Цель урока:
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
1. Устные вычисления
- А поможет нам в этом Зимушка – Зима. (Слайд 1, 2).
- Зимушка - Зима приглашает нас в гости к месяцам.
- Сколько месяцев в году?
- Назовите зимние месяцы.
- Каким месяцем заканчивается год?
- Какой месяц начинает год?
2. Упражнение в чистописании
- Мы запишем число 12 в тетрадь, а расскажет об этом числе (любой ученик). (Число 12 стоит на двенадцатом месте в натуральном ряду чисел, оно больше 11, но меньше 13. Оно состоит из 9 и 3, 3 и 9, 8 и 4, 4 и 8, 7 и 5, 5 и 7, 6 и 6. Число 12 четное.)
- Зимой часто идет снег, и к нам в класс залетело несколько снежинок, а на них число.
Повторим состав чисел второго десятка.
3. Повторение знаний о составе числа
- Чтобы найти нужный ответ, дети щелкают на снежинку с ответом. (Слайд 3)
Итак, что мы повторили?
- А сейчас мы повторим простые задачи изученных видов.
Ответы зачеркнем на полосках с цифрами. Раздаточный материал. (Индивидуальная работа).
- А эти две задачи составят и решат у доски …
- А теперь проверим. (Слайд 4)
Самооценка
- Задачи какого вида решаются действием сложения? (на нахождение суммы, на увеличение числа на несколько единиц.)
- Задачи какого вида решаются действием вычитания? (на разностное сравнения чисел, на уменьшение числа на несколько единиц, на нахождение остатка, на нахождение неизвестного слагаемого)
Обобщение
- Итак, что мы повторили?
- Какое время года следует после зимы? (Слайд 5)
Назовите весенние месяцы. Какие по счету весенние месяцы? (3, 4, 5)
- Весной природа оживает, и мы отдохнем, прежде чем отправимся в гости к лету.
Физминутка
- Почему все дети ждут лета? (Слайд 6)
- Послушайте, какую задачу составила и решила Юля.
- Итак, Юля решила простую задачу на увеличение числа на несколько единиц, а Саша задачу на нахождение суммы.
- Что можно сказать о задаче, которую решил Саша? (задача является продолжением первой задачи)
- Что общего в задачах?
- Давайте составим из двух задач одну (один рассказ): возьмем условие первой задачи, а вопрос второй задачи. (дети проговаривают задачу)
- Эта задача называется составной.
- Почему? Кто догадался? (Она состоит из двух простых задач).
- Какая первая простая задача?
- Какая вторая простая задача?
- Можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи, то есть найти, сколько всего ромашек и маков было в букете? (показать на схеме)
- А можно найти, сколько было маков? (У Юли)
- Теперь мы знаем, сколько было ромашек и маков.
- Сможем ли мы ответить на главный вопрос задачи? (работа по краткой записи)
- Посмотрите, как будем записывать решение такой задачи.
- Что вы заметили? (первое действие – это решение первой задачи, второе - второй)
- Сравните решение этой задачи с решением тех задач, из которых мы её составили.
- Чем же будут отличаться новые задачи от тех, которые мы решали раньше?
- Да, дети, в составных задачах нельзя сразу ответить на главный вопрос задачи.
- Дети, о чем мы решали задачу? (о цветах)
- Цветы украшают родную природу и нужно бережно относиться к природе, беречь цветы, деревья, растения. Не рвать цветы охапками, не губить природу нашей Родины.
Ведь любить и охранять природу, значит охранять и любить Родину
- А сейчас мы отдохнем, чтобы отправиться в путь дальше.
Физминутка
- Какую задачу учились решать? (составную)
- Почему? (состоит из двух простых задач)
- А теперь мы отправляемся в гости к осенним месяцам, назовите их. (Слайд 7)
- Работа по учебнику № 1 с. 62.
- Прочитайте задачу выразительно. Запишем её кратко.
I – 7 ш.
II - ?, на 3ш. больше ? ш.
- Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?
- Сколько шариков на первой проволоке?
- Что сказано о числе щариков на второй проволоке?
- Рассмотрите рисунок. Что значит «на 3 больше»?
- Что обозначает слово всего?
- Можем ли мы сразу узнать, сколько всего шариков на двух проволоках?
- Прочитайте в учебнике план решения этой задачи ещё раз.
№ 2 с. 62 Подробный разбор задачи по плану, приведённому в учебнике.
- Как вы разобрались в новом материале? Кто сможет сам объяснить решение задачи своим товарищам?
- Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов, которые лежат на вашем столе на нашем дереве успеха.
- Какие задачи мы научились решать сегодня на уроке?
- Чем мы пользовались сегодня при решении задач?