 8. (На доске 6+8=14).
- Сколько получилось?
- 14 людей было в трамвае.
- Хорошо.
IV. Объяснение новой темы. (На доске написано: Урок математики)
- А теперь откройте учебник на стр. 67, смотрим задание 1.
- Кого вы видите на рисунке?
- Учеников лесной школы Зайца и Волка.
- Опишите как Заяц и Волк складывают эти числа.
- Заяц складывает единицы, а волк десятки.
- Что вы заметили?
- Что у Волка получилось 3 десятка, а у Зайца 12 единиц или это 1 десяток 2 единиц. И Заяц отдает 1 десяток Волку. И получается, 4 десятка и 2 единицы.
- Давайте это запишем столбиком. Кто мне выйдет к доске и запишет? Остальные взяли ручки и пишем в тетради красиво, аккуратно. Отступили 3 клеточки. Как будем записывать столбиком? Единицы под единицами, а десятки под десятками. Где тут десяток, где единица?
- 2-это десяток, 7 –единица.
- Пишем 27 плюс 15. Проводим черту, это у нас равно. И считаем.
- Сначала считаем единицы, это у нас 7 и 5.
- 7+5. Сколько получилось?
- 12
- Ставим под единицами цифру 2, а десяток пишем над десятками и держим в уме. И чтобы не забыть, ставим цифру 1 над десятками. Теперь считаем десятки. Сколько у нас десятков?
- 30.
- А с тем что в уме, сколько будет?
- 40.
- Каков ответ? -42
- Правильно. Отступили от примера 3 клеточки и пишем столбиком, не забывайте единицы пишем под единицами, а десятки под десятками. 38+6. Проводим черту-равно.
- Считаем единицы. Сколько у нас получилось единиц?
- 14.
- Под единицами пишем 4, а 1 десяток запоминаем.
- Сколько у нас десятка?
- 3
- И еще один десяток.
- 4
- Каков ответ? -44
- Правильно. Отступили еще 4 клетки. Записываем в столбик.
- А число 5 сейчас единица или десяток?
- Единица.
- Правильно. Пишем 5, плюс. Где в числе 79 будет единица?
- Число 9
- Где нам нужно записать число 9?
- Под 5.
- Пишем, 5 плюс 79. Равно. Сначала считаем единицы.
- 14
- 4 пишем, 1 в уме. Сколько у нас десятков? -7
- И еще плюс один? -8
- И получилось у нас число? -84
- Итак, как вы думаете как можно назвать тему сегодняшнего урока?
- (На слайде тема урока).
V. Физминутка:
- Я вижу вы немного устали, давайте с вами проведем физминутку. Все встали, я покажу, а вы потом повторите. (На экране физминутка).
- Молодцы, садитесь. (На экране: тема)
VI. Первичное закрепление нового материала:
- Открываем страницу 68, смотрим 3 задание. Что там записано?
- Вычисли, записывая решение столбиком.
- Кто хочет выйти к доске? А остальные пишет в тетради. Посередине №3. И с новой строки.
(Решает ученик, я ему помогаю)
- Пиши 48 + 19 равно. Сначала складываем единицы. Сколько у нас единиц получилось?
- 17
- Ставим 7 под единицами, а десяток запоминаем. Не забудьте над десятками ставить цифру 1, чтобы не забыть, что у нас 1 десяток в уме.
- Сколько у нас десятков?
- 5, да и еще который запомнили? –Будет 6.
- Ответ? - 67. –Проверяем, правильно?
- Правильно, садись. (Вызывать к доске)
VII. Решение задачи.
- Ребята, как вы думаете для чего нужны нам книги? (На слайде книги)
- Чтобы быть умными, начитанными.
- Правильно. Ребята, а как нужно обращаться с книгами?
- Их нужно беречь, нельзя их рвать, мять.
- А вы хорошо обращаетесь со своими книгами? Покажите мне свои книги по математике, просто поднимите.
- Я вижу, что хорошо с ними обращаетесь.
- Теперь откройте учебник на с. 68. смотрим 6 задание. Что там?
- Прочитайте внимательно задачу про себя. (Задача на слайде)
- О чем говориться в задаче?
- В задаче говорится о книгах.
- Что нам известно?
- Нам известно, что с полки взяли 8 книг.
- Что нам еще известно?
- Нам известно, что на полке осталось 12 книг.
- Какой главный вопрос задачи?
- Сколько книг было на полке?
- Сможем ли мы ответить на вопрос задачи сразу?
- Да.
- Почему?
- Потому что мы знаем сколько книг взяли с полки и сколько книг осталось.
- А как мы можем ответить на вопрос задачи?
- Чтобы ответить на вопрос задачи, нужно к 8 прибавить 12.
- А какая это задача?
- Простая.
- Почему?
- Она имеет одно действие.
- Давайте запишем решение задачи в тетрадь. Посередине пишем №6. Отступаем клеточку и с краю пишем. 8+12=20 (к).
- Правильно. Мы ответили на вопрос задачи?
- Да
- Записываем ответ. Пишем Ответ: 20 книг (Ответ на доске)
VIII. Внеклассная математика:
(На доске: Урок математики)
- Давайте немного отдохнем. Вы любите решать загадки?
IX. Обобщение: (На доске)
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что для вас было сложно?
- Что особенно вам запомнилось на уроке?
- Понравился ли вам урок?
X. Оценивание:
- Встаньте, те кто считает, что сегодня на уроке заработал 5?
- А теперь встаньте те, кто считает что заработал оценку 4?
- Я надеюсь у нас нет таких кто заработал сегодня оценку 3.
XI. Домашнее задание:
- Откройте дневники, запишите домашнее задание: с. 68, задание №7.
- Спасибо за урок.