Тема исследования: Как изменится процесс обучения, если я научу детей работать в группе?
Цель исследования: обучение групповой работе для развития коммуникативных навыков.
Цель урока: Обсуждение новых единиц измерения массы, (взаимообмен знаниями).
Ожидаемые результаты:
- умеют обсуждать и оценивать друг друга;
- умеют представить групповой ответ на заданный вопрос.
Критерии:
Этапы урока, время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационно-мотивационный (2 мин) |
Приветствие. Деление на 4 группы (дифференцированнные). |
Рассаживаются по группам. |
Введение в тему (10 мин) |
Инструктаж по стратегии «Думай в группе и делись». Наблюдение за работой каждого ученика, корректировка – Что вы можете сказать о своем понимании задания? Сегодня мы все будем оценивать жестами. – Если было интересно, легко, во всем разобрались, все понятно – – Если трудности, сомнения, проблемы – – Если не разобрались в задании, не поняли –
Наблюдение за выполнением заданий: оценивание степени понимания; совместное обучение: талантливые и одаренные; оценивание критического мышления по отношению к доказательствам осмысления вопроса высокого уровня.
Даю таблицу измерения массы. |
ВВУ- Могли бы вы распределить меры веса согласно следующим животным:(ИКТ) мышка – 3… Кошка – 3… Слон – 3… Лошадь – 3… Работа в группах по стратегии «Думай в группе и делись».
Оценивание «Жесты» Я все понял… У меня проблемы… Я ничего не понял… Объясните, что у вас не получается.
Сможете ли вы теперь, используя таблицу измерения массы справиться заданием?
Продолжение работы над первым заданием
Оценивание «Жесты» Я все понял… У меня проблемы… Я ничего не понял… |
Физминутка (2 мин) |
Физкультурная минутка |
Вышли мышки как - то раз |
Работа по теме урока (26 мин) |
Инструктаж по стратегии. Инструкция по заполнению группового листа самооценки
Ознакомление с критериями оценивания консультирование У-у проверка правильность решения примеров, задавая при этом вопросы;
Наблюдение за выполнением заданий: оценивание степени понимания; парная беседа в целях развития критического мышления; совместное обучение талантливые и одаренные; саморегуляция;
итоги оценивания |
ВВУ- Как бы вы могли применить таблицу при выполнении следующих заданий ?
Работа по карточкам дифференцированными заданиями Выполнение заданий по выбору индивидуально выбирают задания, придерживаясь критериев (приложение)
решают, если необходима помощь – ведут диалог У-у, у-у или консультантом(ТиО)
подсчет количества баллов – Самостоятельное СО по критериям
Оценивание «Жесты» Я все понял… У меня проблемы… Я ничего не понял… |
Домашнее задание (2 мин) |
Записывает на доске (учебник «математика» с. ) |
Записывают задание в дневник |
Рефлексия (3 мин) |
Наблюдение за выполнением задания: оценивание степени понимания; Задает вопросы: 1) что понравилось на уроке? 2) что было интересного? 3) Что не понял? |
Записывают свои размышления об уроке в рефлективный дневник |
Рефлективный отчет по уроку
Урок новых знаний.
Цель: Обсуждение новых единиц измерения массы, (взаимообмен знаниями)
В начале урока учащиеся разделились на дифференцированные группы, предварительно сформированные учителем. При формировании состава групп я учитывала взаимоотношения и симпатию всех учащихся, но в одной группе для совместной работы я намеренно посадила учащихся, которые между собой мало общаются (Дильназ и Арина). В течение урока вела за ними постоянное наблюдения, с целью выявления между ними взаимодействия в ходе работы в группе и между собой.
На первом этапе урока детям была поставлена проблема через ВВУ во время решения, которого дети работали по стратегии «Думай в группе и делись». При наблюдении за детьми я обратила внимание, что детям трудно было решить проблему распределения веса животных. Дети сами вышли на проблему (дословно) «мы не знаем меры веса», «Мы не умеем определять вес», «не знаем как определять большой вес (слон)». Чтобы помочь решить данную проблему я обратила внимание учащихся на интерактивную доску, где была расположена таблица измерения массы с изображением животных в соотношении их размера, что подтолкнуло детей на самостоятельное решение проблемной ситуации, а так же продвинуло процесс работы.
Ребята во всех группах с помощью данной таблицы правильно распределили вес всех животных, этому способствовало то, что все ребята наглядно увидели изображения животных, которые соответствовали своему объёму, так же дети опирались на свой жизненный опыт, который дал положительный результат. При проведении рефлексии данного этапа, учащиеся сделали вывод (цитирую) «чтобы измерить животных (предметы) разной тяжести, нужны разные единицы измерения»
Оценивание проведено по стратегии «Жесты», которая показала положительный результат данного этапа работы. Оценивая себя с помощью простых жестов, дети получили эмоциональную разрядку, которая способствовала дальнейшей работе учащихся.
На этапе закрепления проверялось применение полученных знаний на практике, через решение дифференцированных заданий. Работа в группе проводилась индивидуально, с «запуском» карточек, тем самым я дала возможность детям самостоятельного выбора заданий, с учетом опоры на свои знания, и критерии оценивания.
Во время проведения инструктажа заполнения группового листа самооценки, у детей появилась заинтересованность в получении наивысшего балла, для хорошей оценки за урок, т.к. они уже увидели перед собой определенную цель, которая способствовала мотивации в их обучении. При консультировании учитель – ученик, также проверялась правильность выполнения заданий. ТиО, как всегда, быстро справились с работой и по просьбе учителя приступили к консультированию, для оказания помощи слабоуспевающим.
Я заметила, что не все ТиО с желанием помогают своим товарищам, даже если у них на это есть время и возможность. Ответ этого я обнаружила в результатах психологических исследований (диагностика «Самооценка личности уч-ся»): у этих детей завышенная самооценка, которая указывает на существенные искажения в формировании личности – «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих методика «Лесенка» в модификации О. Н. Лускановой.)
Для стабилизации эмоционального состояния таких учащихся необходимо поддерживать ситуацию успешности, давая возможность учащимся выговориться, поделиться тревогой, сомнениями.
На завершающем этапе урока, при подведении итогов, дети очень серьезно отнеслись к подсчету количества баллов и выведения суммативной оценки. Некоторые поставили себе отметку с «минусом», объясняя это тем, что им была оказана помощь со стороны товарища работающего в паре или консультанта, это доказывает, что прежде чем выставить оценку, дети проводят саморегуляцию, формативное самооценивание своих знаний.
Таким образом, работая в дифференцированнных группах дети с низкой успеваемостью качественно выполнили задания базового уровня, что способствовало повышению активности ребёнка на уроке, его интересу к предмету (из прочитанных рефлективных дневников), у детей появилось стремление к самостоятельной работе.
Работая в дифференцировнных группах, учащиеся на достаточно высоком уровне усвоили весь базовый программный материал по данной теме, а дети с высокой мотивацией смогли выполнить задания повышенной сложности.
При проведении рефлексии урока учащиеся, говорили много, интересно и с удовольствием, но не смогли эти записи внести в свои рефлективные дневники, ограничились 1-2 короткими предложениями, это связано с тем, что дети еще не могут грамотно и правильно оформить устную речь на письме, многим легче высказаться, причиной этого является малый словарный запас и возрастные особенности детей.
При рассаживании детей в группы по данному методу, и наблюдая за Дильназ и Ариной, я сделала вывод, что между мало общающимися детьми, проявились следующие черты: сплоченность в работе, дружелюбие, взаимопомощь, отзывчивость на просьбу. Следовательно, рассаживать детей, которые мало общаются между собой, надо чаще, для сплочения всего коллектива, независимо от их симпатий.