Автор: Ивановская Татьяна Леонидовна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №24», ГО Краснотурьинск Свердловской области
Конспект урока с презентацией для учащихся 1 класса.
Цель: 1. Познакомить учащихся с решением составных задач.
2. Закреплять знания таблицы сложения однозначных чисел и состава чисел второго десятка.
3. Воспитывать бережное отношение к родной природе
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний. (Презентация. Слайд 1)
1. Устные вычисления. - А поможет нам в этом Зимушка – Зима. (Презентация. Слайд 2).
- Зимушка - Зима приглашает нас в гости к месяцам.
- Сколько месяцев в году?
- Назовите зимние месяцы.
- Каким месяцем заканчивается год?
- Какой месяц начинает год?
2. Упражнение в чистописании. - Мы запишем число 12 в тетрадь, а расскажет об этом числе (любой ученик). (Число 12 стоит на двенадцатом месте в натуральном ряду чисел, оно больше 11, но меньше 13. Оно состоит из 9 и 3, 3 и 9, 8 и 4, 4 и 8, 7 и 5, 5 и 7, 6 и 6. Число 12 четное.)
- Зимой часто идет снег, и к нам в класс залетело несколько снежинок, а на них число.
Повторим состав чисел второго десятка.
3. Повторение знаний о составе числа. (Презентация. Слайд 3). Чтобы найти нужный ответ, дети щелкают на снежинку с ответом.
Итак, что мы повторили?
III. Самоопределение к деятельности.
- А сейчас мы повторим простые задачи изученных видов.
Ответы зачеркнем на полосках с цифрами. Раздаточный материал. (Индивидуальная работа).
- А эти две задачи составят и решат у доски …
1. На березе сидело 6 воробьев. Прилетело еще 4. Сколько всего воробьев стало? (10)
2. В вазе было 10 яблок, 2 яблока съели. Сколько яблок осталось? (8)
3. У Васи 9 марок, а у Коли на 2 марки больше. Сколько марок у Коли? (11)
4. В русском языке 10 гласных букв, а звуков на 4 меньше. Сколько гласных звуков в русском языке? (6)
5. Мама купила десяток яиц и еще 3 штуки. Сколько всего яиц купила мама? (13)
6. У Зины и Маши 11 кукол. У Зины 6 кукол. Сколько кукол у Маши? (5)
7. Около школы посадили 10 берез и 5 лип. Сколько всего деревьев посадили у школы? (15)
- А теперь проверим. (Презентация. Слайд 4)
Самооценка.
- Задачи какого вида решаются действием сложения? (на нахождение суммы, на увеличение числа на несколько единиц.)
- Задачи какого вида решаются действием вычитания? (на разностное сравнения чисел, на уменьшение числа на несколько единиц, на нахождение остатка, на нахождение неизвестного слагаемого.)
Обобщение. - Итак, что мы повторили?
- Какое время года следует после зимы?
(Презентация. Слайд 5)
Назовите весенние месяцы. Какие по счету весенние месяцы? (3, 4, 5)
- Весной природа оживает, и мы отдохнем, прежде чем отправимся в гости к лету.
Ф/минутка.
IV. Знакомство с составными задачами. (Презентация. Слайд 6)
- Почему все дети ждут лета?
- Послушайте, какую задачу составила и решила Юля.
- Итак, Юля решила простую задачу на увеличение числа на несколько единиц, а Саша задачу на нахождение суммы.
- Что можно сказать о задаче, которую решил Саша? (задача является продолжением первой задачи)
- Что общего в задачах?
- Давайте составим из двух задач одну (один рассказ): возьмем условие первой задачи, а вопрос второй задачи (дети проговаривают задачу).
- Эта задача называется составной.
- Почему? Кто догадался? (Она состоит из двух простых задач).
- Какая первая простая задача?
- Какая вторая простая задача?
- Можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи, то есть найти, сколько всего ромашек и маков было в букете? (показать на схеме)
- А можно найти, сколько было маков? (У Юли)
- Теперь мы знаем, сколько было ромашек и маков.
- Сможем ли мы ответить на главный вопрос задачи? (работа по краткой записи)
- Посмотрите, как будем записывать решение такой задачи.
- Что вы заметили? (первое действие – это решение первой задачи, второе - второй)
- Сравните решение этой задачи с решением тех задач, из которых мы её составили.
- Чем же будут отличаться новые задачи от тех, которые мы решали раньше?
- Да, дети, в составных задачах нельзя сразу ответить на главный вопрос задачи.
- Дети, о чем мы решали задачу? (о цветах)
- Цветы украшают родную природу и нужно бережно относиться к природе, беречь цветы, деревья, растения. Не рвать цветы охапками, не губить природу нашей Родины.
Ведь любить и охранять природу, значит охранять и любить Родину
- А сейчас мы отдохнем, чтобы отправиться в путь дальше.
Ф/минутка.
- Какую задачу учились решать? (составную)
- Почему? (состоит из двух простых задач)
- А теперь мы отправляемся в гости к осенним месяцам, назовите их.
(Презентация. Слайд 7)
- Работа по учебнику. №1 (С. 62).
- Прочитайте задачу выразительно. Запишем её кратко.
I – 7 ш.
II - ?, на 3ш. больше ? ш.
- Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?
- Сколько шариков на первой проволоке?
- Что сказано о числе щариков на второй проволоке?
- Рассмотрите рисунок. Что значит «на 3 больше»?
- Что обозначает слово всего?
- Можем ли мы сразу узнать, сколько всего шариков на двух проволоках?
- Прочитайте в учебнике план решения этой задачи ещё раз.
№ 2 (с. 62) (Подробный разбор задачи по плану, приведённому в учебнике)
V. Закрепление изученного материала.
1. Работа по учебнику. №3 (с. 62)
2. Работа в тетради с печатной основой.
V. Рефлексия.
- Как вы разобрались в новом материале? Кто сможет сам объяснить решение задачи своим товарищам?
- Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов, которые лежат на вашем столе на нашем дереве успеха.
VI. Подведение итогов урока.
- Какие задачи мы научились решать сегодня на уроке?
- Чем мы пользовались сегодня при решении задач?
Скачать полную версию